Какие загрязняющие вещества содержатся в воздухе в крупных городах Казахстана Общество 20 февраля 2022 г. 23:15 5053 Досжан Нургалиев Сегодня большинство городов республики – не только центры экономической и миграционной активности, но и зоны концентрации многих проблем, в том числе экологических.Тот же смог, тот же воздух и та же вода…По мнению представителей науки, человечество в своем неуемном стремлении взять от природы все, что только можно, и забывая об отдаче, неуклонно движется к «экологическому банкротству». Окружающая среда просто не успевает восполнять колоссальные потери, понесенные в результате воздействия человеческой деятельности. Не справляется она уже и с огромными объемами отходов. При этом, несмотря на явную деградацию окружающей среды, мало кто из обывателей пытается пересмотреть свое отношение к экологии: если в былые времена путь цивилизации был усеян «сломанными копьями и крыльями», то сегодня он вымощен техногенными отходами, источниками которых служат не только промышленные зоны, но и города.На сегодня около 80% всего мирового населения – городские жители. В этом смысле не является исключением и Казахстан. За последние десятилетия активные процессы урбанизации и внутренней миграции в республике привели к резкому увеличению городского населения и столь же быстрому росту крупных мегаполисов, для которых вопросы экологии становятся с каждым годом все актуальнее.Жители современных городов в полной мере испытывают на себе последствия необратимого ухудшения условий окружающей среды. Передать словами всю полноту душевного и физического дискомфорта граждан, живущих в этих условиях, невозможно. Как отмечают экологи, высокий уровень загрязнения атмосферы городов вредными выбросами негативно влияет на здоровье и динамику смертности, возрастающую ежегодно в среднем на 2%. По данным исследований, за три года численность больных со злокачественными образованиями выросла на 14%.И не случайно в Послании Главы государства отмечалось, что охрана окружающей среды и экологическое развитие выходят на первый план казахстанской повестки дня. Правительству необходимо приступить к практическим мерам по улучшению ситуации в стране.В городах Казахстана основной вклад в загрязнение воздуха вносит автотранспорт. Низкое качество используемого топлива и отсутствие фильтров по очистке выхлопных газов, плохое состояние подвижного состава автохозяйств, увеличение количества автомобилей – все эти факторы приводят к тому, что в атмосферу выбрасывается огромное количество окиси углерода, свинца и других продуктов горения, отметил Президент.По мнению экологов, в условиях локдаунов, введенных из-за пандемии, воздух городов стал чище. Тем не менее в международном рейтинге среди 115 стран мира Казахстан занимает 33-е место по уровню загрязненности городской атмосферы. Тяжелый воздух с примесью всевозможных продуктов сжигания углеродного топлива, смог, окутывающий плотной завесой мегаполисы, и крупные промышленные предприятия с дымящимися трубами – все это обыденные реалии городской жизни нашей страны.По данным экологического мониторинга Казгидромета, на сегодня 45 промышленных городов (моногорода, областные центры), в том числе 10 крупных региональных центров страны относятся к зоне с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха – это Нур-Султан, Алматы, Караганда, Темиртау, Атырау, Актобе, Балхаш, Усть-Каменогорск, Жезказган и Шымкент.По мнению специалистов, причины загрязнения атмосферного воздуха в городах можно разделить на три категории. Так, в Алматы и Нур-Султане основной процент загрязнения приходится на тепловые источники (котельные), автотранспорт и частный сектор, использующий преимущественно для отопления угольные печи.В Усть-Каменогорске и Темиртау наибольший объем эмиссий приходится на промышленность. В числе прочих факторов экологической проблематики городов Актобе и Атырау – устаревшие канализационно-очистные сооружения, а также тот же воздух, и та же вода…По сути, в каждом из этих и других городов страны есть свои экологические проблемы и источники их порождения. Но решать их не на словах, а на деле власти явно не торопятся, в результате эти проблемы из года в год обостряются, достигая порой невероятных критических масштабов. Меморандумы и «дорожные карты», подписываемые периодически между госорганами и компаниями, условные лимиты и прочие меры ограничения мало способствуют снижению вредных выбросов промышленных и энергетических предприятий, которые продолжают наполнять атмосферу городов дымом и копотью. Например, по данным Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК, компания «АрселорМиттал Темиртау» производит до 250 тыс. тонн вредных выбросов в год.Недавно аким Карагандинской области Женис Касымбек выразил недовольство темпами работ АО «АрселорМиттал Темиртау» по улучшению экологической обстановки в городе, заявив о том, что население Темиртау не видит результатов. Как показывают итоги экологических мониторингов, в системах фильтрации данного предприятия существует немало минусов, из-за чего значительная часть образующихся дымовых газов поступает через крышные окна и фрамуги в атмосферу.