Интеллектуальные системы помогут обеспечить безопасное управление транспортной инфраструктурой

210
Рустем Алиев

Все прошедшее лето новостные ленты пестрели сообщениями о ДТП на загородных трассах. При этом в комментариях казахстанцы задавались одним вопросом: почему дороги в стране становятся лучше, но аварийность не снижается, а наоборот, растет?

Фото: Kazpravda.kz/ Адильбек Тауекелов

Ответ лежит на поверхности: в Казахстане наблюдается автомобильный бум. В первой половине 2024 года из автосалонов выехало свыше 83 тыс. новых автомобилей, и большая часть из них приобретена теми, кто впервые садится за руль. Больше машин – выше вероятность аварий.

Говоря в нынешнем сентябрьском Послании об аварийности на дорогах, Президент Касым-Жомарт Токаев заострил внимание на необходимости улучшения дорожно-транспортной инфраструктуры и внедрения интеллектуальных систем. При этом он поручил запустить единую цифровую платформу, на которой будет отражаться вся информация о строительстве и ремонте дорог, в том числе внутригородских.

Рост числа автомобилей на дорогах неизбежен. Магистрали играют ключевую роль в экономике любой страны, обеспечивая связь между регионами и городами. Цифровизация при этом может сделать управление транспортной инфраструктурой более эффективным, безопас­ным и экономически выгодным. Особенно в данном отношении сейчас преуспевают Китай и европейские страны.

В Казахстане тоже имеются достойные внимания проекты цифровизации, направленные на улучшение качества дорог, обеспечение их безопасности и оптимизацию процессов управления дорожной сетью. На сегодняшний день у нас их реализуют три крупные отраслевые организации: АО «НК «КазАвтоЖол», АО «КазДорНИИ» и РГП «Нацио­нальный центр качества дорожных активов» (Центр качества). И у каждой из этих структур есть свои сильные стороны.

«КазАвтоЖол» внедряет цифровые решения для управления автодорогами. Например, автоматизированные системы оплаты на платных трассах. Мобильное приложение Sapar обеспечивает водителей актуальной информацией о состоянии дорог, дорожных событиях и придорожных сервисах. Проект «Безопасные дороги» предусматривает автоматический контроль за скоростью движения и весом транспортных средств.

KazRoadLab «Центра качест­ва» – цифровая система для авто­матизации испытаний дорожных материалов – сокращает влия­ние человеческого фактора и повышает точность результатов. Виртуальный тренажер, разработанный в центре, представляет собой интерактивные модули для обучения специалистов основам испытаний и методикам анализа данных. Он используется для профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников.

КазДорНИИ создает систему управления эксплуатацией мостов. В ней оцифрована информация обо всех мостах и путепроводах рес­публики (проектно-техничес­кие характеристики, 3D-сканы, оценка технического состояния, сведения о деформациях и ремонтах). Платформа сама сформирует отчеты по каждому объекту, подскажет о приближении сроков ремонта и поможет спланировать бюджет таких работ.

Система управления улично-дорожной сетью предоставляет удаленный доступ к цифровым данным об улично-дорожной инфраструктуре. Цифровой двойник автодорог – виртуальная их копия, созданная на основе 3D-сканирования, – помогает прогнозировать изменения и своевременно находить решения для улучшения состояния магистралей без вмешательства в реальную инфраструктуру.

Формируется база дорожных профессионалов Jolshy. Она будет содержать информацию обо всех специалистах дорожной отрасли, начиная с выпускников вузов. После интеграции с платформами Enbek.kz и eLicense.kz в ней будут отражаться сведения о кадрах (квалификация, опыт работы и другие данные), а также статданные о потребности в соответствующих работниках.

В базе «Дорожно-строительных материалов и новых технологий» собрана вся подтверж­денная информация о нужных материалах, технологиях и инструментах для дорожного строи­тельства. На этой цифровой платформе заказчик, исполнитель, инженер или автор проекта могут выбрать наиболее оптимальный, подходящий к определенным климатическим и другим условиям стройматериал без посредников.

