История университета, торжественно открытого в июне 2010 года, может вместиться на одной страничке официального сайта, но как много сделано за эти годы, как бесконечен ряд событий, произошедших в его стенах.
Созданный по инициативе Главы государства для формирования уникальной академической среды престижный университет международного уровня видит свою миссию в том, чтобы стать моделью проведения реформ в системе высшего образования и науки Казахстана. Год за годом в вузе, получившем в 2011-м статус автономной организации образования, открывались школы, центры, лаборатории.
Школа инженерии, ведущая подготовку специалистов в области химических технологий, механики, строительства и электроники, стремится стать ведущим образовательным учреждением в сфере инженерных наук в Казахстане и в Центральной Азии. В Школе наук и технологий предлагаемые образовательные программы разработаны по результатам фундаментального анализа процесса обучения и опыта применения новаторских подходов к преподаванию и обучению.
Нацелена на подготовку будущих лидеров Казахстана, региона и всего мира Школа горного дела и наук о земле, а программы Школы социальных и гуманитарных наук готовят специалистов по линии социального развития. Столь же важны миссии высших школ государственной политики, бизнеса, образования.
В августе 2015 года ко всем перечисленным структурам присоединилась Школа медицины, основной целью которой является подготовка высококвалифицированных врачей, владеющих навыками научно-исследовательской работы, способных улучшить качество жизни человека, обладающих фундаментальным пониманием медицинской науки и готовых внести вклад в развитие медицины и медицинской науки в Казахстане.
Модель стратегического развития Назарбаев Университета основана на партнерстве с ведущими вузами, находящимися в рейтинге лучших университетов мира. В числе его стратегических партнеров – Университет Висконсин Мэдисон, Университет Питтсбурга, Университет Дьюк, Национальный университет Сингапура, Школа государственной политики Ли Куан Ю, Университет Пенсильвании, Кембриджский университет, Аргоннская национальная лаборатория, Национальная лаборатория им. Лоуренса в Беркли и другие вузы и научные центры. Казахстанская модель университета мирового класса разработана с помощью зарубежных партнеров, но не является простой копией иностранного опыта.
В 2015 году состоялся первый выпуск университета – 447 выпускников перешагнули порог альма-матер. Президент
Нурсултан Назарбаев на церемонии вручения дипломов подчеркнул, что посредством создания вуза в Астане сформировался мощный источник глобального образования, который будет питать знаниями, научными открытиями, инновациями экономику и жизнь. Он изменит в лучшую сторону наших людей, привьет им навыки непрерывного обучения, роста профессионализма, инициативы и патриотизма.
Согласно данным Центра профессиональной ориентации и развития студентов Назарбаев Университета, 40% выпускников 2015 года продолжают обучение в ведущих вузах США, Великобритании и многих других стран. Они стали студентами таких топ-университетов мира, как Стэнфордский университет, Массачусетский технологический институт и Пенсильванский университет (США), Имперский колледж Лондона и Университетский колледж Лондона (Великобритания).
Выпускники-бакалавры трудятся в сферах консалтинга, образования и науки, в государственном секторе и национальных компаниях, а также в области телекоммуникации и IT, нефти и газа. Порядка 49% выпускников магистратуры работают в сфере образования и науки, 20% – в государственном секторе и национальных компаниях. В сентябре 2016 года вуз окончил 621 выпускник, 35% из которых продолжают обучение в ведущих университетах США, Германии, Великобритании...
Постановлением Правительства в декабре 2015 года
Назарбаев Университету присвоен статус исследовательского вуза. Он ведет большую научную работу, сотрудничает с рядом зарубежных научных школ, и результаты этой деятельности налицо. В 2014–2016 годах
Назарбаев Университет стал успешным обладателем конкурентоспособных международных исследовательских грантов, в том числе гранта Европейского cоюза Horizon 2020, шести грантов Erasmus Plus, одного – от USAID Partnership for Enhanced Engagement in Research (PEER) и 20 – Британского cовета⁄Ньютон Аль-Фараби.
За последние 5 лет его ученые опубликовали в международных рецензируемых журналах более тысячи научных статей. Исследование публикаций 2015 года характеризует вуз как один из ведущих академических и исследовательских университетов Казахстана. Соотношение общего количества цитирований статей к ожидаемому среднему мировому показателю в соответствующей предметной области научных исследований равно 1.16, что существенно выше, чем у любого другого университета в Казахстане.
Данный показатель свидетельствует о том, что в сравнении с аналогичными статьями в мире публикации научного сообщества Назарбаев Университета были процитированы выше среднемирового уровня на 16%.
Порядка 70% научных статей опубликованы в партнерстве с международными учеными, что говорит о высоком показателе вовлеченности Назарбаев Университета в мировое научное сообщество. Около 11% публикаций входят в топ-10 наиболее цитируемых в мире в соответствующих научных областях. Важно также отметить, что за последние 5 лет Назарбаев Университет подал заявки на 67 авторских документов, получено 10 сертификатов авторских прав и 13 патентов, 4 из них – международные.
Назарбаев Университет стал центром обмена опытом, идеями, в его стенах активно обсуждаются современные тренды высшего образования, новые направления в развитии науки. Ежегодно университет проводит Евразийский форум лидеров высшего образования. Темы каждой встречи тесно взаимосвязаны между собой: на прошедших пяти обсуждены глобальные тенденции в сфере высшего образования и их влияние на регион, тема успешного университета и проблема подготовки выпускника XXI века, вопросы участия инновационных и предпринимательских вузов в модернизации экономики.
Тема предстоящего 6-го форума посвящена вопросам управления, менеджмента и лидерства в высшем образовании. Пленарные сессии конференции будут сфокусированы на следующих темах: модели университетской автономии и управления, лучшие практики менеджмента, в частности, вопросы финансового менеджмента и управления человеческими ресурсами, роль студентов в управлении высшим учебным заведением, академическое лидерство и роль преподавателей в структуре менеджмента высшего образования. Будет представлен ряд сессий по трансляции опыта
Назарбаев Университета: современная казахстанская культура в глобальном мире, взаимодействие с работодателями и содействие повышению трудоустройства выпускников, вопросы целостного образования, семинар по институциональному повышению и обеспечению академического качества...
Деятельность вуза имеет высокую значимость в контексте перехода казахстанских университетов к академической, управленческой и финансовой самостоятельности. В соответствии с Государственной программой развития образования и науки на 2016–2019 годы Казахстан осуществляет мероприятия, направленные на совершенствование менеджмента и мониторинга развития высшего образования. Для успешной деятельности вузов в новых условиях нужны инициативные, творчески мыслящие лидеры, которые обеспечат эффективную совместную работу административного персонала, профессорско-преподавательского состава и студентов. Таких лидеров в том числе готовят в стенах Назарбаев Университета.