«Кошмары» на площадке автохлама Журналистское расследование 5 апреля 2023 г. 0:30 6572 Елена Ульянкина, Карагандинская область Уже год парализована работа единственного в Казахстане завода по утилизации вышедших из эксплуатации машин. Некоторые госструктуры продолжают «кошмарить» отечественный бизнес. Нередки случаи рейдерства и незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность. И это несмотря на четкую позицию Главы государства, который, выступая в 2019 году с Посланием народу, заявил, что «любые попытки воспрепятствовать развитию бизнеса, особенно малого и среднего, должны рассматриваться как преступление против государства». О том, чем может обернуться воспрепятствование деятельности со стороны госорганов, руководство и работники завода по утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств ТОО «Recycling Company» знают не понаслышке. Единственное в стране такого рода предприятие находится в Карагандинской области. Деятельность товарищества, созданного, чтобы избавлять Казахстан от автохлама, полностью парализована. Производство простаивает уже год. – Арестован весь имущественный комплекс, активы, банковские счета и готовая продукция, – перечисляет советник председателя правления компании Recycling Company Елена Кантер-Скрипкина. – Пришлось остановить работу по утилизации транспорта и сельхозтехники, сократив штат на 75%. Из 300 человек осталось около 130. Держим тех сотрудников, которых наши зарубежные партнеры обучали работать на шредерной и перолизной установках. Это особо ценные кадры. Сейчас несем огромные убытки. Ресурсы на исходе. Страдают не только инвестор и сотрудники завода, которые остались без заработка, но и местный бюджет. В 2021 году, когда предприятие функционировало, оно заплатило налогов на 2,8 млрд тенге. А год спустя эта сумма снизилась до 1,1 млрд. А все из-за расследования уголовного дела, которое в феврале прошлого года возбудила Антикоррупционная служба в отношении руководства ТОО «Оператор РОП». Их обвиняют в хищении более 20 млрд тенге путем завышения стоимости утилизации вышедших из эксплуатации автомашин, чем занимался карагандинский завод. Из-за этого с санкции суда арестовано все имущество предприятия и готовая продукция, то есть лом, отходы черных металлов, печное топливо, резиновая крошка и пластик. Банковские счета заблокированы. Причем бессрочно. Правда, благодаря жалобам в Генпрокуратуру и суд заводу удалось снять аресты с зарплатных счетов. Но предприятию легче от этого не стало. – Мы считаем, что это воспрепятствование предпринимательской деятельности, – заявляет советник председателя правления компании Recycling Company. – Нас незаконно вовлекли в орбиту уголовного дела. Нам никакой статус не присвоен. Никакие обвинения не предъявлены. Видимо, «держат» на случай, если вдруг в ходе расследования появится что-то новое. Недавно руководству предприятия стало известно, что Антикоррупционная служба завершила расследование уголовного дела в отношении экс-гендиректора ТОО «Оператор РОП» Светланы Коротенко и других лиц. Причем произошло это еще в сентябре прошлого года. Однако аресты со счетов и имущества завода по утилизации автохлама не сняли. Почему? Ответ на этот резонный вопрос руководство ТОО «Recycling Company» узнало только пару месяцев назад, когда пришло письмо от руководителя следственно-оперативной группы. В нем говорилось о необходимости провести осмотр и ревизию арестованного лома, отходов черных металлов, печного топлива и остальной готовой продукции. А все потому, что Антикоррупционная служба выделила в отдельное производство дело одного из лиц, причастных к махинациям сотрудников ТОО «Оператор РОП». – Зачем следователю понадобилась повторная ревизия готовой продукции? – недоумевает представитель карагандинского завода Елена Кантер-Скрипкина. – Ведь новое уголовное дело – это, по сути, клон старого. В нем ничего не изменилось. Да и наша готовая продукция на месте. Она хранится на открытой территории завода и в боксах. Все опечатано и сдано под охрану. Мы ничего не скрываем. Несмотря на это, Антикоррупционная служба вынесла постановление о принудительном осмотре завода. А по сути на предприятии стали проводить ревизию и перевешивать готовую продукцию. Погрузчик загребает металлолом из огромной кучи, сбрасывает его в КамАЗ, тот едет на весы, а потом складирует все в другую кучу. И так каждый день уже на протяжении месяца. – Мы считаем, что руководитель следственно-оперативной группы превысил должностные полномочия, – говорит Елена Кантер-Скрипкина. – В его постановлении сказано: «Произвести принудительный осмотр завода по утилизации ВЭТС». Оговорок касательно перемещения и взвешивания готовой продукции в документе нет. А осмотр – это лишь визуальное восприятие места происшествия. Мы написали жалобы в Генпрокуратуру и уполномоченному по защите прав предпринимателей, но реакции пока нет. В палате предпринимателей Карагандинской области о проблемах завода по утилизации ВЭТС знают. Заместитель ее директора Алхайдар Аскаров считает, что происходит воспрепятствование предпринимательской деятельности. Однако сдвинуть дело с мертвой точки у бизнес-защитников пока не получается. Корреспондент «Казправды» обратилась с запросом в Антикоррупционную службу. Попросила, чтобы ведомство сообщило, на какой стадии находится уголовное дело в отношении сотрудников ТОО «Оператор РОП» и почему не снят арест с активов завода по утилизации автохлама. Ответ, который пришел через восемь дней, был лаконичным: «Данные досудебного расследования не подлежат разглашению». …В такой ситуации заводу по утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей остается только ждать, когда с его активов снимут арест. Вероятнее всего, это произойдет не раньше, чем завершатся суды над экс-сотрудниками ТОО «Оператор РОП». К тому времени завод рискует обанкротиться. А это не прибавит инвестиционной привлекательности Карагандинской области, которая пытается привлекать инвесторов и улучшать благосостояние населения. #бизнес #завод #РК #автомобили #утилизация #Оператор РОП
5 августа 2025 г. 11:26 До конца 2025 года в Казахстане введут обязательную маркировку моторных масел
22 августа 2025 г. 17:19 Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов