Фото: astana.prokuror.kz
В своем Послании Глава государства народу Казахстана "Нұрлы Жол – Путь в будущее" поручил всем органам власти продолжить работу по поддержке малого и среднего бизнеса, а также оградить их от незаконных проверок.
С 1 января 2016 года вступил в силу
Предпринимательский кодекс Республики Казахстан, который был разработан в целях реализацию Плана нации "100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ".
Основной целью документа является систематизация нормативных правовых актов, затрагивающих сферу госрегулирования предпринимательской деятельности, совершенствование и развитие законодательства в сфере взаимодействия субъектов предпринимательства и государства, в том числе поддержки предпринимательства, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании предпринимательских отношений, а также систематизация правовых, экономических, социальных условий и гарантий, обеспечивающих свободу предпринимательства в Республике Казахстан.

Предпринимательский кодекс состоит из 7 разделов, 31 главы и 324 статей.
Данный кодекс регулирует ряд вопросов, имеющих важное значение для предпринимательской деятельности: закрепляются единые принципы, на базе которых будут взаимодействовать субъекты предпринимательства и государство; предусматривается институт корпоративного управления в деятельности субъектов предпринимательства; вводится раздел, посвященный вопросам взаимодействия субъектов предпринимательства и государства, которое планируется осуществлять через институты участия субъектов предпринимательства в нормотворчестве, госзаказа, государственно-частное партнерство, социальной ответственности, госрегулирования, господдержки частного предпринимательства.
Кроме того, систематизируются формы и способы защиты прав субъектов предпринимательства путем внесудебного и досудебного урегулирования споров, закрепления общих положений по уполномоченному по защите прав предпринимателей и инвестиционному омбудсмену; системно закрепляются основные направления господдержки малого предпринимательства, агропромышленного комплекса и несельскохозяйственных видов предпринимательской деятельности в сельской местности, отечественных производителей товаров, специальных экономических зон, инвестиционной и индустриально-инновационной деятельности.
В частности, в законодательство внесены три блока поправок.
Первый блок поправок направлен на приведение деятельности антимонопольного органа в соответствие с международными стандартами. В частности, предполагается поэтапная отмена ведения Реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, и определение таких доминантов, исходя из анализа их фактического обладания рыночной силы на рынках, позволяющей им диктовать свои условия.
Второй блок предусматривает укрепление института взаимодействия государственных органов и субъектов предпринимательства.Предполагается усовершенствование деятельности Национальной палаты предпринимателей, установление компетенции Главы государства по назначению на должность сроком на 4 года и по освобождению от должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана, создание аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в структуре НПП и регламентация вопросов организации его деятельности.
Дано понятие государственно-частного партнерства, социальной ответственности предпринимателей.
Третий блок поправок направлен на переход к государственному управлению по конкретным результатам в рамках стандартизированных и минимальных процедур мониторинга, оценки и контроля, совершенствование деятельности уполномоченного органа по статистике.

Прокуратура, в свою очередь, никогда не была в стороне этих процессов. Защита и поддержка предпринимательства является одним из приоритетных направлений в нашей работе.
Без вовлечения общественности в систему государственного управления невозможно решать многочисленные проблемы общества, в связи с чем эту работу проводим с Советом по защите прав предпринимателей Астаны и Палатой предпринимателей города Астаны.
В прошлом году прокуратурой города Астаны совместно с Палатой предпринимателей города проанализировано состояние законности при оказании государственных услуг Управлением архитектуры и градостроительства и Управлением земельных отношений.
Результаты анализа показали имеющиеся нарушения Стандартов оказания государственных услуг, выраженные в требовании документов от субъектов предпринимательства, не предусмотренных Стандартами, нарушения сроков оказания государственных услуг.
Так, Управлением архитектуры и градостроительства отказано в выдаче разрешения на размещение объектов наружной рекламы ТОО "Аir Point Communication" из-за отсутствия решения по инженерному обеспечению функционирования объекта наружной рекламы, тогда как предоставление данного документа перечнем Стандарта государственных услуг не предусмотрен.
В данном управлении также нарушены сроки оказания услуг 6 субъектам предпринимательства
на пять и более дней.Сроки оказания услуг нарушаются и в Управлении земельных отношений. Так, если государственные услуги должны быть предоставлены не более чем в 37 рабочих дней, то в Управлении их оказывают
по истечении 2 месяцев (
выявлены 3 обращения предпринимателей, по которым нарушен срок).
По итогам анализа прокуратурой города в адрес руководства местного исполнительного органа внесен акт реагирования, который рассмотрен, и 7 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Результаты анализа свидетельствуют, что нарушения носят системный характер и препятствуют развитию бизнеса, а отдельные административные барьеры были исключены после нашего вмешательства.
10 марта 2015 года по протесту прокуратуры города Астаны, внесенному в ГКП на ПХВ "Астана су арнасы" приказом генерального директора ГКП отменен Регламент "О порядке выдачи и согласования технических условий на подключение объектов к системам водоснабжения и водоотведения в городе Астане", которым был
увеличен срок рассмотрения выдачи технических условий на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, а также отменены нормы предоставления исполнительской съемки с ГУ "Управление архитектуры и градостроительства города Астаны".
Таким образом, несмотря на то, что правила поведения каждого получателя расписаны, субъект естественных монополий прописал свой "правила и понятия" для бизнеса.
В целях пресечения неправомерного вмешательства в деятельность предпринимателей со стороны государственных органов, в том числе правоохранительных, в прокуратуре города функционируют 4 мобильные группы по незамедлительному реагированию на факты нарушения прав предпринимателей.
Задачей мобильной группы является оперативное реагирование на любые сигналы о нарушении прав предпринимателей с безотлагательным выездом к месту его нахождения, предотвращение случаев неправомерного вмешательства в деятельность предпринимателей
(в виде несанкционированных запросов, незаконных проверок, необоснованных вызовов и т.п.).
За истекший период текущего года в мобильные группы поступили 48 сигналов, из которых 15 нашли свое подтверждение, по которым приняты меры прокурорского реагирования (
16 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, отменено 4 правовых акта).
Контактные телефоны мобильных групп: прокуратура города Астаны – 71-24-87, прокуратура районов "Алматы" – 71-23-74, "Сарыарка" – 71-21-86, "Есиль" – 71-20-83.

Для информирования предпринимателей о работе мобильной группы на центральных улицах столицы установлено 6 билбордов, информация транслируется на более 50 LED-экранах торговых центров.
Всего за 2015 год проведено 16 проверок, выявлено 270 нарушений законности, внесено 18 актов прокурорского реагирования, 15 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности и 2 к административной.
Так, 23 сентября 2015 года на телефон мобильной группы прокуратуры района "Есиль" города Астаны поступило обращение индивидуального предпринимателя Тыныстамова Н.Ч. о неправомерных действиях сотрудников УВД района "Есиль".
В ходе выезда на место установлено, что ИП Тыныстамов Н.Ч. осуществляет торговлю плодоовощной продукцией на основании разрешения, выданного 15.07.2015 года акиматом города Астаны.
Однако, несмотря на наличие разрешительных документов, сотрудники административной полиции УВД района "Есиль" города Астаны потребовали прекратить деятельность, так как на момент проверки, по их мнению, истек срок действия разрешения на выездную торговлю.
В ходе проверки по обращению Тыныстамова Н.Ч. было установлено, что разрешение на выездную торговлю выдано без указания срока действия. Кроме того, срок действия указанного разрешения не регулируется действующим законодательством и теряет свою силу при принятии очередного постановления акиматом города об установлении мест для выездной торговли
(акиматом города Астаны указанное постановление принимается ежегодно).
По результатам проверки незаконные действия сотрудников полиции были пресечены, проверка прекращена и по представлению прокурора района "Есиль" города Астаны от 10.10.2015 года сотрудники полиции привлечены к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, в рамках взаимодействия с Палатой предпринимателей города Астаны вопросы защиты прав отдельных предпринимателей рассматривается на Совете по защите прав предпринимателей "Атамекен".
По каждому конкретному случаю принимаются решения, направленные на защиту прав и интересов, в случае необходимости с принятием мер прокурорского реагирования.

Более того, в ближайшее время Генеральной прокуратурой Республики Казахстан планируется внедрение проекта "Единый реестр субъектов и объектов проверок" (
ЕРСОП).
Данная система будет содержать сведения
обо всех проверяемых субъектах, степени их риска, истории всех ранее проведенных проверок и их результатах.
Отличием новой системы станет автоматизация процессов, связанных с отбором субъектов и назначением проверок. Это обеспечит прозрачность процессов как для органов прокуратуры и проверяющих органов, так и для самих предпринимателей.
Важным результатом будет создание "Карты проверок" с отражением информации о проведенных проверках и допускаемых предпринимателями нарушениях. При этом потребители будут иметь доступ к данной карте, что послужит стимулом для улучшения предпринимателями качества предоставляемых услуг.