От океана до океана В Летописи Независимости этот год занимает особое место. С одной стороны, улучшилось социальное самочувствие граждан. Стране удалось успешно и практически безболезненно преодолеть мировой кризис. С другой – Казахстан громко заявил о себе на международном уровне. Успешное председательство в ОБСЕ обеспечило большой интерес к республике как влиятельному игроку и квалифицированному медиатору в урегулировании конфликтов.
Начнем с того, что Президент Нурсултан Назарбаев внес свежую струю в работу закостеневшей в догмах структуры. Именно Казахстану удалось поднять на новый уровень работу ОБСЕ и активизировать дискуссии о противоречиях, назревших внутри организации.
Глава государства как никто другой понимал пагубность разделительных линий на пространстве Евразии, недопустимость деления на страны к Востоку и Западу от Вены. А потому с первых дней председательства приоритеты республики на этом ответственном посту нашли емкое выражение в девизе четырех «T»: Trust (доверие), Tradition (традиция), Transparency (прозрачность) и Tolerance (толерантность).
В частности, нашей стране удалось в некоторой степени снять конфронтационный тон в работе ОБСЕ, которая строилась на взаимных обвинениях. Запад критиковал страны постсоветского пространства за недостаточно активное внедрение европейских правовых ценностей. Государства СНГ просили учитывать сложившийся образ жизни, традиции, культуру и историю государств, только недавно вставших на путь демократического развития.
Раздавались замечания и о том, что некоторые страны-участницы пытаются превратить ОБСЕ в инструмент продвижения своих внешнеполитических интересов.
Нурсултану Назарбаеву в этом контексте удалось сделать главное – наладить диалог противоборствующих сторон. И если до этого времени главный механизм принятия решений – метод консенсуса был заблокирован, то именно с приходом Казахстана стороны наконец научились договариваться.
К слову, с 2003 года в рамках структуры не принимались политические декларации, не говоря уже о том, что уровень представительства измельчал, ограничиваясь максимум переговорами министров иностранных дел. Последняя встреча в верхах, как отмечали тогда, состоялась в 1999 году в Стамбуле, хотя по регламенту, саммиты ОБСЕ должны проводиться один раз в два–три года.
В этом контексте казахстанское председательство следует рассматривать как переломный момент. По инициативе Главы государства было принято решение о проведении Саммита в Астане. Этот факт уже сам по себе следует расценивать как победу отечественной дипломатии. Казахстан не только возглавил авторитетнейшую структуру, кстати, первым из государств, вышедших из «советской шинели», но и стал важным посредником в урегулировании существующих проблем, которому доверяли все стороны диалога.
В поле зрения действующего председателя был Афганистан и его постконфликтное развитие. Наша страна принимала активное участие в переговорах по урегулированию Нагорно-Карабахского, Приднестровского конфликтов, в стабилизации ситуации в Кыргызстане.
Шаг за шагом Глава государства продвигал взаимодействие в рамках различных международных структур, которые в долгосрочном плане должны сформировать трансевроазиатскую систему безопасности. Важным событием стал прошедший в рамках третьего Саммита СВМДА в Стамбуле первый институциональный форум СВМДА и ОБСЕ.
Не оставлял Казахстан без внимания экологические проблемы, рассматриваемые через призму Аральского моря и Семипалатинского полигона, развитие транспортно-коммуникационного потенциала Центральной Азии и другие инициативы, призванные навести мосты между Востоком и Западом.
Апофеозом этой работы стал саммит ОБСЕ, состоявшийся в Астане 1–2 декабря и собравший около 2,5 тыс. делегатов от 56 государств-членов и 12 государств-партнеров организации, включая ООН, НАТО, СНГ, СВМДА, ШОС и другие. Освещать его прибыли свыше 1,5 тыс. представителей мировых СМИ.
По итогам сложнейших переговоров была принята Астанинская декларация, подтвердившая намерение стран-участниц последовательно, соблюдая принципы и стандарты ОБСЕ, двигаться навстречу сообществу неделимой безопасности. Казахстану удалось достичь главной цели председательства – придать новый импульс развитию организации.
– Первоначально Хельсинкский процесс развивался, опираясь на концепцию общеевропейского дома «От Атлантики до Урала». С созданием ОБСЕ принципы европейской безопасности утвердились на пространстве «от Ванкувера до Владивостока». Сейчас начинается третий этап. Мы переходим к новому уровню безопасности и сотрудничества в более широких координатах – «От Океана до Океана», – выразил общую суть дискуссий Нурсултан Назарбаев.
Безопасность плюс интеграция В целом внешнеполитический аспект деятельности в 2010 году был очень насыщенным и многосторонним, а многие события проходили под знаком «впервые». В числе эпохальных встреч можно упомянуть первый Саммит по ядерной безопасности, прошедший в Вашингтоне 13 апреля. Нурсултан Назарбаев выдвинул ряд важных инициатив, в числе которых разработка Всеобщей декларации безъядерного мира, создание безъядерной зоны на Ближнем Востоке, учреждение Международного банка ядерного топлива под эгидой МАГАТЭ в Казахстане. Также на полях саммита Главе государства была вручена Премия мира и превентивной дипломатии Института «Восток – Запад», которая является одной из самых престижных наград в США.
