«Казахфильм» не представляет...

1947
Галия Шимырбаева, Алматы

– Мы пришли в очень тяжелое время, когда все деньги на содержание кинематографа ушли в Государственный центр поддержки национального кино, – рассказывает президент национальной киностудии. Это произошло в рамках Закона «О кинематографии», который был принят в начале 2019 года. Дело в том, что, когда он принимался, «Казахфильм» стоял на этапе приватизации.

Теперь, когда киностудию убрали с торгов, «Казахфильм» оказался в непонятной ситуации. Являясь государственным объектом, он остался без госфинансирования. А ведь содержание обходится в 700 миллионов тенге в год. Это зарплата сотрудникам, содержание цехов и съемочных павильонов, оплата коммунальных услуг...

При этом капремонт последний раз здесь проводился 30 лет назад. За прошедшее время все здания и сооружения износились и пришли в негодность. Сейчас, к примеру, из четырех электроподстанций работает только одна, отопление ведется соляркой на счет собственных средств.

И тем не менее киностудия сохранила работоспособность. Более того – развивается.

За прошедшие полгода мы, на мой взгляд, сделали многое. Вошли­ в Список памятников республиканского значения, отстояли целостность территории, согласовав с руководством города на взаимовыгодных условиях вопрос строительства здесь этноаула, возобновили выпуск специализированных журналов «Парасат» и «Жаңа фильм», запатентовали логотип «Казахфильма» на латинице.

Ну и наша гордость – строится павильон Greenbox для цифровых съемок, самый большой в Цент­ральной Азии – 1 500 квадратных метров. Им заинтересовалась сейчас немецкая компания ARRI, специализирующаяся на производстве киноcъемочного оборудования. Изучив наш опыт и согласившись принять участие в технической модернизации киностудии, она предложила нам стать их представителем в Казахстане и Центральной Азии.

Поскольку все этапы кинопроизводства стали цифровыми (съемки, звук, компьютерная графика, пиротехника), то киностудия названа руководством страны флагманом в плане цифровизации. И сейчас в рамках Четвертой промышленной революции и решения, принятого Главой государства Касым-Жомартом Токаевым, она постепенно, до 2025 года, будет переводиться в цифровой формат.

– Откуда же киностудия собирается брать 700 миллионов тенге на свое содержание, если отныне распределением финансов занимается Центр поддержки кино?

– У нас осталось несколько проектов – «Мукагали Макатаев» Булата Калымбетова, «Наш милый доктор-2» Аскара Бисембина и другие, финансирование которых началось еще до открытия Цент­ра поддержки национального кино. Благодаря им киностудия пока держится на плаву, но этих денег хватит, может быть, до середины года.

Зарабатывать сами мы пока не можем, так как вся техника из-за естественного износа пришла­ в негодность. Последний ее час­тичный закуп производился в 2009–2010 годах, когда все оборудование для съемок кино было ламповым. Современные приборы – светодиодные. У нас, к сожалению, ни одного такого прибора еще нет.

Кинокамеры тоже требуют модернизации. Те, которые были, уже выполнили свою миссию. На них было снято огромное количество национальных фильмов.

Когда проведем полную модернизацию киностудии и выведем ее на современный этап производства, то сможем сами зарабатывать деньги, как это делают «Мосфильм» и другие киностудии мира. Но на данный момент нам нужна поддержка государства.

Сейчас, напомню еще раз, единым оператором бюджетных средств является Центр поддерж­ки национального кино. Но не будем забывать, что и «Казахфильм» тоже государственное предприя­тие. Но как госпред­приятие с огромным количеством государственного имущества можно оставить без финансирования?

Поэтому мы считаем вполне допустимым, если часть финансирования, которое выделяется государством на производство кино, будет напрямую поступать на киностудию. На эти деньги ближайшие 3–5 лет, пока не будут созданы условия для самостоятельного зарабатывания денег, мы сможем сохранить самое дорогое, что у нас есть, – кадры и поддерживать киностудию хотя бы в том состоянии, в каком она находится сейчас.

Выход из положения видится в том, чтобы дать «Казахфильму» эксклюзивное право производить киноконтент, называемый нацио­нальным достоянием. Иначе говоря, это реализация крупномасштабных проектов, посвященных таким историческим личностям, как, допустим, аль-Фараби, Абай, чьи жизни достойны экранизации. Кроме того, «Казахфильм» мог бы стать хорошей базой для хранения реквизита и костюмов. И уникальные специалисты, работавшие над их производством, и само имущество требуют трепетного отношения.

Я вижу эту модель следующим образом. Бюджет тех фильмов, которые производятся частными киностудиями, частично должен быть профинансирован Центром поддержки кино, а частично – средствами спонсоров. Но крупные проекты государственного значения должны финансироваться без участия в питчингах, проводимых центром.

Такие проекты подразумевают изготовление огромного количества костюмов и реквизита на государственные деньги. И будет неправильно, если они впос­ледствии останутся у частных компаний: госимущество должно храниться на национальной киностудии, чтобы использовать его и в последующих проектах.

