Череп человека, обнаруженный на древнем поселении Ботай в Северном Казахстане, несет следы искусного врачевания.
Современные люди привыкли полагать, что сложное и эффективное в техническом плане медоборудование, хирургические операции характерны только для нашего времени. Но, как свидетельствует древняя история, это далеко не так.
Тысячи лет назад люди научились проводить хирургическую операцию по вскрытию черепа, или трепанацию. Ученые всего мира до сих пор не могут прийти к единому мнению, обсуждая, зачем наши предки проводили эту операцию.
– Не исключено, что древние люди проводили трепанацию не только в медицинских целях, но и в качестве ритуала, – говорит в этой связи директор музея-заповедника Ботай Куаныш Шакшаков.
Трепанацию практиковали в различных уголках планеты: в Древней Греции, Северной и Южной Америке, Африке, Полинезии и на Дальнем Востоке. Вероятно также, что в разных регионах люди самостоятельно разрабатывали технику трепанации.
Еще в 1981–1983 годах в юго-восточной части поселения Ботай археологами Северо-Казахстанской археологической экспедиции были обнаружены погребения ботайских людей.
Как оказалось, ботайцы за две тысячи лет до эпохи бронзы пользовались медными инструментами и предметами. Они были искусными мастерами, медиками, художниками и ювелирами. Ряд изделий выполнен ими таким совершенным образом, что невозможно зачастую поверить в уникальные технологии каменного века. А успешная трепанация черепа с последующим выживанием человека в условиях того времени граничит с фантастикой!
– Археологи извлекли 4 скелета с черепами, по которым был восстановлен облик древних людей из поселения Ботай, – говорит Виктор Зайберт, ученый секретарь музея-заповедника Ботай. – Тогда один из обнаруженных черепов стал сенсацией для отечественной археологии и исторической науки Казахстана.
По словам Виктора Зайберта, на черепе были обнаружены два трепанационных отверстия в теменной области. Осмотр выявил сквозной характер трепанаций и сработанность внешнего края, что, очевидно, свидетельствовало об осторожном выполнении процедуры вскрытия черепной коробки. По всей вероятности, древний хирург принял все меры для уменьшения риска повреждения мягких тканей внутри черепной коробки пациента.
– Отчасти трепанации могли быть связаны с ритуалами, посредством которых прооперированный человек достигал измененных состояний сознания, требуемых для религиозной и магической деятельности, вероятно его посещали видения, потусторонние голоса. Видимо, отклонения в поведении, наблюдаемые после трепанации черепа, рассматривались древними людьми как проявления «божественного безумия», – поясняет Куаныш Шакшаков. – С этой точки зрения, трепанация должна была способствовать появлению новых свойств и качеств у здорового, но специально избранного по каким-то причинам человека.
По другим данным, трепанация была частью обряда инициации, знаменующей переход человека на новую степень развития. Обычно их называют символическими трепанациями. На сегодняшний день это самые древние обнаруженные трепанации на территории Казахстана.
Тем не менее, по утверждению членов-корреспондентов РАМН, докторов медицинских наук Кривошапова, Чикишева, основной целью прижизненного трепанирования древних людей было лечение травм и устранение неврологических симптомов у больных. Ученые изучали черепа населения Горного Алтая V–III веков до н. э. и под термином «трепанация» понимают процесс удаления участка черепа у живого индивидуума без повреждения содержимого черепа.
Интерес к теме доисторических трепанаций возник еще в 1865 году, когда Эфраим Джордж Сквайер – археолог, этнолог и представитель США в Центральной Америке – привез из захоронений инков в Перу череп с четырьмя надрезами, выполненными на правой половине лобной кости перпендикулярно к ее поверхности и образовавшими прямоугольное отверстие около 6 квадратных сантиметров по площади. Тогда же были выявлены отчетливые признаки заживления краев отверстия, что свидетельствовало о выживании пациента.
По предположению профессора археологии Виктора Зайберта, вскрытие черепной коробки у ботайцев могло производиться сверлом, изготовленным из кости животного или из камня.
После смерти ботайца, перенесшего трепанацию при жизни, на его череп одели глиняную маску и установили ее в нишу жилища, где она и хранилась как сакральный образ. Такой элемент погребения дает повод утверждать о существовании развитого культа предков в ботайском обществе.
По мнению антрополога Галины Рыкушиной, которой первой довелось изучать ботайские черепа, трепанационные отверстия были выполнены задолго (за 14–18 лет) до смерти пациента.
Так, задолго до цивилизации Майя в Мезоамерике, в Северном Казахстане уже научились делать сложные хирургические операции.
Изыскания ботайской культуры казахстанскими археологами и их зарубежными коллегами получили широкий научный и общественный резонанс в мире, потому что они могут помочь ответить на многие загадки истории человечества. Ведь помимо технических сложностей трепанации древнему хирургу необходимо было обеспечить эффективное обезболивание, остановку кровотечения, а также предупредить развитие инфекции в ране. Известно, что даже в середине XIX столетия выживание больных после трепанации в лучших госпиталях Европы редко превышало 10%, что было связано с высочайшим риском инфекционных осложнений.
Тайны истории ботайцев ученым и сотрудникам музея-заповедника «Ботай» еще долго и скурпулезно предстоит изучать для развития науки, которой пока неведомо, насколько совершенной была цивилизация на территории древнего Казахстана.