Новые цели Несмотря на давление глобального кризиса, 2014 год стал для Казахстана временем весомых достижений как внутри страны, так и на международной арене. Начался он со знакового для истории Казахстана события – перехода к реализации новой долговременной стратегической программы. 17 января 2014 года Президент выступил с Посланием «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее».
«Мы приняли Стратегию-2050, чтобы казахстанцы крепко держали в своих руках штурвал будущего страны, – заявил Президент. – Стратегическое планирование в ХХI веке является правилом номер один. Ибо никакой ветер не будет попутным, если страна не знает маршрута и гавани прибытия. Стратегия-2050 как путеводный маяк позволяет нам решать вопросы ежедневной жизни людей, не теряя из виду нашей главной цели».
В рамках нового плана была разработана стратегия по вхождению Казахстана в число 30 передовых стран мира. Ближайшие 15–17 лет, по оценкам экспертов, могут стать «окном возможностей», и наша республика может воспользоваться ими для мощного рывка вперед. Но при этом Президент предупредил, что к цели 2050 года придется идти в условиях непростой глобальной конкуренции.
– Предстоящие десятилетия таят немало вызовов, о которых мы уже знаем, и много непредвиденных ситуаций, новые кризисы на глобальных рынках и в мировой политике. «Легкой прогулки» по ХХI веку не будет, – сказал Нурсултан Назарбаев, выступая с Посланием.
Что немаловажно, Президент, планируя новые цели, установил четкие индикаторы. В данном случае за ориентир были взяты показатели развитости государств – участников Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В частности, поставлена задача достигнуть ежегодного роста ВВП не ниже 4% и увеличить объем инвестиций до 30% от всего объема ВВП, внедрять наукоемкую модель экономики и увеличить до 70% долю несырьевой продукции в казахстанском экспортном потенциале. Объем ВВП на душу населения должен быть увеличен с 13 до 60 тыс. долларов.
Как отмечалось, движение Казахстана в «первую тридцатку» должно идти в два этапа. Первый – до 2030 года – представляет собой модернизационный рывок, включающий динамичный рост традиционных отраслей экономики и создание сильного обрабатывающего индустриального сектора. На втором этапе – в период с 2030-го по 2050 год – необходимо обеспечить устойчивое развитие страны на принципах наукоемкой экономики.
В этом же Послании Глава государства дал поручение Администрации Президента, Правительству и Ассамблее народа Казахстана совместно с Общенациональным движением «Казахстан-2050» организовать разработку и принятие Патриотического акта «Мәңгілік Ел».
Четвертая волна В 2014 году Казахстан столкнулся с четвертым глобальным кризисом, начало которому было положено еще в 2008–2009 годах.
Президент Нурсултан Назарбаев уже после периода турбулентности 2007–2008 годов сформулировал свое представление о причинах глобальных кризисов и путях выхода из них. Свое видение он изложил в статье «Ключи от кризиса», вышедшей в 2009 году и вызвавшей большой резонанс в международных политических и бизнес-кругах. Преодоление новой волны кризиса в 2014 году подтвердило верность выбранного Нурсултаном Назарбаевым пути. В частности, полностью оправдало себя решение Президента о создании Национального фонда. Ресурсы, накопленные в нем, оказались надежным подспорьем для стабилизации экономики.
Главной чертой антикризисной политики Президента Нурсултана Назарбаева стало принятие упреждающих мер. Решено было действовать на опережение. Начался поиск новых точек развития.
Нурсултан Назарбаев в этом контексте дал поручения Правительству по корректировке программы индустриально-инновационного развития.
– В целом по традиционным отраслям мы должны иметь отдельные планы их развития, – отметил Глава государства. – Конкретным результатом каждой пятилетки должно быть создание новых отраслей экономики. В рамках первой пятилетки созданы автомобиле- и авиастроение, производство тепловозов, пассажирских и грузовых вагонов. Их надо расширять, выводить на внешние рынки. Оставшиеся до 2050 годы делятся на семь пятилеток, каждая из которых решает вопрос достижения единой цели – войти в число 30 развитых стран.
В рамках второй и последующих пятилеток Президент поручил основать отрасли мобильных и мультимедийных, нано- и космических технологий, робототехники, генной инженерии, поиска и открытия энергии будущего. Также поручено обеспечить перевод на инновационные рельсы агропромышленного комплекса, создать эффективный земельный рынок, устранить все барьеры, препятствующие развитию бизнеса в сельском хозяйстве, развивать аграрную науку, создавать экспериментальные аграрно-инновационные кластеры.
Помимо этого, ключевыми приоритетами стали создание наукоемкой экономики, развитие инфраструктурной триады – агломераций, транспорта, энергетики.
Таким образом, политика индустриализации экономики вышла в 2014 году на новый уровень. Приняв отчет Правительства об итогах первой пятилетки ГП ФИИР, Президент отметил достижения и указал на основные упущения. С учетом замечаний и поручений Главы государства была принята программа второй пятилетки, рассчитанной на 2015–2019 годы.