Значимым год стал в контексте продвижения евразийской идеи. С 1 января 2010 года заработал Таможенный союз, а с 1 июля была создана Единая таможенная территория. Тем самым удалось сформировать огромный 170-миллионный единый рынок, в рамках которого устранялись таможенные барьеры. Это дало дополнительные возможности для бизнеса и привлекло инвесторов. Многие страны впоследствии проявили интерес к созданию зоны свободной торговли в рамках интеграционного процесса.
В этом же году на декабрьском заседании Высшего органа ТС была подписана Декларация о формировании Единого экономического пространства, а также одобрены соглашения, формирующие правовую базу ЕЭП.
Другим важным направлением сотрудничества со странами постсоветского пространства стали проблемы безопасности, прежде всего в связи с дестабилизацией внутриполитической обстановки в Кыргызстане. Именно эти вопросы составили главную повестку дня трех саммитов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), прошедших в течение года.
Значительные результаты были достигнуты в ходе III Саммита прикаспийских государств, состоявшегося в ноябре в Баку, где по инициативе казахстанского Лидера было принято решение о введении моратория на вылов осетровых сроком на 5 лет, а также подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспии. Кроме того, стороны выразили согласие на скорейшую проработку вопроса об определении ширины национальной зоны, исходя из 24–25 морских миль. Это важная тема, которая многие годы была камнем преткновения и на первых порах ставила под вопрос разработку нефтяных месторождений на шельфе Каспия.
Всего в этом году с участием Главы государства прошло 180 встреч и мероприятий международного характера, включая 7 визитов за рубеж в рамках двусторонних отношений, а также 16 многосторонних саммитов и 5 международных форумов.
Социально-индустриальный аспект Если говорить о ситуации внутри страны, то и здесь Казахстан оказался на высоте. В то время, как многие государства, столкнувшиеся с мировым кризисом, сворачивали свои социальные программы, Президент делал все, чтобы их сохранить.
– Нам удалось не только сдержать безработицу, но и снизить ее, реанимировать финансовую систему и строительный сектор. Более того, мы смогли в полном объеме выполнить все свои социальные обязательства, несмотря на то, что в мире идут обратные процессы. С 1 января этого года пенсии наших граждан увеличены на 25%, с 1 апреля заработная плата всех работников бюджетной сферы увеличена также на 25%. Казахстан в период бурного развития не терял голову и откладывал часть нефтяных доходов в национальный фонд, который сыграл решающую роль в стабилизации экономики, – отметил Нурсултан Назарбаев, выступая на III Астанинском экономическом форуме.
Как отмечал Глава государства, в кризисный период мы работали на опережение и приступили к реализации масштабной Программы форсированного индустриально-инновационного развития. И, кстати, стартовый год стал успешным: до конца 2010-го были введены в строй 152 объекта, которые отвечали таким критериям, как высокая производительность, инновационность, ориентация на производство продукции с высокой добавленной стоимостью.
Не меньшее внимание уделялось качеству трудовых ресурсов и развитию человеческого капитала. Этот вопрос обсуждался в том числе на XXIII пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте РК.
– Нужно в увязке с реалиями экономики создавать и строить передовые межрегиональные центры по подготовке и переподготовке кадров. Следует внедрить отраслевые системы сертификации квалификаций специалистов. Предстоит также расширить перечень грантовых стипендий на освоение дефицитных специальностей во всех отраслях, – отмечал Глава государства.
Речь также зашла о необходимости изменения учебных программ подготовки специалистов на уровнях высшего и профессионально-технического обучения. Ставилась задача наладить эффективную переподготовку и повышение квалификации научных кадров и инженерно-технического персонала всех отраслей в рамках Программы ФИИР.
«Индустриальное развитие – это наш шанс в новом десятилетии, новые возможности для развития страны. Казахстан будет успешной индустриальной державой – я в это абсолютно верю», – отметил Нурсултан Назарбаев в Послании народу.
Новой экономике нужны были новые кадры. И если говорить в общем о системе образования, этот аспект учитывался особо. Обучались специалисты по программе «Болашак». Приступили к работе созданные по инициативе Главы государства интеллектуальные школы и новый международный Назарбаев Университет. Первые 500 студентов начали в нем свое обучение уже осенью 2010 года, 7 декабря с лекциями в вузе выступили Нурсултан Назарбаев и ряд видных мировых политиков, а спустя всего несколько лет университет стал подлинным флагманом отечественного образования и науки.
Таким образом, страна начала переход к очередной фазе государственного строительства, где внешнеполитические инициативы органично дополняли внутренние процессы. Создавая сферу безопасности по периметру границ Казахстана, Президент привлекал инвесторов и технологии, модернизировал экономику и воспитывал новую креативную команду управленцев, инженеров и высококвалифицированных рабочих.