
За 30 лет независимости Казахстан прошел путь от страны с экономикой, находящейся «в свободном падении», до обретения статуса регионального лидера. О сложностях переходного периода, ходе экономических реформ и задачах на перспективу в интервью «Казахстанской правде» рассказал министр национальной экономики РК Асет Иргалиев.
– Асет Арманович, канун 30-летнего юбилея страны – время вспомнить, с чего Казахстан начал свой путь суверенного развития. Насколько республика в 1991 году была готова к существованию вне советской плановой экономической системы?
– На момент обретения независимости существовавшая в стране экономическая модель была ориентирована в основном на сырьевое обеспечение других союзных республик и поэтому могла функционировать только в условиях подчинения единому союзному центру.
Когда распался Союз, экономика Казахстана перешла в состояние «свободного падения»: в 1991 году снижение реального ВВП бывшего союзного государства, по разным оценкам, составило от 8 до 17%.
Хронический дефицит национального капитала, разрушение существовавших торгово-экономических связей и сложности с адаптацией бывших советских предприятий и структур к условиям зарождающегося рынка привели к глубокому спаду в экономике Казахстана и соседних стран. В связи с этим первоочередной задачей руководства страны во главе с Первым Президентом – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым на момент обретения независимости стало формирование новых экономических и общественных отношений, необходимых для перевода экономической системы на рыночные рельсы.
Из-за радикальной смены экономических отношений мгновенно возникло большое количество проблем. Во-первых, гиперинфляция. Цены на все товары и услуги в течение 1992 года подскочили многократно, и в какой-то момент инфляция доходила даже до 3 000%. Во-вторых, наблюдался острый дефицит продовольственных и еще более непродовольственных товаров. В-третьих, сбережения обесценились, и большая часть населения оказалась за чертой бедности.
Оглядываясь назад, можно констатировать, что, несмотря на трудности становления новой рыночной системы экономики и присущие ей недостатки, вопреки глобальным экономическим кризисам Казахстан уверенно движется вперед. Этому способствуют политическая стабильность, сложившиеся дружественные отношения между этносами, безграничная преданность народа идеалам независимости.
Результатом многолетних усилий руководства страны и ее граждан стало формирование целостного экономического пространства, восстановление и укрепление производственных и межрегиональных связей, обретение собственной «ниши» в мировой торговле.
Благодаря выстраиванию механизмов рыночной экономики и интеграции в глобальное экономическое пространство социально-экономическое положение Казахстана сегодня отличается устойчивостью и стабильностью.
– Выход экономики Казахстана на траекторию устойчивого роста был бы невозможен без притока иностранных инвестиций. Как молодой республике удалось заручиться поддержкой гигантов мирового бизнеса?
– Действительно, иностранные инвестиции – существенный фактор роста национальной экономики, важный источник капитальных вложений в производство и канал распространения новых технологий и менеджмента.
Сегодня Казахстан – лидер по привлеченным чистым прямым иностранным инвестициям среди стран СНГ. Накопленный приток чистых ПИИ за 1992–2019 годы составил 9 931,6 доллара на душу населения. Это стало возможным благодаря благоприятному инвестиционному климату в стране и государственным мерам поддержки инвесторов.
Для того чтобы поддерживать постоянный приток инвестиций из-за рубежа, Казахстан обеспечивает в стране политическую стабильность, укрепляет прямой диалог инвесторов с Президентом и Правительством.
Созданный по инициативе Елбасы Совет иностранных инвесторов стал площадкой для рассмотрения актуальных вопросов в сфере привлечения инвестиций, совершенствования институциональной среды, повышения транспарентности и усиления борьбы с коррупцией, развития казахстанского содержания и продвижения экспорта казахстанской продукции.
С момента обретения независимости в Казахстан привлечено более 370 миллиардов долларов иностранных инвестиций, которые помогли республике сделать настоящий экономический рывок. Так, с 2000 года вплоть до мирового финансового кризиса экономика страны росла со среднегодовым темпом в 10% с последующим замедлением до 5%.
Нужно отметить, что поступление иностранных инвестиций свидетельствует о глобальном доверии мирового бизнеса. В самые сложные годы к нам пришли такие инвесторы, как «Дженерал Электрикс», «Дженерал Моторс», «Миттал», «Тойота», «Самсунг», «Бритиш Петролеум», «Шелл», «Эксон Мобил», «Шеврон», «Аджип» и многие другие крупнейшие компании.
За последние 10 лет ежегодный приток инвестиций в страну составлял в среднем около 24 миллиардов долларов, за исключением кризисов 2015 и 2020 годов. На сегодняшний день в Казахстане действует прогрессивная правовая и институциональная база, сформирована многоуровневая инфраструктура поддержки инвесторов. Мы предлагаем инвесторам открытые, стабильные и предсказуемые условия для привлечения капитала и технологий в страну.
– За минувшие годы Казахстан прошел через череду финансово-экономических кризисов, истоки которых лежали за пределами страны. Сегодня мы переживаем пандемический кризис, продемонстрировавший, что в условиях современного мира и открытости экономики каждая страна оказывается уязвимой перед глобальными угрозами.
