Интеллектуальные системы помогут обеспечить безопасное управление транспортной инфраструктурой

2730
Рустем Алиев

Все прошедшее лето новостные ленты пестрели сообщениями о ДТП на загородных трассах. При этом в комментариях казахстанцы задавались одним вопросом: почему дороги в стране становятся лучше, но аварийность не снижается, а наоборот, растет?

Фото: Kazpravda.kz/ Адильбек Тауекелов

Ответ лежит на поверхности: в Казахстане наблюдается автомобильный бум. В первой половине 2024 года из автосалонов выехало свыше 83 тыс. новых автомобилей, и большая часть из них приобретена теми, кто впервые садится за руль. Больше машин – выше вероятность аварий.

Говоря в нынешнем сентябрьском Послании об аварийности на дорогах, Президент Касым-Жомарт Токаев заострил внимание на необходимости улучшения дорожно-транспортной инфраструктуры и внедрения интеллектуальных систем. При этом он поручил запустить единую цифровую платформу, на которой будет отражаться вся информация о строительстве и ремонте дорог, в том числе внутригородских.

Рост числа автомобилей на дорогах неизбежен. Магистрали играют ключевую роль в экономике любой страны, обеспечивая связь между регионами и городами. Цифровизация при этом может сделать управление транспортной инфраструктурой более эффективным, безопас­ным и экономически выгодным. Особенно в данном отношении сейчас преуспевают Китай и европейские страны.

В Казахстане тоже имеются достойные внимания проекты цифровизации, направленные на улучшение качества дорог, обеспечение их безопасности и оптимизацию процессов управления дорожной сетью. На сегодняшний день у нас их реализуют три крупные отраслевые организации: АО «НК «КазАвтоЖол», АО «КазДорНИИ» и РГП «Нацио­нальный центр качества дорожных активов» (Центр качества). И у каждой из этих структур есть свои сильные стороны.

«КазАвтоЖол» внедряет цифровые решения для управления автодорогами. Например, автоматизированные системы оплаты на платных трассах. Мобильное приложение Sapar обеспечивает водителей актуальной информацией о состоянии дорог, дорожных событиях и придорожных сервисах. Проект «Безопасные дороги» предусматривает автоматический контроль за скоростью движения и весом транспортных средств.

KazRoadLab «Центра качест­ва» – цифровая система для авто­матизации испытаний дорожных материалов – сокращает влия­ние человеческого фактора и повышает точность результатов. Виртуальный тренажер, разработанный в центре, представляет собой интерактивные модули для обучения специалистов основам испытаний и методикам анализа данных. Он используется для профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников.

КазДорНИИ создает систему управления эксплуатацией мостов. В ней оцифрована информация обо всех мостах и путепроводах рес­публики (проектно-техничес­кие характеристики, 3D-сканы, оценка технического состояния, сведения о деформациях и ремонтах). Платформа сама сформирует отчеты по каждому объекту, подскажет о приближении сроков ремонта и поможет спланировать бюджет таких работ.

Система управления улично-дорожной сетью предоставляет удаленный доступ к цифровым данным об улично-дорожной инфраструктуре. Цифровой двойник автодорог – виртуальная их копия, созданная на основе 3D-сканирования, – помогает прогнозировать изменения и своевременно находить решения для улучшения состояния магистралей без вмешательства в реальную инфраструктуру.

Формируется база дорожных профессионалов Jolshy. Она будет содержать информацию обо всех специалистах дорожной отрасли, начиная с выпускников вузов. После интеграции с платформами Enbek.kz и eLicense.kz в ней будут отражаться сведения о кадрах (квалификация, опыт работы и другие данные), а также статданные о потребности в соответствующих работниках.

В базе «Дорожно-строительных материалов и новых технологий» собрана вся подтверж­денная информация о нужных материалах, технологиях и инструментах для дорожного строи­тельства. На этой цифровой платформе заказчик, исполнитель, инженер или автор проекта могут выбрать наиболее оптимальный, подходящий к определенным климатическим и другим условиям стройматериал без посредников.

Однако возникают вполне резонные вопросы: кто должен заниматься цифровизацией дорожной отрасли и кто будет нес­ти ответственность за внедрение соответствующих технологий?

Один из главных претендентов на роль лидера в цифровизации дорожной инфраструктуры, бесспорно, – Министерство транс­порта, обладающее достаточными ресурсами и полномочиями, чтобы инициировать масштабные проекты. Госорганы могут выступить с необходимыми законодательными инициативами, обеспечивающими правовую основу. В том числе это касается создания стандартов для использования таких технологий, как системы управления дорожным движением, мониторинг состоя­ния дорог с помощью дронов и датчиков, автоматизация.

Именно государственные инвестиции необходимы для создания базовой цифровой инфраструктуры – от «умных светофоров» до автоматизированных систем контроля дорожного движения и мониторинга, единодушно отмечают отраслевые эксперты.

