Научить учиться

2502
Асет Сыздыков
старший корреспондент отдела общества

Руслан Каратабанов прошел путь от учителя до вице-президента Национальной академии образования

Фото из личного архива Р.Каратабанова

Педагог, исследователь, автор учебников по гео­графии, разработчик программ, по которым учатся тысячи школ по всей стране, он сейчас работает в Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина.

Как рассказывает Руслан Каратабанов, любовь к науке ему привила учитель географии Ольга Железникова:

– Ее нестандартные методы преподавания, любовь к деталям, пространству – все это восхищало. Ольга Александровна создала краеведческий музей в нашей школе. Не только я, но и несколько ребят благодаря нашей учительнице стали гео­графами.

В школе Руслан принимал участие в олимпиадах по гео­графии, занимал призовые места. А еще играл в драмкружке, особенно запомнилась роль профессора в спектакле «Двенадцать месяцев».

– Я обучал принцессу премуд­ростям наук. И эта роль мне настолько понравилась, что решил в будущем посвятить себя науке, – улыбается Руслан Адилханович.

В 1993 году он поступает в Казахский национальный педагогический университет им. Абая на географо-экологический факультет. Окончил вуз с красным дипломом, получив квалификацию «преподаватель географии». Выпускника пригласили на должность ассистента кафед­ры страноведения в КазНПУ.

– Я работал с корифеями казахстанской географической науки, среди них – Алия Бейсенова, Кабдолла Карпеков, Ертис Ахметов, Куляш Каймулдинова, Салтанат Абильмажинова и другие. Старшие коллеги дали ценные наставления, которыми я руководствуюсь по сей день, – рассказывает Руслан Каратабанов.

В те годы он пробовал свои силы и в подготовке учебников. Первые книги по географии в основном писались на казахском языке, и издательствам нужны были переводчики на русский. Тогда молодому педагогу дали перевести небольшие параграфы, и он охотно за это взялся.

– Это был вызов: молодой человек, ассистент – и уже переводит такие серьезные издания. Тогда не было ни компьютеров, ни технических средств. Я получал рукописи на листах А4, переводил, исписывал страницы, а затем их набирали в издательстве, проверяли, писали заключение, – вспоминает географ.

Он уже тогда хотел стать автором учебников. К примеру, видел свою концепцию издания, понимал, что некоторые материалы изложил бы в другой логической последовательности, где-то хотел усложнить задания или добавить больше креатива.

– В то время издательства работали только с авторитетными учеными, которые имеют степени кандидатов и докторов наук. У меня не было ни того, ни другого, и я на время мечту писать учебники отложил, – вспоминает наш герой.

Приехав в Астану, Руслан Каратабанов работал преподавателем географии в Евразийском нацио­нальном университете им. Л. Н. Гумилева, Назарбаев интеллектуальной школе, Назарбаев Университете и других учебных заведениях. Географ проводил экспертизы новых учебников. А однажды в ЕНУ пришла президент издательства «Алматыкітап» Гаухар Саймасаева. Она предложила преподавателю написать учебник по географии. Руслан Адильханович понял – пришло его время. Так он стал сотрудничать с издательством для написания учебника по гео­графии для 10-го класса.

– Этот учебник вышел достаточно нетипичным для нашей системы образования, – продолжает ученый. – Издательство выпустило книгу небольшим тиражом, потому что я был неизвестным автором, и непонятно, как школы отреагировали бы на мой учебник. Но когда началось внедрение обновленного содержания образования с ожидаемыми результатами в виде функциональной грамотности, критического мышления, тогда в «Алматыкітап» дали мне карт-бланш.

Выпуск учебника – многоэтапный процесс, поэтому Руслан Каратабанов трудился совмест­но с командой соавторов. Экспериментировали – начиная от дизайна и композиции и заканчивая содержанием заданий.

– Конечно, работать по новым учебникам учителям было нелегко. Нужно накапливать новые методические материалы, по­этому в первое время оценки педагогов были неоднозначными. Но потихоньку понимание всех заданий, целевых результатов нарастало, и учебники вошли в учебный процесс, – констатирует Руслан Каратабанов.

Во время пандемии педагог примерил на себя роль… телеведущего. Он был разработчиком и ведущим телеуроков по географии.