– Вы правы. В 2020 году мы стали свидетелями беспрецедентного многоуровневого кризиса в мировой экономике. На фоне распространения коронавирусной инфекции и карантинных ограничений сократились мировые торговые потоки, существенно замедлилась деловая активность, произошло значительное снижение цены на нефть.
Конечно же, эти факторы не обошли стороной и нашу экономику. Сектор услуг сократился на 5,3%. Объемы горнодобывающей промышленности снизились на 4% из-за сокращения добычи нефти на 5,4% в рамках исполнения обязательств по соглашению ОПЕК+. Экспорт товаров упал на 19,1%, импорт – на 4,1%.
Для сглаживания последствий пандемии по поручению Главы государства Правительством были приняты и реализованы три пакета антикризисных мер на общую сумму 6,3 триллиона тенге, что эквивалентно 9% от ВВП. Данные меры были направлены на предоставление налоговых стимулов для пострадавших отраслей и расширение льготного кредитования МСБ.
Кроме того, было увеличено финансирование оборотного капитала, предоставлено рефинансирование кредитов на льготных условиях, а также отсрочки по кредитам.
Около 700 тысяч предпринимателей получили налоговые послабления, 80% заемщикам пострадавших отраслей предоставлены отсрочки по кредитам. Мерами содействия занятости были охвачены около 1,4 миллиона человек.
– В Казахстане был реализован ряд институциональных реформ, обеспечивших стабильное функционирование экономики. К их числу можно отнести создание Национального фонда, государственных институтов развития. Расскажите об этом подробнее.
– У Казахстана была четко поставленная стратегическая цель – в короткие сроки создать эффективно работающие экономическую и финансовую системы.
Все решения приходилось принимать ускоренно, но взвешенно. К примеру, коренные преобразования пенсионной системы произошли в январе 1998 года. Тогда Казахстан провел реформу по чилийской модели, направленной на постепенный переход от солидарных пенсий к самостоятельной системе индивидуальных обязательных пенсионных накоплений.
Правда, пенсионная система до 2013 года функционировала недостаточно эффективно: частные пенсионные фонды вкладывали деньги в низкорентабельные долговые бумаги банков, которые не входили в 10–15 лучших финасовых структур страны на тот момент. Некоторые банки создавали собственные частные пенсионные фонды и управляли их средствами для собственных целей.
Таким образом, деятельность частных пенсионных фондов была убыточной. В связи с этим в государстве создали АО «Единый накопительный пенсионный фонд», единственным акционером которого является Правительство республики. Дальнейшие реформы пенсионной системы заключались в пересмотре порядка расчета государственной базовой пенсии, введении системы обязательных пенсионных взносов работодателей.
В текущем году гражданам была предоставлена возможность использования части пенсионных накоплений на улучшение жилищных условий, оплату дорогостоящего лечения или передачу в управление частным управляющим компаниям. На сегодняшний день пенсионные активы ЕНПФ составляют почти 13 триллионов тенге, что эквивалентно 40% от ВВП страны. Чистый инвестиционный доход с начала года составил около 939 миллиардов тенге.
В сфере страхования проделана значительная работа по созданию новой законодательной базы и современной инфраструктуры национального страхового рынка.
Что касается Национального фонда, то его создание в свое время позволило нам обеспечить стабильное социально-экономическое развитие страны, несмотря на влияние внешних шоков. Так, из фонда в периоды спада экономики выделялись средства на финансирование государственных программ развития, на социально значимые, инфраструктурные и прочие стратегически важные цели.
В разные периоды работы фонда из него осуществлялись экстренные изъятия в виде целевых трансфертов, в том числе для преодоления последствий кризисов. Результатом долгосрочной инвестиционной стратегии, реализованной Национальным банком, является инвестиционный доход фонда, который с момента создания по конец 2020 года составил более 18,5 миллиарда долларов, или порядка 32% от объема Национального фонда.
– Принято считать, что залогом устойчивости государства является наличие предпринимательского класса, так как это помогает диверсифицировать риски. Какие меры принимаются в нашей стране для развития малого и среднего бизнеса?
– В условиях рыночной трансформации перед Правительством была поставлена четкая цель – сформировать качественную и устойчивую прослойку предпринимателей, которые станут основной движущей силой нового экономического курса. Для достижения цели принято 12 программных документов, направленных на поступательное развитие предпринимательства.
Сегодня вклад малого и среднего бизнеса (МСБ) в экономику страны составляет 32,8%, что выше, чем в ряде стран СНГ. К примеру, в России он равняется 20,8%, в Беларуси – 26,4%. При этом данный показатель демонстрирует стабильную динамику роста.
Количество действующих субъектов МСБ также неизменно растет. За последние 10 лет число действующих субъектов предпринимательства удвоилось – до 1 357 311 единиц в 2020 году со средним ежегодным приростом в 5,3%.
Субъекты МСБ обеспечивают почти 40% занятого населения страны рабочими местами. За последнее пятилетие субъектами малого предпринимательства создано более две трети новых рабочих мест по республике.
Казахстан достиг значительных успехов в вопросах формирования комфортной и благоприятной бизнес-среды. За последние 10 лет в республике проведены две крупные реформы по снижению административной нагрузки на бизнес.
