Хрупкость авангарда

1605
Юлия Миленькая
Почти все независимые театральные площадки страны, дополняющие «палитру» государственных храмов Мельпомены и формирующие разность взглядов зрителя на театральное искусство, сосредоточены в Алматы. Об их значении и проблемах рассказывают представители театрального андеграунда.

Альтернативе быть
Для начала определимся, в чем же главное отличие государственного театра от независимого (частного)? Оно заключается прежде всего в их организационно-правовой форме деятельности, а именно – в наличии или же отсутствии их бюджетного финансирования, субсидирования. Нетрудно догадаться уже по самому названию, какие театры находятся под крылом государства, а какие нет. Меж тем юридическая сторона вопроса оказывает влияние и на идеологическую, художественную.

Государственные театры имеют своих преданных зрителей, и их портрет в большей степени консервативен. Хорошо это или плохо – сказать сложно. А вот консерватизм в плане хрестоматийности и глубины традиций в актерской игре и режиссерской работе – важнейшие и сильные стороны национальных и государственных театров.

Независимые театральные площадки зарабатывают себе на хлеб самостоятельно. Зритель – вот их основной работодатель и главный кормилец. Коммерческие спонсоры и меценаты – крайне редкие партнеры театральных пространств, по крайней мере, в нашей стране. Затрагивая искусствоведческую, творческую сторону вопроса, отметим, что репертуар альтернативных театров построен на актуальных, социально острых темах. Рамки, границы и каноны, свойственные формату многих академических театров, не характерны для независимых. Более того, последние нарочито борются с ними, находясь в постоянном поиске и создании новых форм передачи смыслов постановок, коммуникаций со зрителем.



В Алматы в самом начале нулевых появилось арт-пространство «ARTиШОК». «Артишоки» смогли показать интересующемуся и охотно воспринимающему творческие новинки городу какой-то новый, другой мир театра. О маленьком подвальчике в центре начало узнавать все больше и больше людей, ищущих новые грани в литературе, творчестве, музыке и театре. Прошло не так много времени, и «АRТиШОК» стал известен далеко за пределами города, а затем и страны.

Во втором десятилетии двухтысячных независимые театральные площадки в Алматы начали расти как грибы после дождя. Каждая из них старалась «блеснуть» оригинальностью, остротой мысли и даже эпатажем, которые далеко не всегда воспринимались на ура публикой. К одним постановкам театрального андеграунда у алматинцев возникало чувство неприязни, недоумения, к другим – чувство восхищения.

Но что бы ни проходило в стенах этих маленьких, но гордых театров, было ясно следующее: культурная среда города не находится в стагнации, она развивается и дает молодым людям право возможности на досуг, новые знания, новые эмоции и мысли, интеллектуальное общение и обсуждение увиденного. А еще молодежь могла становиться частью этой среды и влиять на происходящее в своем городе, стране посредством творчества.

Сложившаяся в Алматы новая театральная «тусовка» оказывала влияние на людей, которые горячо влюблялись в театр. Некоторые из зрителей благодаря появляющимся театральным студиям пробовали себя в качестве актеров, ходили на курсы актерского мастерства.

Алматинка Ольга Султанова прошла свой большой, тернистый, но удивительно интересный путь от увлеченного зрителя до театрального продюсера и организатора международного театрального фестиваля, который впервые состоялся в Алматы в 2013 году. Ольга и сконцентрировала внимание алматинцев и гостей города на таком явлении, как независимый театр. Тогда в Алматы функционировали 22 театра, 9 из них – республиканские, остальные – частные.

Первый фестиваль проходил при поддержке городского управления культуры и представил исключительно алматинские постановки. В 2014-м фестиваль расширил свои границы дважды. Во-первых, был проведен в республиканском формате, а во-вторых, к казахстанской программе по заказу управления культуры города Алматы была добавлена международная.