По данным исследований, в 2020 году среди регионов Казахстана более половины вредных веществ, выброшенных в окружающую среду, совокупно приходилось на Павлодарскую (723 тыс. тонн) и Карагандинскую (627,7 тыс. тонн) области. Значительные объемы выбросов также зафиксированы в областях: Атырауской (154 тыс.), Актюбинской (135,1 тыс.), Восточно-Казахстанской (127,2 тыс.) и Костанайской (123,4 тыс. тонн). Несмотря на это, далеко не во всех регионах уделяется должное внимание вопросам увеличения капиталовложений в экологию. В минувшем году наименьший уровень капиталовложений в сферу охраны окружающей среды отмечался в Алматинской области – не более 579,6 млн тенге. В Северо-Казахстанской области и вовсе отложили это дело на потом, хотя здесь тоже немало проблем, связанных с неблагоприятной экологией в городах и селах.измеНить отношение к природеПо оценкам Минэкологии, геологии и природных ресурсов РК, из общего объема загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, 79,5% приходится на газообразные и жидкие, 20,5% – на твердые. При этом основные загрязняющие вещества, содержащиеся в атмосфере, – это пыль, диоксиды серы и азота, углеводороды, фенол, свинец, сероводород, хлористый водород и аммиак. Словом, «гремучая смесь».Каждое из этих веществ, разумеется, по-своему оказывает вредное воздействие на здоровье людей. Например, пыль вызывает заболевания дыхательных путей, печени и крови. Наиболее пыльные города Казахстана – Актау, Атырау, Жезказган, Семипалатинск, Усть-Каменогорск. Повышенное содержание в воздухе окиси углерода может вызывать расстройства нервной системы. При этом возникают головные боли, снижается память, нарушается сон. В случаях, когда воздух отягчен целым букетом загрязнителей, что обычно и происходит, то пагубное влияние такого воздушного «коктейля» на состояние людей еще более усиливается. При этом страдает иммунная система, что зачастую приводит к онкологическим заболеваниям. Между тем высокое содержание окиси углерода наблюдается в таких городах, как Алматы, Актобе, Караганда, Костанай, Петропавловск, Павлодар, Семей и ряде других.По мнению ученых, загрязнение атмосферы городов снижает интенсивность солнечного света, засоряет воздух значительным количеством твердых частиц, способствующих возникновению туманов и смогов. Меры по оздоровлению атмосферы городов во многом зависят от тотальной модернизации не только энергетических, но и промышленных предприятий, многие из которых эксплуатируют устаревшее оборудование десятилетиями. Однако технологическое обновление крупных производств, оснащение новыми системами очистки и фильтрации выбросов – дело не только трудоемкое, но и затратное. Поэтому эти процессы либо откладываются на неопределенные сроки, упираясь в нежелание руководства предприятий изыскивать дополнительные резервы, либо замена старого оборудования на производствах происходит поэтапно, с большими интервалами времени. Безусловно, данные потуги не сильно сказываются на килотоннах вредных выбросов.Замена устаревших видов автотранспорта на современные, экологические модели – еще один вопрос, решение которого может способствовать существенному снижению уровня выхлопных газов в атмосфере наших городов. Например, в Алматы основными источниками загрязнения воздушного бассейна являются транспорт – 56%, ТЭЦ и промышленные предприятия – 39%, частный жилой сектор – 5%. Исходя из этих оценок, в 2022 году, как заверил аким города Ерболат Досаев, будут приняты меры по приобретению экологических видов общественного транспорта. Уже в первом квартале текущего года городские власти намерены приобрести до 300 единиц общественного транспорта, работающего на газовом топливе, что увеличит долю экологически чистого транспорта с 30 до 37,4%. Наряду с этим в южном мегаполисе будет продолжена реализация программы «Жасыл Алматы» по высадке 1 млн деревьев. В итоге показатель площади зеленых насаждений на одного жителя увеличится с 7,7 до 12 квадратных метров.Между тем Алматы – средоточие многих проблем, связанных с чрезмерно плотной застройкой центральной и предгорной части города, нарушением естественной условий продуваемости, транспортными столпотворениями, нещадной вырубкой вековых зеленых зон новоявленными застройщиками и превращением былого города-сада в каменные джунгли, опаленные солнцем. Парадоксальность данной ситуации состоит в том, что руководители строительных компаний и те, кто предоставляет им разрешения на подобные действия, явно отдают отчет в том, какую реакцию со стороны общественности это может вызвать. В столице республики тоже не совсем ладно с экологией. В целом, сегодня не только жители страны, но и власти на местах понимают важность качества питьевой воды, экологически чистых продуктов питания, состояния атмосферного воздуха без вредных примесей и сохранности зеленых экосистем. Но одного понимания явно недостаточно для того, чтобы наши города оставались во веки веков зелеными и чистыми, экологически безопасными территориями для жизни и деятельности граждан. Для этого необходимо, прежде всего, изменить отношение деловых людей и общества в целом к природе и ее богатствам. Возможно, тогда пресловутый прагматизм, которым руководствуются наши отечественные «дровосеки» в своей экономической практике, уступит место другому принципу – рациональному отношению к природе и территориям жизни людей.
19 мая 2025 г. 8:44 Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком