​Кто поставит точку?

2186
Айгуль Турысбекова

Этот вопрос возник после очередного заседания Совета по защите прав предпринимателей Алматы, посвященного рассмотрению обращения группы бизнесменов, столкнувшихся с неправомерными, на их взгляд, действиями сотрудников управления архитектуры и градостроительства и ТОО «Алматыгенплан». Напомним, что наша газета уже писала об этом в статье «Рекламная удавка», опубликованной 3 июля 2018 года.

Теперь в региональную палату с этим же вопросом обратилась еще одна группа предпринимателей. Как отметил начальник юридического отдела одного из ТРЦ Алматы Александр Ягодкин, 15 августа 2018 года предприниматели получили письмо из управления архитектуры и градостроительства с просьбой демонтировать наружную визуальную рекламу на фасаде торгового центра.

– Это вывески наших арендаторов, за которые каждый уплатил сумму около одного миллиона тенге. В Законе РК «О рек­ламе» прописано, что вывески с указанием названий компаний могут размещаться на фасадах и крышах зданий в пределах арендуемых помещений и не считаются рекламой. Поэтому мы для выяс­нения всех обстоятельств и обратились в Палату предпринимателей Алматы, – подчеркнул юрист.

На сегодня под угрозой демонтажа в ТРЦ числятся 8 вывесок крупных компаний и банков. Стоит отметить, что проблема вывесок находится на контро­ле региональной палаты с 2014 года. НПП «Атамекен» неоднократно поднимала этот вопрос. Большинство изменений и дополнений, инициированных НПП «Атамекен» в Закон РК «О рекламе», были поддержаны. В период 2015–2016 годов данный закон претерпел ряд изменений. Однако по сей день у предпринимателей возникают проблемы в части получения разрешения на размещение наружной рекламы и контроля со стороны уполномоченного органа.

К примеру, в Алматы процедура получения разрешения на размещение наружной (визуальной) рекламы не является государст­венной услугой. Управление архитектуры делегировало полномочия по выявлению фактов размещения рекламы ТОО «НИИ Алматыгенплан». В связи с чем в палату предпринимателей с начала года обратилось более 20 предпринимателей по данному вопросу. Юристами организации были направлены письма в акимат города о необходимости строгого соблюдения действую­щего Предпринимательского кодекса РК и Закона «О рекламе», рекомендовано разработать методику отнесения визуальных объектов к наружной рекламе и расчета площади объекта наружной рекламы. Так, было введено четкое обозначение определения «вывеска» – это информация о роде деятельности компании и ее название. Также юристы палаты расширили понятие «вывес­ка», добавив туда информацию о курсе валют в обменных пунктах и стоимость бензина в АЗС. Сейчас это не налогооблагае­мая реклама. Кроме того, были уточнены понятия «объекты общепита, быта и магазины». Юристы палаты смог­ли отстоять права владелицы СТО, которую оштрафовали за вывеску «Автомойка», доказав, что это вывеска, а не реклама. Таким образом, подобная трактовка статей закона приводит к большим убыткам предпринимателей.

Но управление архитектуры и градостроительства Алматы и его «дочка» – «Алматыгенплан» – продолжают направлять письма предпринимателям с требованием произвести демонтаж вывесок. Юристы палаты убеждены, что сотрудники управления архитектуры и ТОО «Алматыгенплан» определяют вывеску⁄рекламу на свой субъективный взгляд, невзирая на четкое определение в Законе «О рекламе».

Более того, сам процесс истребования происходит с нарушениями законодательства. Сначала уполномоченный орган должен произвести профилактический контроль и дать срок на исполнение. Далее отправляют сведения в ДГД Алматы, которые, в свою очередь, направляют уведомления предпринимателям (зачастую спустя полгода) с указанием суммы налога и пени. «Минимальная ставка налога на рекламу составляет 4 МРП, сумма зависит от размера рек­ламного баннера», – объяснил заместитель директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей Алматы Айтуар Кошмамбетов. Представители «Атамекен» считают, что субъективное мнение сотрудников управления явилось основанием для предъявления предпринимателям необоснованных требований, что является превышением ими должностных полномочий.

Департаменту Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции на основании письма палаты рекомендовано провести проверку данных фактов и в случае обнаружения нарушений со стороны управления привлечь виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством.

Имея на руках официальные ответы управления архитектуры и градостроительства акимата Алматы за подписью заместителя руководителя Нуржана Кенжебекова на письма предпринимателей и юристов палаты, мы попросили прокомментировать их руководителя юридической службы международного фонда «Әділ сөз» Тамару Симахину.

В ответе на письмо Палаты предпринимателей Алматы и вышеуказанного ТРЦ сообщается следующее: «В соответствии с п. 7-1 ст. 3 Закона РК «О рекламе», вывеска – это информация о роде деятельности физических и юридических лиц, включая средства их индивидуализации, размещае­мая в пределах входа в здание по числу входов в него и (или) на входе ограждения занимаемой территории, а также на крышах и фасадах в пределах собственных (арендуемых) зданий, пристроек к ним и временных сооружений физических и юридических лиц в местах реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг. Следовательно, размещенная на фасадах информация об арендаторах торгово-развлекательного центра относится к объектам наружной визуальной рекламы, поскольку призывает или поддерживает интерес к физическим или юридическим лицам, товарам, работам, услугам и способствует их реализации. Кроме того, в соответствии с Правилами благоустройства Алматы, утвержденными решением VI сессии городского мас­лихата IV созыва от 12 декабря 2007 года, установлены запреты на наклеивание и развешивание на зданиях, заборах, павильонах городского пассажирского транспорта, опорах освещения, деревьях каких-либо объявлений и других информационных сообщений».