Госорганы также могут способствовать развитию партнерства с частным сектором в формате ГЧП. Ведь именно частники, как известно, характеризуются скоростью и гибкостью.

Между тем цифровизация дорожной отрасли невозможна без глубоких научных исследований и подготовки квалифицированных специалистов. Поэтому важно участие третьей стороны – научно-исследовательских институтов и образовательных учреждений.

Университеты и научные институты могут заниматься фундаментальными исследованиями в области цифровых технологий, систем управления и анализа больших данных, что в дальнейшем ляжет в основу практи­ческих решений для цифровизации. В рамках совместных проектов они способны предложить научное обоснование и поддержку при внедрении передовых решений.

Таким образом, очевидно, что для успешной цифровизации дорожной отрасли необходима координация усилий всех участников, включая государственные ведомства и частный сектор. Каждый из этих игроков может внести свой вклад в развитие дорожной инфраструктуры, используя собственные ресурсы и компетенции.

Как полагают эксперты, ведущую роль в этом процессе должна занять независимая научная организация, чьи разработки могут обеспечить долгосрочные результаты и интеграцию современных технологий в дорожное хозяйство.

В отличие от «КазАвтоЖол» и НЦКДА, которые ориентированы на эксплуатацию и контроль,
КазДорНИИ не работает с подрядчиками, не принимает прямого участия в приемке дорог. Поэтому институт может проводить независимую оценку, принимать непредвзятые решения и внедрять их. Это делает его наиболее подходящим кандидатом для ведения масштабных цифровых проектов, обеспечивающих как безопасность, так и эффективное управление дорогами.

К тому же КазДорНИИ является участником технического комитета Международной организации по стандартизации ISO TK 241 «Безопасность автомобильных дорог» по вопросам разработки и глобального внедрения двух новых международных стандартов в сфере транспорта. Эти стандарты (39003 и 39004) ориентированы на уменьшение количества ДТП на автодорогах в условиях развития новых интеллектуальных и беспилотных технологий.

Говоря об обнадеживающих перспективах цифровизации дорожной отрасли, нельзя не сказать и о существующих вызовах. Во-первых, проекты могут требовать крупных вложений, что затрудняет их реализацию, особенно в регионах с ограниченными бюджетами. Есть риск кибератак, а значит, возникает необходимость обеспечения информационной безопасности при внедрении цифровых систем, что потребует дополнительных ресурсов и компетенций. По-прежнему существует проблема координации усилий между государственными органами и частным сектором.

Но эти вызовы преодолимы, если налажено взаимодействие между всеми стейкхолдерами. Тогда исключаются возможные задержки, дублирование функ­ций и ситуации, когда у семи нянек дитя без глазу.

Популярное

Все
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
Новые технологии кардинально меняют подходы
Лига плюща осталась мечтою
Шымкент – свидетель эпох
В Таразе открылся хаб «Дом ремесленников»
Вернули государству артефакты
От кафельного клея до шпаклевки
Место для лакокрасочной радуги
Есть у страны «вторая нефть», и это – животноводство
Куклы могут тоже говорить...
Новый виток развития железнодорожного сектора
Политическая летопись современности
Трудовой путь длиной в 600 лет
«Молочные реки» сами по себе не потекут
Полицейские Жетысу изъяли 54 кг наркотиков
Музыканты и охотники: скворцы в деле
Плотницкое кредо Даулетбека Джаркимбаева
Экспертный диалог продвигает практическое взаимодействие
Когда земляки говорят спасибо!
От полезных привычек до бизнес-проектов
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
Новая услуга появилась в приложении eGov Mobile
ORDA: триумф во Франкфурте-на-Майне
Бадрисафа Байтурсынова, разыскивая мужа, дважды обращалась к жене Максима Горького
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
Таяние ледников – проблема всего человечества
Казахстанская модель шахматного образования признана одной из лучших в мире
Двое казахстанцев зачислены в университеты Лиги плюща
Карин провел встречу с заместителем завотделом пропаганды ЦК Компартии Китая
Нацелены на рост и развитие
Память, звучащая в Слове
Премьер-министр Италии прибыла в Астану
В Уральске реконструируют набережную
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Единый ваучер на кружки и секции для детей начнут выдавать в Казахстане
Караганда получила обновленный генплан
Новаторская пилотная зона CryptoCity появится в Казахстане
Иностранку задержали в аэропорту Алматы
Токаев дал эксклюзивное интервью катарскому телеканалу Al Jazeera
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Будущее – за цифровыми активами
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Семья – духовный код нации
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана

Читайте также

Новые технологии кардинально меняют подходы
Кызылсайский природный парк получил новые автомобили для ох…
Минпром принял в управление уникальный электронный архив ге…
Цифровизация и развитие ИИ: новый выпуск подкаста Taldau Ta…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]