– А как этот процесс – переход на самоокупаемость – проходил у «Мосфильма»?

– У нас сейчас примерно такая ситуация, какая была там в 90-е годы. Но со временем «Мосфильм», который так же, как и мы, находится в центре города, стал набирать обороты и снимать окупаемое кино. И в данный момент, оставаясь государственным предприятием, он не ходит на поклон к Российскому фонду кино, чтобы выпросить денег. Производит в год 2 фильма и сам себя содержит за счет этого.

«Казахфильму», чтобы тоже прийти к такой модели, требуются модернизация в течение последующих 3–5 лет и капитальный ремонт. От последнего мы пока вынуждены воздержаться. У нас сейчас стоят другие задачи: поскольку финансирования из бюджета мы не получаем, нам бы найти денег на зарплату сотруд­никам и оплату коммунальных услуг.

Что касается модернизации с последующей цифровизацией, то она должна завершиться к 2025 году, но по возможности и раньше. В качестве консультантов к этому вопросу мы подключаем лучших специалистов мира. Недавно, к примеру, у нас побывал голливудский продюсер Анатолий Фрадис. Мы его выбрали не случайно. С конца 70-х годов прошлого века он обосновался в США, где занялся продвижением американских кинопроектов в Голливуде. Как известно, там снимаются одни из самых высокобюджетных картин мира, стоимость производства которых сложно сократить в связи с отсутствием альтернативных поставщиков услуг необходимого уровня в других странах.

Начинавший свою карьеру в конце 70-х годов на Одесской киностудии Анатолий отлично знаком со спецификой кинопроизводства на постсоветском прост­ранстве. В то же время он владеет самыми актуальными данными о потребностях американских кинокомпаний и продюсеров, создающих блок­бастеры, ориентированные на мировой прокат. В числе последних его проектов – модернизация «Мосфильма» и киностудий в Украине и Корее, он – один из разработчиков проекта строительства кинотеатра «Октябрь» на Новом Арбате в Москве, а также по организации компании «НТВ Кино».

При условии тотальной модернизации киностудии «Казахфильм» с помощью таких специалистов, как Фрадис, ее услуги имеют все шансы стать востребованными среди иностранных кинокомпаний в связи с ощутимым конкурентным преимуществом в цене. Ведь и весьма успешный сейчас «Мосфильм», где снимаются многие наши актеры, начинал с этого.

Конечно же, пока национальная киностудия будет модернизироваться и переходить на цифровой формат, мы не собираемся простаивать – фильмы будут производиться. Однако такая махина, как «Казахфильм», повторюсь, не должна зависеть от питчингов Центра поддерж­ки кино. Определенный объем финансирования из расчета потребностей «Казахфильма» должен быть гарантированным.

Популярное

Все
Между уголовным и административным правом
Прикоснуться к космосу… на земле
ЦА и Китай выводят сотрудничество на новый уровень
Пресечена деятельность ряда финансовых пирамид в Алматинской области
Опора единства и преемственности
Консолидация и институциональное лидерство
Тот самый вкус детства
Угольщиков обяжут участвовать в углехимических проектах
Состоялся форум «Рабочие профессии: вызовы и пути развития»
Взаимодействие без условий
Село – опора устойчивого развития и продовольственной безопасности
Учителя повышают квалификацию за рубежом
Ашимбаев в авторской статье рассказал об ответе Токаева на кризис идентичности в 21 веке
Начат экспорт пшеницы во Вьетнам
Концепт "Смарт-нации" станет основой "казахского ренессанса" – Спикер Сената о "Модели Токаева"
Арыки возвращаются
Трансформатор не вынесет двоих…
Точкой роста национального возрождения станет креативная индустрия – Маулен Ашимбаев о "Модели Токаева"
В поисках приюта для пожилых людей
Благополучие в каждом гектаре
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Под сенью Вечно Синего Неба
ИИ управляет природными рисками
Токаев провел встречу со спикерами парламентов стран – участниц ТюркПА
Госаудит выявил нарушения на всех этапах процесса обеспечения лекарствами
Атомная энергетика: реалии и перспективы
Выступление у озера Копа
Международная летняя онлайн-школа стартовала в Шымкенте
Президент Казахстана выразил соболезнование Премьеру Индии
Молочный флагман республики
С «Дядей Ваней» – в Мелихово
В Актобе празднуют 100-летие Алии Молдагуловой
Возобновляется пожарный контроль при вводе в эксплуатацию объектов высотой более 28 метров
Зов предков: башкирская группа Ay Yola выпустила новый клип
Евразийский фонд стабилизации и развития отказывается от доллара и евро
Транспорт и логистика – драйвер международного партнерства
Здесь будут растить казахстанских Пеле
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка
Назначен новый министр обороны Казахстана
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Цифровая трансформация транспорта – путь к экономическому росту
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве

Читайте также

Новоселье у осетра
Импортозависимость будет снижена
Из рыболовов – в рыбоводы
Чтобы помнили

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]