Третий театральный фестиваль «Откровение» после годичного тайм-аута состоялся в 2016 году и приобрел международный статус. Это отразилось не только в названии, но и непосредственно в программе. Несмотря на это, он уже проходил без всякой материальной поддержки со стороны городского акимата и Министерства культуры и спорта. Спустя небольшой промежуток времени фестиваль ушел в финансовый минус и с помощью краудфандинга пытался выпутаться из долговой ямы…

«Откровение» оказало значительное влияние на дальнейшую театральную жизнь Алматы. Благодаря этому фестивалю казахстанцы узнали о своем соотечественнике – российском драматурге казахского происхождения Олжасе Жанайдарове, который впервые приехал в Алматы в качестве члена жюри на молодежный фестиваль.

Это событие поспособствовало и следующему визиту драматурга. Его пьесу «Джут» поставил известный режиссер, народный артист РК Рубен
Андриасян на малой сцене ГАРТД им. М. Ю. Лермонтова. Затем Олжаса пригласили в Казахстан в качестве преподавателя лаборатории современной драматургии «Драма.KZ».

А в 2017 году по инициативе Олжаса Жанайдарова и директора алматинского театра BT Айгуль Султанбековой был основан фестиваль современной казахстанской драматургии «Драма.KZ». Сегодня этот творческий проект, к счастью, продолжает жить. На протяжении пяти лет организаторы фестиваля представляют Казахстану новое поколение драматургов, способное предлагать отечественным театральным площадкам страны интересный, а самое главное – актуальный материал.

Независимый театр эпохи пандемии
Начиная с 2020 года, у альтернативных театральных площадок начались крайне трудные времена. Они, как и многие представители малого и среднего бизнеса, жили и продолжают жить в среде постоянных запретов и ограничений в условиях нестабильной санитарно-эпидемиологической обстановки. И если государственные организации культуры имеют возможность закрывать свои двери на тот или иной период, справедливо надеясь на поддержку со стороны Министерства культуры и спорта республики, то коммерческие, коими и являются независимые театральные площадки, вынуждены жить в пространстве убытков и вечной неопределенности.

Основательница Независимого экспериментального театра «Арт-убежище «Бункер» Ксения Драчукова, болеющая за судьбу авангардного театрального искусства в городе, говорит о нынешнем незавидном положении дел у независимых театров Алматы.

В момент жестких карантинных запретов на культурно-массовые мероприятия многие представители театральных проектов, объединений вынуждены были брать паузу, которая нередко в силу определенных обстоятельств затягивалась. Наиболее тяжело переживали 2020–2021-е годы те независимые театры, которые, несмотря на вынужденные длительные простои и отмены спектаклей, должны были платить за аренду своих помещений.

– Сегодня мы платим полностью стоимость своей аренды, потому что, даже несмотря на отсутствие спектаклей в тот или иной период, проводим занятия со студентами, репетиции, – рассказывает управляющий директор и актриса театра «ARTиШОК» Анастасия Тарасова. – Стоит сказать, что наши арендодатели шли нам навстречу, когда были карантинные ограничения в 2020 году, и мы с ними несколько иначе реализовывали свои договоренности.

Тем не менее, когда находишься в зависимости от арендодателя, все равно работаешь по установленным им правилам, делаешь все, чтобы сохранить за собой право на использование помещения, находишь деньги. В целом мы работаем, играем спектакли, ставим такой репертуар, который позволяет при продаже билетов покрывать наши текущие расходы. То есть работаем по максимуму.

По словам режиссера и актрисы театра «ARTиШОК» Галины Пьяновой, в рамках актерско-режиссерской школы в их театре проходят экзамены по предмету «Театральный менеджмент».

– Начинающие театрмейкеры сделали простую, но очень важную вещь – сформировали справочник всех алматинских театров, проектов, независимых площадок, коротко и лаконично сделали описание по каждому и представили первые результаты своей работы, которые обязательно будут дополняться и уточняться, – рассказала Галина Пьянова.

Она отметила, что созданный справочник позволит объективно понимать ситуацию в театральной среде Казахстана, где есть место не только государственным, но и «другим иным профессиональным театральным проектам, которые формируют в стране то, что называется объемным словом «культура».