– В то время я работал в Назарбаев Университете, и мне предложили вести уроки, – вспоминает наш собеседник. – Живой и телевизионный уроки сильно отличаются. Нужна подготовка. Опытные учителя разрабатывали один урок за несколько часов, а у меня уходило на это до четырех суток…

Сейчас в должности вице-президента Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина Руслан Каратабанов занимается разработкой стандартов, типовых учебных планов и программ для всей страны. Государственный общеобразовательный стандарт – это главный документ всей системы среднего образования. Здесь указано, какие глобальные цели должны достичь ученики. Стандарт включает в себя такие категории, как ценностные ориен­тации, ожидаемые результаты по образовательным областям и предметам.

– В советские и постсоветские годы мы ограничивались только одним компонентом – содержанием образования. Человек должен был знать основы определенных наук, тематических разделов и подразделов. Сейчас этого недостаточно, ведь можно хорошо освоить школьную программу, но в жизни не знать, как ее применить, – поясняет он.

Эксперт уверен, что детей важно обучать функциональной грамотности, критическому мышлению и коммуникативным навыкам.

– Если я обучаю картографии, то дети должны уметь пользоваться навигаторами, цифровыми картами, – приводит он пример. – Помимо этого я должен прививать национальные ценности: ребенок должен понимать, в какой стране живет, знать историю и культуру. И все это встроено в содержание текстов, заданий, есть в методических рекомендациях учителям.

На основе ожидаемых результатов составляется типовой учебный план. Это уже более конкретный документ, в котором указывается общее количество предметов и часов, разделенных по классам.

Недавно в СМИ сообщили, что в 2026 году будет внедрен новый Госстандарт. Руслан Каратабанов поправляет: стандарт, который внедрен в 2016 году, будет лишь усовершенствован. А с точки зрения содержания все разделы предметов останутся на своих местах. Небольшие изменения коснутся системы ценностей.

– В действующих стандартах образования мы оперируем шестью ценностями: уважение, открытость, сотрудничест­во, обу­чение на протяжении жизни, труд и творчество. В прошлом году на третьем заседании Национального курултая в Атырау Президент страны Касым-Жомарт Токаев объявил шесть ключевых ценностных ориентиров всего казахстанского общества. Мы их «сажаем» в новый стандарт и встраиваем в содержание каждого предмета, – объяснил вице-президент Академии образования.

По его словам, такие ценности, как закон и порядок, «распаковываются» до микрокомпетенций. В некоторых предметах появятся элементы искусственного интеллекта. Кстати, инструменты на базе ИИ в школьной системе используются давно. Это онлайн-переводчики, геонавигационные системы, и сейчас Министерство просвещения планирует оформить их в типовой учебной программе.

– Одновременно с навыками применения искусственного интеллекта нужно привить ребенку цифровую гигиену и научить основам ки­­бер­безопасности, – отмечает Руслан Каратабанов. – Например, сколько часов ученик должен иметь экранного времени. Даем ему задание, и он должен постоян­но с этими инструментами работать.

При этом Руслан Каратабанов заверяет: нет причин волноваться, что дети будут генерировать готовые эссе, ответы на задания. Они будут применять ИИ в контексте предмета и целей обучения. Важно доверять молодому поколению и современным инструментам, которые привносят в систему образования все больше возможностей.

Популярное

Все
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Уральске реконструируют набережную
Магди Макулов: богослов и кази
Министры экономики и торговли Центральной Азии и Китая встретились в Астане
Трагедия «Малого Октября в Казахстане»
Токаев: "Память о миллионах безвинных жертв тоталитаризма священна, поэтому крайне важно, чтобы подобные трагедии никогда не повторялись"
Дети Карлага
«Что мне нужно сделать, чтобы его обыграть? Не знаю» — Бублик о предстоящем матче на «Ролан Гаррос»
Казахстан и Китай укрепляют сотрудничество в борьбе с приграничными природными пожарами
Я – жертва и живой свидетель массового голода
Поддержка детства в Казахстане: инвестиции в будущее
Штормовое предупреждение объявлено в Казахстане
Структурная реформа в футбольном судействе даст свои плоды
«Умный» дым: Петропавловская ТЭЦ-2 запускает трубу с системой мониторинга
Президент почтил память жертв политических репрессий и голода
Вручены награды лучшим шахматистам
Автомобили учреждениям для детей-сирот передал акимат Павлодарской области
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Будущее – за цифровыми активами
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Семья – духовный код нации
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка

Читайте также

От полезных привычек до бизнес-проектов
Учитель с большой буквы
Спортсменка, активистка, отличница...
Спас людей из горящего дома

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]