В эксклюзивном интервью агентству «Хабар» Президент Касым-Жомарт Токаев приоткрыл завесу предстоящих политических реформ.
Как следует из выступления Главы государства, казахстанское политическое поле ждут серьезные перемены. Вероятно, в уже ближайшей перспективе мы станем свидетелями появления в нашей стране новых политических партий с новыми идеями, конструктивными подходами, которые могут усилить, в том числе оппозиционное поле, повысить в целом конкурентоспособность политической системы, привнести свои новые конструктивные программы преобразований. По словам Главы государства, оппозиция есть и в самой правящей партии «Nur Otan». Поэтому с учетом требований времени и она должна модернизироваться. Президент также высказался о необходимости серьезного преобразования Парламента.
По справедливому убеждению Президента, политический механизм страны должен быть освобожден от нездорового ажиотажа, экзальтации. В этой связи Глава государства приводит пример ФРГ, где все механизмы политической системы, в том числе парламентские партии, действуют довольно эффективно, при этом не подвергая страну турбулентности.
Если взять две самые известные модели представительной демократии – английскую и американскую, то современный немецкий парламентаризм представляет собой смешанную модель. Немецкий парламент – Бундестаг – не является полностью автономным органом, как американский конгресс, который в целом составляет сильный противовес власти президента. Не оказывает на него такое сильное влияние и правительство, как это имеет место в Великобритании, где кабинет министров довлеет над палатой общин и контролирует ее работу. Если американский конгресс – это парламент, который посредством собственных инициатив в значительной степени соучаствует в определении политики и законотворчестве страны («рабочий парламент»), то нижняя палата британского парламента, напротив, является инструментом в руках правительства, ареной, где постоянно сталкиваются интересы правительства и оппозиции.
Стабильность германской демократии в значительной мере базируется на стабильности партийной системы. Недаром политическую систему ФРГ часто именуют «партийной демократией». На первый взгляд сложная система взаимоотношений и взаимодействия различных органов власти и управления в этой стране на самом деле является взвешенной конструкцией, позволяющей принимать политические решения с учетом взаимных интересов населения и государства.
Депутаты избираются по мажоритарно-пропорциональной системе, иными словами, каждый избиратель имеет два голоса: один голос за конкретного кандидата от избирательного округа (прямой кандидат), а второй голос за ту или иную партию. Положительным моментом данной системы является то, что избранный таким образом парламент отражает многообразие мнений избирателей. Недостаток ее заключается в том, что добиться при этом правительственного большинства зачастую сложнее, чем при чисто мажоритарной системе, которая, например, существует в Великобритании.
Социальное доверие общества – это не просто характеристика. Если это сомнение в выполнении предполагаемых действий со стороны политического института, к примеру политической партии, если резкое снижение или отсутствие доверия носит хронический или систематический характер, то недоверие может стать выражением самодостаточного социального поведения, своего рода мотивацией массового поведения.
Нечто подобное мы наблюдали во время январских трагических событий, когда в общий костер нездоровых эмоций и якобы праведного гнева бросались заявления о выходе из «Nur Otan», совсем как когда-то в эфире советского еще тогда телевидения бывшие коммунисты демонстративно рвали свои партийные билеты.
Тогда и сейчас подобные действия на самом деле не дают обществу необходимого катарсиса, как, впрочем, и самим героям тех спектаклей, а вызывают лишь чувства сожаления и досадного разочарования.
Доверие общества – сложный социальный феномен. Люди по-разному доверяют политикам. В наших социологических опросах рейтинги доверия Президенту стабильно выше таковых Правительству, Парламенту, акимам, партиям, общественным организациям.
Как Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил в интервью, что считает необходимым быть выше неких политических структур, служить «магнитом» для того, чтобы привести различные политические силы к единому знаменателю с точки зрения их позиций, которые были бы продиктованы интересами нашего государства.
В целом же ясно, что высокое доверие общества Главе государства придаст политической жизни страны положительную динамику и устойчивость.
Президент особо подчеркнул, что он будет служить гарантом открытой и честной политической конкуренции. Он считает своей миссией достичь положительных результатов трансформации политической системы и в конечном счете экономики. Нужно заниматься одновременно и политической трансформацией, и экономическими преобразованиями.