На грани падения

817
Екатерина Бескорсая, Павлодар
Местные власти предлагают пока один выход из ситуации: павлодарцам нужно взять у государства взаймы и участвовать в программе модернизации ЖКХ, чтобы платить за замену лифта в рассрочку – в среднем по тысяче тенге в месяц в течение 15 лет. Пока добровольцев не нашлось.

Ситуация с лифтовым хозяйством начала обостряться в конце 1990-х годов: после приватизации жилья никто средства в обслуживание лифтов не вкладывал, и они стали регулярно выходить из строя. Тем более что и срок экс­плуатации многих из них к тому времени закончился.

Повлиять хоть как-то на ситуа­цию пыталось коммунальное предприя­тие «Павлодарлифт». В какой-то период лифты даже начали возвращать в городскую собственность – удалось перевести на баланс больше 500 подъемников. Можно сказать, что жильцам этих домов повезло. Но цифры, конечно, не особо впечатляют: с 2005 по 2009 год модернизировано 84 лифта, в 2012-м – всего 3, в 2013-м – 12. А в городе их почти полторы тысячи.

По словам руководителя отдела жилищной инспекции Павлодара Кизата Жакупова, на 1 апреля 2017 года в областном центре в жилых домах зарегистрировано 1 430 лифтов, и все они без исключения принадлежат жителям, то есть из коммунальной собственности постепенно вывели даже те 500, что там были последние годы. А ТОО «Павлодарлифт» вообще приватизировали. 1 178 подъемников отработали свой нормативный срок, 68 требуют первоочередной замены. Именно с номинальными владельцами таких подъемников, то есть с жителями домов, в которых агрегаты дышат на ладан, власти работают в первую очередь.

– У нас разработан график проведения собраний участников кондоминиумов, где нужно срочно менять лифты, – рассказывает Кизат Жакупов. – На этих мероприятиях присутствуют представители управляющих компаний, то есть КСК, сотрудники отдела жилищной инспекции, отдела ЖКХ, правда, кворума жильцов зачастую нет, поэтому параллельно проводится письменный опрос, чтобы к 25 мая мы знали, кто согласен участвовать в программе модернизации.

На встречи с павлодарцами чиновники приходят подготовленными: у них есть прайсы и ценовые предложения разных фирм, которые могут заменить лифты. Стоит оборудование вместе с доставкой и монтажом в среднем 5 млн тенге. И такая цифра шокирует многих жильцов.

Руководитель одной из семи павлодарских фирм, занимающихся обслуживанием лифтового хозяйства, тоже отмечает этот факт. Михаил Редько рассказывает, что совсем недавно был на собрании жильцов: те понимают, что лифт ремонтировать надо, но платить за это не хотят.

– При этом спрашивают: почему, мол, в соседних подъездах в начале 2000-х лифты заменили за счет бюджета, а они должны раскошеливаться сами? Собственниками подъемника себя никто признавать не хочет, – говорит он.

ТОО «Павлодарлифт сервис», которым руководит Михаил, обслуживает 228 лифтов в Павлодаре, 142 подъемника свой нормативный срок уже отработали, здесь есть даже устройства 1978 года выпуска.

– Их надо утилизировать соглас­но техрегламенту Таможенного союза, – уточняет Михаил. – Мы, конечно, поддерживаем состояние лифтов, проводим техобслуживание дважды в месяц, ежедневно – техосмотры, чтобы обеспечить безопасность. Но старение металла никто не отменил.

Конечно, вопрос безопасности стоит остро. По большому счету переложили его сейчас на частный сектор. Как отметил Кизат Жакупов, в каждой «лифтовой» фирме есть аттестованный специалист, а функции госконтроля переданы от служб ЧС к региональным управлениям энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, правда, все организационные вопросы еще не решены, поэтому технические заключения о безопасности лифтов пока никто не выдает.

Михаил Редько вообще считает, что госструктуры не берут на себя ответственности, хотя все отработавшие нормативный срок лифты необходимо официально останавливать. Конечно, проводятся специальные обследования, которые позволяют продлить срок службы подъемника на год, три, в крайнем случае на 5 лет, но это не кардинальные меры.

Повысить безопасность позволяет и диспетчеризация лифтов. Раньше так и было: находясь в кабине, нажимаешь кнопку и сообщаешь о поломке. Сейчас же тебе в ответ никто и слова не скажет. А ведь услуга эта нужная: лифты в Павлодаре ломаются ежедневно, например, в среднем в месяц в ТОО «Павлодарлифт сервис» поступает 25–27 аварийных вызовов. Причем в эту цифру входят только те случаи, когда лифты стоят больше дня, а это чаще всего выходные, – электромонтеров на работе нет. Те же ситуации, когда кто-то застрял в подъемнике в будни, и в течение часа его освободили, а лифт отремонтировали, в общую статистику не входят.

В штате фирмы примерно 40 лифтеров и 10 электромехаников, и кадровый вопрос не менее актуален: ни один колледж региона не готовит специалистов для обслуживания лифтового хозяйства.

Популярное

Все
Победный выезд «Барыса»
Наука для возрождения зеленого фонда Алматы
Танец – это душа народа
Когда очистить означает сберечь
В судьи – в режиме онлайн
Как восполнить дефицит врачей
Более 120 тысяч жителей не имеют медстраховки
Уважайте пешеходов!
Так держать, молодежь!
Мировые хиты – на народных инструментах
Многодетная семья получила квартиру
Малыми шагами к большой цели
За чей счет сделка, господа риелторы?
Модернизируют энергокомплекс
Маршрут «Сарыбел» привлечет туристов
Трилистник кофейных предпочтений
Первая газовая турбина установлена в главном корпусе «ПГУ Туркестан»
Зима будет теплой
Защитить детей в цифровом пространстве
Умное финансирование детсадов?
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Все строго по правилам
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
В работе помогает робот
В Halyk Bank выдали кредит на человека с инвалидностью
Молодежь созидает будущее
Молодые казахстанцы создали приложение для изучения английского языка
В Шымкенте представлена монография Александра Подушкина о государстве Кангюй
На счету уже 18 медалей!
В основе успехов отечественных аграриев лежит самоотверженный труд и государственная поддержка
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Сегодня – День бурильщика
Алматы и Шымкент связала четырехполосная трасса
Указ Президента Республики Казахстан О присвоении звания
От швейной машинки – к фабрике полного цикла
Когда традиции и инновации работают на общее благо
В соперниках – чемпионы Бельгии и Польши
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
В Жамбылской области выявили свыше 500 нарушений миграционного законодательства
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
В Астане еще один жилой массив подключили к природному газу
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
В Кокшетау открылась еще одна инновационная школа
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]