В 2012 году разрешительные процедуры для бизнеса сократились на 30%, а в 2016-м – еще на 50%. Также отменены дублирующиеся и излишние разрешения, переведены на уведомительный порядок и оптимизированы разрешительные процедуры. В результате сегодня открыть бизнес в форме ИП можно за час через портал egov.kz, тогда как 5 лет назад эта процедура занимала до пяти рабочих дней.
Эффективность данных реформ подтверждается международными рейтингами и опросами среди самих предпринимателей. Согласно результатам Глобального мониторинга предпринимательства, в Казахстане отмечаются благоприятные бизнес-возможности для населения. Так, каждый второй опрошенный респондент отмечает, что в Казахстане легко начать свое дело. Для дальнейшего стимулирования предпринимательской активности до нового года будет принят закон, предусматривающий внедрение новой регуляторной политики «с чистого листа».
В рамках его реализации Правительством до 2024 года будет проведена стопроцентная инвентаризация требований для бизнеса. Все требования будут проверены на их соответствие защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, жизни и здоровья граждан, окружающей среды, обороны и национальной безопасности. Требования, не соответствующие данным условиям, отменят.
– Как экономический прогресс Казахстана за период независимости выглядит в цифрах?
– За прошедшие 30 лет Казахстану удалось достичь значительных экономических результатов. К примеру, ВВП страны в реальном выражении увеличился в 2,4 раза. Темпы роста ВВП начиная с 1996 года находились в положительной траектории и непрерывно росли, несмотря на череду кризисных явлений в мировой экономике. Исключениями являются только 1998 год, когда темпы роста экономики снизились на 1,9%, и пандемический 2020-й, когда экономический рост снизился на 2,5%.
ВВП на душу населения за годы независимости в долларовом эквиваленте вырос в 13 раз. Если в 1993 году этот показатель составлял около 700 долларов, то к 2020-му достиг 9,1 тысячи долларов.
Я уже упоминал, что в страну было привлечено более 370 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций из более чем 120 стран. Основная часть инвестиций приходится на страны Европейского союза (около 50%) и США (15%). К числу крупных инвесторов также относятся Великобритания, КНР, Швейцария, Россия, Япония и Канада. По итогам 2020 года в республике действуют более 21 тысячи компаний с иностранным капиталом.
Что касается внешнеторгового оборота, то в 2020 году объем внешней торговли составил 86,5 миллиарда против 1,5 миллиарда в 1991-м. В том числе объем экспорта увеличился с 910 миллионов до 47,5 миллиарда долларов, импорта – с 573 миллионов до 38,9 миллиарда долларов. Существенно вырос экспортный потенциал экономики. Сегодня Казахстан экспортирует свою продукцию на рынки более чем 100 стран мира. Основными торговыми партнерами выступают страны Европейского союза, Россия и Китай. Отмечается рост несырьевого экспорта.
Рост экономических показателей сказывается и на увеличении благосостояния населения. Доходы казахстанцев с 1995 года в реальном выражении выросли в 4,2 раза, а реальная зарплата с 1994-го – в 4,6 раза. Динамичная модернизация экономики и создание новых производств наряду с активным развитием предпринимательства позволили снизить уровень безработицы до 4,9% с 7,5% в 1994 году.
Отмечу, что в 2002 году Казахстан стал первой страной из бывших советских республик, получившей рейтинг инвестиционного класса от трех ведущих международных рейтинговых агентств – Moody’s, Fitch Ratings и Standard & Poor’s. С тех пор, несмотря на внешние шоки, мы каждый год подтверждаем данный уровень и сохраняем высокое доверие международных инвесторов.
В текущем году рейтинговое агентство Moody’s отметило эффективные меры Правительства по улучшению макроэкономической политики и обеспечению фискальной устойчивости в условиях пандемии коронавируса и даже повысило суверенный кредитный рейтинг Казахстана до уровня Baa2 инвестиционного класса. При этом Казахстан стал единственной страной – экспортером нефти, рейтинг которой был повышен агентством Moody’s, а также вошел в число стран, рейтинг которых был повышен или им присвоен позитивный прогноз.
– Какие задачи стоят перед Казахстаном в части дальнейшего развития экономики?
– В настоящее время перед Казахстаном поставлена амбициозная задача войти в 30 развитых государств мира. За этой задачей стоит основная цель – улучшить благосостояние казахстанцев и повысить их доходы. Именно этой стратегической цели будет подчинена вся будущая идеология экономической политики нашего государства.
Это предполагает повышение эффективности и конкурентоспособности экономики через ее модернизацию и диверсификацию. Особый акцент при этом будет сделан на повышение производительности и сокращение волатильности экономики в зависимости от мировой конъюнктуры.
По приблизительным расчетам, для вхождения в топ-30 развитых стран к 2050 году ВВП на душу населения должен составлять не менее 60 тысяч долларов. Основными факторами экономического роста страны должно стать привлечение инвестиций в несырьевые секторы экономики, продолжение работы по созданию благоприятного инвестиционного климата, реализация курса на цели устойчивого развития.