– По предварительным данным, мы насчитали более 30 разноформатных театральных площадок и проектов, и все они работающие, – сообщила Анастасия Тарасова.

Не все независимые театральные проекты имеют собственные помещения. Многие из них «кочуют» от площадки к площадке и делят ее с другими представителями творческого сообщества города.

Ярким примером театра, который собирает под одной крышей представителей музыкальных коллективов, актеров, художников, поэтов и писателей, является La Boheme. Как отмечает актер театра Almadera Олег Белов, этот разноформатный творческий театр уже обрел популярность среди алматинских любителей искусства в самых различных его проявлениях.

– Это очень удачная площадка. Она камерная, демократичная, имеет удобное расположение в центре города. Здесь все, что нужно, как для самих выступающих коллективов, коих у театра много, так и для зрителей, – сказал Олег Белов.

По словам основателя La Boheme Александры Ветеорец, театр живет за счет продаваемых билетов, часть выручки от которых идет на оплату аренды.

– Наша цель – не закрыться, а устоять в предлагаемых обстоятельствах. Все мы надеемся, что пандемия когда-нибудь все же закончится, – с оптимизмом говорит Александра. – Сегодня театру дают возможность жить и сами зрители. Ведь в период пандемии люди стали по-настоящему скучать по культурным событиям в городе. Поэтому когда мы получаем возможность работать, пусть и с ограничениями по заполняемости залов, зрители активно интересуются концертами и спектаклями и приходят к нам.

Представители всех независимых площадок сошлись во мнении, что длительное отсутствие репетиций и спектаклей негативно сказывается на рабочей и физической форме актерского состава. И это тоже один из больших минусов в копилке проблем театров пандемического периода.

К слову, немалое число независимых театральных площадок, которые раньше специализировались на производстве контента, то есть постановке спектаклей, за последние два года из-за ограничений по заполняемости зрительных залов перешли на образовательный формат, проводят мастер-классы, уроки актерского мастерства, сценической речи и т. п.

– Названия у театров остались прежними, а спектакли у них не выходят. Артисты ведут курсы детские, подростковые, взрослые. Стараются держаться на плаву. Мне тоже как-то советовали в непростое время не опускать руки, а становиться образовательным центром. Все это, конечно, хорошо. Но помимо заработка денег хотелось бы еще и искусством продолжить заниматься, – сказала основательница Независимого экспериментального театра «Арт-убежище «Бункер». – В 2020-м некоторые наши коллеги вообще были вынуждены переквалифицироваться, в том числе в курьеров и водителей. Что касается нас, то в 2020–2021 годах мы постоянно работали с оглядкой: ждали комиссий, проверок, штрафов. В условиях ограничений работали порой для десяти зрителей только для того, чтобы артисты окончательно не потеряли квалификацию…

Синтез искусств и плюрализм мнений
Ксения Драчукова отмечает, что сегодня в Алматы сосредоточено 90% всех независимых театров республики. В регионах в основном работают только государственные объекты культуры.

– Да, найти студенческие арт-объединения возможно, если в области, городе работает профильное учебное заведение. Пока ребята там учатся, они входят в состав какого-либо творческого проекта. А после учебы молодые специалисты разбегаются по своим существующим в небольшом количестве театрам, – говорит Ксения.
Каждая независимая театральная площадка в Алматы представляет собой оазис синтеза искусств. «Альтернативщики» предлагают жителям и гостям города не только спектакли, но и выставки, поэтические вечера, кинопросмотры. Аудитория независимых театральных площадок абсолютно разная. Все, безусловно, зависит от реализуемого проекта.

Вот и аудитория «Бункера» постоянно расширяется. В прошлом году у них появился первый детский спектакль по пьесе российского драматурга, режиссера Николая Коляды. Благодаря выступлениям известного мастера пантомимы Сергея Червякова в «Бункер» потянулись люди старшего возраста.