Однако возникают вполне резонные вопросы: кто должен заниматься цифровизацией дорожной отрасли и кто будет нес­ти ответственность за внедрение соответствующих технологий?

Один из главных претендентов на роль лидера в цифровизации дорожной инфраструктуры, бесспорно, – Министерство транс­порта, обладающее достаточными ресурсами и полномочиями, чтобы инициировать масштабные проекты. Госорганы могут выступить с необходимыми законодательными инициативами, обеспечивающими правовую основу. В том числе это касается создания стандартов для использования таких технологий, как системы управления дорожным движением, мониторинг состоя­ния дорог с помощью дронов и датчиков, автоматизация.

Именно государственные инвестиции необходимы для создания базовой цифровой инфраструктуры – от «умных светофоров» до автоматизированных систем контроля дорожного движения и мониторинга, единодушно отмечают отраслевые эксперты.

Госорганы также могут способствовать развитию партнерства с частным сектором в формате ГЧП. Ведь именно частники, как известно, характеризуются скоростью и гибкостью.

Между тем цифровизация дорожной отрасли невозможна без глубоких научных исследований и подготовки квалифицированных специалистов. Поэтому важно участие третьей стороны – научно-исследовательских институтов и образовательных учреждений.

Университеты и научные институты могут заниматься фундаментальными исследованиями в области цифровых технологий, систем управления и анализа больших данных, что в дальнейшем ляжет в основу практи­ческих решений для цифровизации. В рамках совместных проектов они способны предложить научное обоснование и поддержку при внедрении передовых решений.

Таким образом, очевидно, что для успешной цифровизации дорожной отрасли необходима координация усилий всех участников, включая государственные ведомства и частный сектор. Каждый из этих игроков может внести свой вклад в развитие дорожной инфраструктуры, используя собственные ресурсы и компетенции.

Как полагают эксперты, ведущую роль в этом процессе должна занять независимая научная организация, чьи разработки могут обеспечить долгосрочные результаты и интеграцию современных технологий в дорожное хозяйство.

В отличие от «КазАвтоЖол» и НЦКДА, которые ориентированы на эксплуатацию и контроль,
КазДорНИИ не работает с подрядчиками, не принимает прямого участия в приемке дорог. Поэтому институт может проводить независимую оценку, принимать непредвзятые решения и внедрять их. Это делает его наиболее подходящим кандидатом для ведения масштабных цифровых проектов, обеспечивающих как безопасность, так и эффективное управление дорогами.

К тому же КазДорНИИ является участником технического комитета Международной организации по стандартизации ISO TK 241 «Безопасность автомобильных дорог» по вопросам разработки и глобального внедрения двух новых международных стандартов в сфере транспорта. Эти стандарты (39003 и 39004) ориентированы на уменьшение количества ДТП на автодорогах в условиях развития новых интеллектуальных и беспилотных технологий.

Говоря об обнадеживающих перспективах цифровизации дорожной отрасли, нельзя не сказать и о существующих вызовах. Во-первых, проекты могут требовать крупных вложений, что затрудняет их реализацию, особенно в регионах с ограниченными бюджетами. Есть риск кибератак, а значит, возникает необходимость обеспечения информационной безопасности при внедрении цифровых систем, что потребует дополнительных ресурсов и компетенций. По-прежнему существует проблема координации усилий между государственными органами и частным сектором.

Но эти вызовы преодолимы, если налажено взаимодействие между всеми стейкхолдерами. Тогда исключаются возможные задержки, дублирование функ­ций и ситуации, когда у семи нянек дитя без глазу.