– Специалисты уполномоченного органа неправильно применяют норму п. 7-1 ст. 3 Закона «О рекламе», так как принимают во внимание только размещение информации в пределах входов и по их числу, – поясняет Тамара Симахина. – Но в этой же статье четко прописано, что к вывескам относится и информация, размещенная на фасаде здания, в пределах арендуемого помещения, то есть если магазин арендует на 2-м этаже 2 000 квадратных метров, то информация, размещенная на фасаде, является вывеской, а не визуальной рек­ламой.

Еще один ответ чиновников на письмо предпринимателей уже другого ТОО: «Управление архитектуры и градостроительства города Алматы, рассмот­рев Ваше письмо от 7 сентября 2018 года за № ЗТ-Т-6924, сообщает, что согласно п. 164 Правил благоустройства территории города Алматы, утвержденных решением VI сессии маслихата города Алматы IV созыва от 12 декабря 2007 года № 45, предприятиям и организациям необходимо обеспечивать эстетический внешний вид прилегающей территории и фасада здания. На входной группе должна быть размещена внешняя вывеска, то есть информация о профиле предприятия, его фирменном наименовании, товарном знаке (без использования перечня товаров или услуг), информирующая потребителя о местонахождении предприятия и указывающая место входа в него, которая может быть расположена на фасаде в пределах входа в помещение, занимаемого предприятием. Объекты на фасаде Вашего здания не отвечают требованию по эстетическому внешнему виду фасада здания и не являются вывеской, так как расположены не в пределах входа в здание. Демонтажу подлежат как самовольно размещенные объекты рекламы, так и информационные объекты, не отвечающие требованиям законодательства РК в сфере рекламы».

– Что касается эстетического внешнего вида, то, во-первых, нормы Закона «О рекламе» имеют большую юридическую силу, чем постановление городского маслихата. Следовательно, если информация, размещенная на фасаде здания, соответствует нормам Закона «О рекламе», значит, вывеска висит на законных основаниях, – подчерк­нула юрист. – Во-вторых, недостаточно написать письмо предпринимателю и выразить свое мнение, что информация не является вывеской и не соответствует эстетическим требованиям. Необходимо обосновать требование о демонтаже, то есть указать конкретно, в чем заключается неэстетичность вывески, и предоставить документы, подтверждающие это требование.

По словам Тамары Симахиной, в п. 5-1 ст. 3 Закона «О рекламе» дано четкое определение, что такое «вывеска», и перечислены критерии, по которым можно определить, является ли баннер вывеской или относится к визуальной рекламе. В п. 1-1 ст. 1 закона предусмотрено, что вывес­ка не относится к объектам визуальной рекламы. Поэтому все очень просто: работники управления должны сделать замеры, установить факт нарушения, точно определить, в каком месте расположен баннер, выходит ли он за пределы арендуемого помещения или входа, тогда можно сделать вывод – является баннер вывеской или нет.

По ее мнению, для того чтобы прийти к консенсусу, необходимо обжаловать все уведомления и предписания в судебном порядке. Суд при рассмотрении гражданского спора в случае установления признаков административного или уголовного правонарушения, зло­употребления или превышения полномочий госоргана должен вынести частное определение либо в отношении работников управления, либо самого органа. У каждой стороны свое понимание этой нормы закона, и каждый трактует ее в собственных интересах. Хотя статья закона прямого действия, в которой нет двоякого понимания и никаких отсылочных моментов. В ней четко расписаны все признаки, по которым можно определить, где вывеска, а где визуальная реклама.

Популярное

Все
Сразу два языковых лагеря для взрослых открылись в Карагандинской области
Что важно знать при изучении языка Абая?
Канат Тасибеков: В диалоге рождается истина
Сегодня в Астане стартует юношеский и юниор­ский чемпионат Азии по тяжелой атлетике
Подходы к процедурам расторжения брака нуждаются в совершенствовании
Гала-концертом GRAND FEST завершил «Қазақконцерт» свой 64-й сезон
Обычаи и люди глазами фотографа
В Актау стало светлее и чище
Солнышко на ладони, или Абрикосовое лето в Шымкенте
Создавать барьеры наркопреступности
Клиника одного дня
Водопроводные неурядицы пригородного села
Защитит от тока и огня
Тайны дружбы
И на камнях растут цветы…
«Белый песок» среди полей
Вершины как зеркало
Верный друг и путеводная звезда
Школа – территория самореализации
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Из Рабочего поселка – в Париж
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимальной заработной платы
55 млн сеянцев высадили в лесном фонде Костанайской области за 4 года
Fortebank покупает Home Credit Bank
Каждый закон, принятый в Мажилисе, разработан при активном участии фракции AMANAT
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
Завод по выпуску хлопьев и круп строят в СКО
Депутаты утвердили отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2024 год
Как интернет-мошенники обходят блокировки?
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Экс-министр обороны получил новую должность
Машиностроение – ключ к долгосрочному устойчивому росту ВВП
День безопасной дороги провели в Казахстане
Ставки по депозитам физлиц обновили 28-летний рекорд
Токаев принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета
Растет достойная смена
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Закон Республики Казахстан
В Уральске реконструируют набережную
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы

Читайте также

Ситуация под контролем, в том числе цифровым
И на камнях растут цветы…
Защитит от тока и огня
В республике появится сеть региональных травматологических …

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]