Ну, докатились!

6910
Елена Ульянкина

Жители региона и раньше были недовольны: ругали автопарки за переполненные автобусы, гонки на дорогах и грубость кондукторов. Однако с наступлением холодов ситуация усугубилась. А недавно в области произошел, можно сказать, транспортный демарш: 28 октября на линию не вышли почти все пригородные маршруты. Жители моногородов Темиртау, Сарани, Абая, Шахтинска, а также поселков Шахан, Топар и Егиндыбулак, которые работают и учатся в Караганде, не смогли добраться до областного центра.

Когда стали разбираться, выяс­нилось, что все маршруты-нарушители обслуживает одно предприятие – автопарк № 3. Он в Карагандинской области самый крупный, занимает 70% рынка.

На переговорах с чиновниками директор автопарка заявил, что не выпустил автобусы на линию из-за дефицита дизельного топлива и сложного материального положения. Перевозчик потребовал от акимата выплатить субсидии на покрытие убытков, которые положены ему по Закону «Об автомобильном транспорте». Речь шла о 2,5 млрд тенге. Власти пообещали в ближайшее время перечислить субсидии, после чего движение пригородных автобусов возобновилось.

Появились случаи, когда водители и кондукторы самовольно повышали плату за проезд. К примеру, 14 октября экипаж пригородного автобуса № 71, который возит пассажиров из Караганды в село Кокпекты Бухар-Жыраус­кого района, поднял стоимость билета с 80 до 150 тенге. Это возмутило людей. Поэтому они потребовали остановить автобус на полпути и вызвали сельского акима. Чиновник урегулировал конфликт между пассажирами и экипажем.

С такой же проблемой столкнулись и пассажиры пригородного автобуса № 84 Караганда – Ботакара. Кондуктор потребовал, чтобы пассажиры выложили за проезд не 200 тенге, как положено, а по 400. Люди возмущались, но были вынуждены заплатить, поскольку альтернативы 84-му маршруту нет.

А вот 26 октября произошел вопиющий случай, который стал реальным подтверждением ожес­точенной борьбы за план по сборам платы за проезд. На остановке в центре Караганды подрались водители двух автобусов одного маршрута. Второй приехал и стал собирать пассажиров раньше положенного времени. Первый обиделся на коллегу и в расстроенных чувствах дал волю кулакам. В результате на водителей оформили протокол за хулиганство.

К сожалению, подобные инциденты в Караганде и его городах-спутниках не редкость. Перевозчики сильно пострадали из-за карантинных ограничений. В 2020 году количество людей, которые пользуются общественным транспортом, снизилось на 65%, а пассажирооборот упал на 70%. В результате 4 из 13 автопарков области из-за нерентабельности закрылись. Перестали ходить 33 межрайонных маршрута. Все это негативно отразилось на качест­ве обслуживания пассажиров.

– В 2019 году в Караганде работали 9 компаний-перевозчиков, в настоящее время осталось 6, – сообщил руководитель отдела коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автодорог Караганды Алибек Дюсембеков. – У них на балансе имеется 540 автобусов с учетом резерва. Ежедневно на линию выходят 350–360 автобусов. В связи с нехваткой квалифицированных водителей нет возможности обеспечить полный выход транспорта на линию и двухсменную работу.

Положение усугубил недавний дефицит дизельного топлива, который образовался из-за остановки на ремонт Павлодарского НПЗ. Тогда солярку на автозаправках продавали только по талонам. А когда дизтоплива не стало хватать общественному транспорту и автопарки стали сокращать рейсы, акимату Карагандинской области пришлось регулировать поставки горючего в «ручном» режиме.

Тут перевозчики снова стали поднимать вопрос об убыточности действующего тарифа на проезд в общественном транспорте. Сейчас он в Караганде составляет 80 тенге, тогда как расчетный находится на уровне 280 тенге. Разницу между ними власти должны покрывать за счет бюджета. Здесь чиновники с перевозчиками согласны, а вот в суммах субсидий они расходятся.

– В 2020 году на субсидирование убытков перевозчиков из областного бюджета были выделены средства в размере 900 миллионов, в 2021 году – 950 миллионов тенге, – отметил заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Карагандинской области Нурлан Есентаев. – Средства выплачены перевозчикам в полном объеме. При этом общие годовые убытки по 58 маршрутам составляют 4,2 миллиарда тенге.

Что же касается общественного транспорта Караганды, то его субсидируют из городского бюджета. На это, по данным акимата, в казне предусмотрено 4,3 млрд тенге. Причем 922 млн тенге из них перевозчикам выделили только в начале ноября, после того, как автопарк № 3 устроил транспортный демарш и не выпустил на линию пригородные автобусы.

Надо отметить, что акиматы неохотно выплачивают перевозчикам субсидии из госбюджета. Власти сомневаются в достоверности данных, которые в своих отчетах указывают автопарки. Ведь пассажиропоток в области давно никто не считал, а значит, они вполне могут завышать количество перевезенных пассажиров.

Чиновники надеются, что исправить ситуацию к лучшему поможет система электронной оплаты проезда, которую сейчас внедряют в городских и пригородных автобусах. Она должна заработать в нынешнем декабре.

Эта система позволит посчитать всех пассажиров и льготников, за проезд которых платит государство, в отдельности. Тогда станет ясно, каковы реальные доходы и убытки автопарков.

Но улучшится ли работа общественного транспорта после запуска системы электронного билетирования? Для пассажиров это самый главный вопрос.

Популярное

Все
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Семей: что показать туристам?
Чем чревато обещание мгновенного успеха?
Акмолинец Альмукан Сембинов брал Варшаву и Берлин
В Тегеране помнят о погибших советских воинах
Память Рахимжана Кошкарбаева почтили в Астане
Фестиваль книги преобразовался в театрализованное шоу
«Мир казахов» пришел к англичанам
Алькей Маргулан посвятил археологии всю жизнь
Лучших знатоков казахского языка определили среди гвардейцев
Казахстан служит примером для стран, ищущих свой путь развития
Быть учителем непросто
История Галымжана Габдрешова воодушевляет
Возможности внедрения альтернативных форм голосования обсуждают эксперты
Сенаторы требуют демонополизации рынка сотовой связи
Мажилисмены призывают не прощать закладчиков наркотиков
187 горняков эвакуировали из шахты Костенко в Караганде
Если бы коучи могли научить кое-чему
Самую глубокую голубую дыру на планете обнаружили в Мексике
Степь цветет, радует глаз
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
В Казахстане дешевеют яйца
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Более 30 лет скрывавшийся от правосудия насильник задержан в Павлодаре
Йеменские хуситы вновь атаковали суда в Красном море
Король Карл возвращается к публичной деятельности
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области

Читайте также

Аудит проверил стройку
Песочницы за два миллиарда
У коммунальщиков – свой светофор
«Холодное сердце» Мангистау

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]