– В целом же наша аудитория – зрители от 20 до 40 лет. Помню, как мы делали небольшой спектакль к празднованию Дня Победы. Пригласили всех людей, живущих в соседних с нашим «Бункером» домах. Пенсионеров МВД было довольно проблематично заводить в наше бомбоубежище, так как у них определенные ассоциации с такого рода пространствами, но и они остались довольны нашей постановкой и театром в целом. Мы для них накрыли стол, попили чай. Они рассказали нам истории порой драматичнее тех, которые мы им постаралась рассказать со сцены, – вспоминает Ксения Драчукова.

Представители независимых театров Алматы уверены, что сегодня театральные площадки города несут реабилитационную функцию для общества. Людям как-то нужно жить в этих непростых условиях.

Говоря о необходимости наличия и работы театров и других творческих пространств в городе и стране, Ксения Драчукова задает вопрос: почему во время январских событий бесчинствующая толпа не грабила книжные магазины? Ответ очевидный. Образованный, воспитанный на хороших книгах, фильмах, театрах человек грабить не пойдет…

– Уверена, что независимые театры являют собой авангард театрального искусства. Появление Казахстана на мировой театральной карте – в том числе и заслуга независимых театральных коллективов. Все мы любим и уважаем государственные театры, которые необходимы стране и людям. И мне нравится, что у наших школьников есть шанс сравнивать спектакль «Ревизор», поставленный, к примеру, в театре имени Лермонтова, с «Ревизором» на нашей театральной площадке, – сказала Ксения Драчукова.

Театры, как и все другие виды искусства, способны взрастить и воспитать в людях доброту, сострадание, неравнодушие. Перевоспитывать общество весьма сложное занятие, поэтому лучше все делать своевременно.

Важно, чтобы наши дети получали право выбора, учились анализировать, составлять независимое мнение. Сегодня говорят: трудно детей заставить книги читать. А ведь можно не заставлять, а хотя бы начать с театра, и не с одного. И, возможно, после двух совершенно разных театральных прочтений классического произведения, одно из которых будет рассказано современным, актуальным для них языком, у них проснется желание открыть книгу и прочитать Гоголя. Ну а там и до Гегеля с Бабелем недалеко.

Популярное

Все
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
С «Дядей Ваней» – в Мелихово
Листая страницы старинных книг
Транспорт и логистика – драйвер международного партнерства
Молочный флагман республики
Для ценителей казахской кухни
Apricot Fest оставил море позитивных эмоций
Творцы добра
В регионе построят 12 новых организаций образования
Сервис, кадры, инвестиции
Музыкант с большой буквы
Искусству не нужен переводчик
Распоряжение Главы государства об освобождении от должности
Лекарственную просрочку теперь можно сдать
Из рыболовов – в рыбоводы
Новоселье у осетра
Чтобы помнили
Импортозависимость будет снижена
Мынжылкы Бердиходжаев: Профессия врача требует человечности и самопожертвования
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Назначен новый министр обороны Казахстана
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Служебные квартиры и новую технику получили актюбинские спасатели
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Дожди с грозами накроют большую часть Казахстана
«Строительство АЭС в Казахстане – это очевидное, выгодное решение» - эксперт
Восточный путь Турсуна Султанова
Астана и Лондон продлили военное сотрудничество до 2026 года
«Будто не слышат сирены»: водителей наказали за отказ пропустить спецавтомобили в ВКО
О сравнении Казахстана с соседями высказался финансовый эксперт
Мировой успех художника из Петропавловска
ИИ управляет природными рисками
Марат Карабаев освобожден от должности министра транспорта
Землетрясение ощущалось близ Алматы
Казахстан захватил цифровое лидерство в Центральной Азии
Назначен советник Главы государства
Трамп интересовался, связано ли поведение Маска с употреблением наркотиков
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Семья – духовный код нации
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов

Читайте также

Касым-Жомарт Токаев принял участие в церемонии награждения …
Как в Национальной гвардии Казахстана спасают жизни
И хомяки целы, и дачники сыты
Июнь открывает лето

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]