Популярное

Все
Дело о громком убийстве подростка в Алматинской области взято на особый контроль
Нарушения водного законодательства выявлены в ходе прокурорской проверки в ЗКО
В области Жетысу подключили к природному газу Алгабасский сельский округ
В области Жетысу подключили к природному газу Алгабасский сельский округ
До конца года начнет действовать трасса на Кандыагаш в Актюбинской области
Интеллектуальные системы помогут обеспечить безопасное управление транспортной инфраструктурой
Музей под открытым небом планируют создать в Атырау
В Талдыкоргане открыли памятник известному художнику Абылхану Кастееву
Строительство АЭС не несет в себе рисков, считают эксперты МАЭК
Зал первооткрывателя Ботая
Призер международного фестиваля из Державинска
«Современные реакторы исключают возможность отклонения от протоколов безопасности» – эксперт о АЭС
Монумент погибшим лесникам установили в области Абай
В Алтайском ботаническом саду знают почти все об уникальной флоре Восточного Казахстана
О трансформации архивов в эпоху цифровизации говорили участники II Конгресса архивистов в Алматы
Куляш Кунантаева свою жизнь посвятила служению народу и стране
Преемственность идей мира и духовности: первый форум молодых религиозных лидеров прошел в Астане
На Акмолинской птицефабрике цыплят до осени считают
Аул Бозанбай, что в 65 километрах от Усть-Каменогорска, в октябре будет встречать гостей со всего мира
Кто он, основатель Семипалатной крепости?
Ушел из жизни сын известного казахстанского композитора Армана Дуйсенова
Молодая семейная пара педагогов из Алматы планирует переехать в сельскую местность
Предприятие оштрафовали на 2,9 млрд тенге в Актюбинской области
Безопасность превыше всего
Нужны дополнительные мощности
Ждут туристов в Атырау
Кадры для атомной отрасли
Primus inter pares
Казахстанский дизайнер создал одноразовый чемодан для туристов
Без атомной генерации энергопереход не состоится
До 5 апреля 2025 года казахстанцы должны установить номерные знаки на свои мопеды
Президент подписал поправки по вопросам дорожной безопасности
Не остаться бы сырьевым придатком
Касым-Жомарт Токаев принимает участие в форуме депутатов маслихатов
В Жамбылской области поэтапно включают отопление
Запуск экспресс-маршрутов в Астане: названа цена проездных билетов
Страховые компании Костаная на грани разорения
Царь-рыбу – легендарного сибирского осетра – пробуют вернуть в Черный Иртыш
Растущее энергопотребление свидетельствует об устойчивом росте экономики
Труба пока не готова
На энергетической безопасности экономить... опасно
Перуашев прокомментировал задержание своего заместителя
Казахстанцы просят изменить призывной возраст срочников
Отбасы банк и акимат области Жетісу запускают жилищную программу для жителей районов и сел
В Атырау появится дендрологический парк
Шоу мирового уровня: иностранцы поделились впечатлениями от концерта Димаша Кудайбергена в Астане
Группа общественников побывала на экскурсии в учебном центре Института ядерной физики
Школьница находилась в секс-рабстве в Кызылорде: стали известны подробности дела
В Таразе начали подготовку специалистов для химической промышленности
Во избежание идентификации астанчанин заклеивал бумагой госномер авто
Схрон оружия нашли по маршруту кортежа Токаева в Туркестанской области
Недостроенные объекты и жилье принимал акимат Жезказгана
В режиме мозгового штурма: ERG провела первый в Казахстане хакатон в алюминиевой отрасли
Как рождается мирный атом
Участие в голосовании – проявление гражданской ответственности
Более 170 тонн картофеля без сертификатов пытались завезти в Казахстан из России
Преимущества АЭС разъяснили молодежи
Касым-Жомарт Токаев прибыл в Костанайскую область

Читайте также

Автомобиль едва не сгорел на пункте взимания платы «Конаев»
Без пересадок: куда можно полететь прямым авиарейсом из Каз…
Токаев призвал развивать транспортные коридоры на пространс…
Запуск экспресс-маршрутов в Астане: названа цена проездных …

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]