Очистят природу от колес

1290
Сергей ГОРБУНОВ, Павлодар
Фирма Inter Rubber Recycling включилась в работу как-то незаметно и буднично. А между тем это новое предприятие, осуществляющее фактическую утилизацию и переработку автомобильных шин и резиносодержащих отходов, дает региону дополнительные поступления в бюджет, новую продукцию и улучшение экологии. Вспоминая недавнее прошлое, могу сказать, что все обочины дорог в области были завалены пробитыми и износившимися покрышками, так же как и территории автобаз. Да и сегодня еще вдоль автотрасс, на пустырях и у шиномонтажных мастерских в избытке отработавшие свой срок колеса.

– В этом вопросе мы надеемся навести порядок, так как станем утилизировать транспортные шины диаметром до 1 600 миллиметров (для сравнения: КамАЗовские – 1 000 миллиметров. – С. Г.), – говорит заместитель директора ТОО "IRR" Сергей Григорюк. – После их переработки, а это 2 000 тонн в год, наше предприятие будет получать 1 320 тонн резиновой крошки диаметром от 0,4 до 5 миллиметров, не считая металла и текстиля, входящих в "конструкцию" автомобильного баллона.

Приведу такие данные. Подлежащие утилизации транспортные шины относятся к категории твердых опасных отходов. Период их разложения до молекулярного уровня составляет 150 (вдумайтесь в эту цифру) лет. Выброшенные в природу "колеса" являются источником загрязнения почвы и атмосферы веществами девяти наименований, из которых сажа и пыль резины – самые маловредные. Между тем, согласно исследованиям АО "Объединенная химическая компания", в Казахстане ежегодно образуется 311 тыс. тонн шинных отходов. На долю Павлодарской области приходится порядка 21–23 тыс. тонн данного утиля. Из этого объема, неизбежно вандальным способом (сжигание и захоронение, что не в радость природе и в урон ей), "утилизируется" до 3 тыс. тонн автошин.

Между тем, по словам С. Григорюка, получаемая при переработке шин резиновая крошка – универсальный продукт. Она идет на изготовление девулканизированной резины, комплексного модификатора асфальтобетона, резиновых формовых напольных покрытий, резинотехнических изделий, другой продукции. То есть это – безотходное производство. Где на малых площадях, без существенного урона окружающей среде автомобильные шины механически освобождают от корда – вваренных в резину стальной проволоки и синтетических нитей, а затем оставшуюся массу превращают в мельчайшие частицы.

Сегодня ТОО "Inter Rubber Recycling", принятое в казахстанскую ассоциацию по управлению отходами KazWaste, проходит этап становления. Выпустив первые тонны резиновой крошки и "обкатав" производительное китайское оборудование, компания накапливает запасы сырья, так как то, что было припасено, выработали за несколько смен.

– Нам приходится ломать психологию наших партнеров и выстраивать отношения по новой схеме, – рассказывает С. Григорюк. – Дело в том, что, согласно нормативным природоохранным документам, действующему в республике стандарту "Отходы. Шины автотранспортные. Требования безопасности при обращении", Указу Президента о Концепции по переходу Казахстана к "зеленой" экономике, другим директивным нормативам, регламентируется порядок хранения, транспортировки, утилизации и переработки имеющихся твердых опасных резиносодержащих отходов – изношенных транспортных шин. На основе этого пакета документации все владельцы бэушных шин, дабы избежать ощутимых штрафов природоохранных органов, обязаны свозить этот утиль на шиноперерабатывающие заводы, оплачивая переработку. В Павлодаре стоимость утилизации шины составляет 50 тенге с НДС за килограмм. Естественно, это пока что вызывает у многих недопонимание, но закон есть закон. Такая практика во имя спасения природы и здоровья населения действует во всех развитых странах. Уверен, что она войдет в "русло" и у нас, так как предпочтительнее вывезти на переработку бэушные шины, затратив малые средства, чем подвергаться серьезному штрафу.

…Не стану забегать вперед, прогнозировать экспорт резиновой крошки ТОО "IRR" и новую продукцию области. Но даже если природа и населенные пункты избавятся от бесхозных "колес", от копоти и угара, когда их сжигают, то уже это будет хорошо.

Популярное

Все
Предки Чингисхана из рода мугул
В Приаралье строят солнечную и ветряную электростанции
Пример мужества, стойкости и долга
80 лет Казахской национальной консерватории им. Курмангазы
Ветерана войны поздравили со 100-летием
Запасы 800 тысяч тонн редкоземельных металлов обнаружили в Казахстане
Лучше всего учителя мотивируют успехи учеников
Деньги «уплыли» вместе с паводком
В казначействе Минфина госаудиторы выявили финансовые нарушения
Пространство для диалога и творчества
Стабильность и устойчивое развитие региона
Путь к осознанному отцовству
Вспоминая академика Сатпаева
В Туркестане прошел первый саммит «Aral-2024»
Алматы – претендент на финал Лиги чемпионов УЕФА
Радость в каждом движении
Награда нашла героя
Усатый нянь?! Это возможно
Кокпар на автобане
Фонд «Қазақстан халқына» предлагает бизнесу реализовывать проекты вместе
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Трудов высокая оценка
Казахстан и Россия: новые горизонты стратегического партнерства
«Мост дружбы»: казахстанская художница рассказала о подаренной Владимиру Путину картине
Владимир Путин прилетел в Астану
В Казахстане создаются кластеры высокого передела
Сегодня начинается государственный визит Президента России в Казахстан
Разбивавших машины и остановки вандалов наказали в Астане
Жилищная политика: обеспечить доступность прежде всего нуждающимся слоям населения
В 2024-м зарегистрировано более 17 тыс. случаев интернет-мошенничества
Регионы развивают связи и наращивают взаимодействие
В Караганде запустили новый казахстанский маркетплейс
Очередную трассу хотят сделать платной в Казахстане
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок
Сохраняя беспристрастность и объективность
Опреснительный завод начали строить в Мангистау
Казахстан – Россия: стратегическое партнерство, обращенное в будущее
Мы – из Казахстана!
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
До золота рукой подать
Больничный теперь не подделаешь
Адлет Барменкулов покидает пост президента КФФ
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Фуры двинулись в обход мегаполиса
Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
На трассе Балхаш – Сарышаган задержали военного с крупной партией наркотиков
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
Шесть рейсов не могут вылететь из аэропорта Астаны
Нацбанк сообщил о переходе на международный стандарт ISO 20022
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
В Египте перевернулся автобус с туристами из Казахстана

Читайте также

Названы имена победителей Национальной литературной премии …
Дефолта не ожидается
Усилить охрану нематериального наследия
Ключи от квартир вручили очередникам в Косшы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]