Воплощенная идея Важнейшим событием во внешней политике Казахстана стало подписание в 2014 году в Астане Договора о Евразийском экономическом союзе. Этот исторический документ 29 мая подписали Казахстан, Россия и Беларусь. Эксперты оценили договор как взвешенный документ, учитывающий интересы всех трех государств.
– Мы завершили колоссальную работу по подготовке Договора о Евразийском экономическом союзе, – отмечал Президент Казахстана, говоря об итогах исторической встречи в Астане. – Его подписание ознаменует качественно новый этап развития интеграции на евразийском пространстве. В документе отражены все базовые аспекты, присущие международным организациям, зафиксированы принципы суверенного равенства государств, территориальной целостности, а также уважения особенностей политического устройства государств – членов союза. Важным моментом является то, что принятие решений на всех уровнях организации осуществляется на основе принципа консенсуса. Таким образом, голос каждой стороны будет определяющим.
Именно по настоянию казахстанской стороны из Договора о ЕАЭС были удалены все неэкономические категории интеграции. Документ был построен по принципу «ничего, кроме экономики», который отстаивал Нурсултан Назарбаев.
Путь к созданию ЕАЭС начался более 20 лет назад. Впервые эта идея была озвучена в 1994 году, когда в ходе визита в Россию Нурсултан Назарбаев выступил на встрече с профессорско-преподавательским составом и студентами Московского государственного университета. Тогда это предложение было встречено с большой долей скептицизма. Однако Лидер Казахстана последовательно продолжал развивать и отстаивать идею объединения, концепция ЕАЭС прошла несколько трансформаций, превратившись в интеграционное объединение, основанное на чисто экономических принципах и решениях.
С 1 января 2015 года ЕАЭС начал работать в составе трех стран, со 2 января в союз вступила Армения, а в августе 2015 года – Кыргызстан. Так, спустя 20 лет мир стал свидетелем блестящего воплощения в жизнь идеи Нурсултана Назарбаева.
Год перемен и перестановок Противодействие кризисным явлениям и работа на опережение потребовали быстрых решений. Необходимость применения нестандартных подходов привела к ряду преобразований в структуре казахстанского Правительства. В начале апреля Президентом был отправлен в отставку Кабмин и сформирован новый состав Правительства во главе с Каримом Масимовым.
В то же время состоялась реорганизация, в результате которой из действовавших на тот момент 17 министерств, 9 агентств и 54 комитетов было образовано 12 министерств и 30 комитетов. Все агентства РК и ряд министерств были упразднены, образованы другие ведомства.
По поручению Главы государства новой командой разработана «дорожная карта» первоочередных мер социально-экономической политики. Правительство также выполняло поручения Президента по недопущению роста цен на основные виды продовольственных и социально значимых товаров, ГСМ, лекарственные средства, а также на тарифы на коммунальные услуги.
Значимым явлением в экономике страны стало принятое Национальным банком решения отказаться с 11 февраля 2014 года от поддержания обменного курса тенге на прежнем уровне, снизить объемы валютных интервенций и сократить вмешательство в процесс формирования обменного курса тенге. Это решение позволило сберечь резервы республиканского бюджета и сделать казахстанскую экономику более привлекательной для инвесторов.
Можно констатировать, что четвертая волна кризиса была ожидаемой. Президент выдвинул сразу несколько инициатив. Так, 11 ноября в рамках второго за год Послания Глава государства предложил новую экономическую политику «Нұрлы жол», основанную на крупных инфраструктурных проектах. В ней антикризисная стратегия обрела свои окончательные контуры.
В числе семи приоритетов новой экономической политики Президент обозначил транспортно-логистическую инфраструктуру, индустриально-инновационную, энергетическую, жилищную, жилищно-коммунальную, социальную инфраструктуру, а также поддержку малого и среднего бизнеса.
– Новая экономическая политика «Нұрлы жол» – наш глобальный шаг на пути в число 30 самых развитых стран мира, – подчеркнул Глава государства. – Сегодня созданы все необходимые условия для успешной работы. Надо только засучить рукава и взяться за дело.
В рамках реализации программы, а также для обеспечения социальных обязательств государства было принято решение вновь использовать ресурсы Национального фонда. На эти цели выделено 9 млрд долларов на три года.
– Исходя из своего опыта, предчувствую, что ближайшие годы станут временем глобальных испытаний, – отметил Президент в ноябрьском Послании. – Будет меняться вся архитектура мира. Достойно пройти через этот сложный этап смогут далеко не все страны. Этот рубеж перейдут только сильные государства, сплоченные народы.
Провожая уходящий 2014 год, Президент в своем новогоднем обращении к казахстанцам отметил, что Казахстан встречает наступающий год с четким созидательным планом действий, который позволит обратить перемены в новые достижения.