​Ориентиры конкурентного законодательства

716
Серик ЖУМАНГАРИН, председатель Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики

В связи с этим законы и политика по защите конкуренции должны быть направлены в первую очередь на регулирование неконкурентного поведения и монополистической деятельности, пресечение злостных ограничений конкуренции, создание рыночных условий для функционирования товарных рынков (в том числе посредством снижения барьеров, препятствующих рыночной конкуренции), сокращение вмешательства государства в предпринимательскую деятельность.

В рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и рисков, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство законами регламентирует правила конкуренции, тем самым гарантируя условия для ее защиты и развития. И в этом смысле к главным плюсам конкуренции, с точки зрения, прежде всего, предпринимателя, относится возможность ее регулирования со стороны государства, поскольку сам рынок не может защитить себя. Таким образом, антимонопольное регулирование – это часть государственного регулирования, основная цель которого – создание условий для справедливой торговли и функ­ционирования внутреннего рынка.

Основы конкурентного права в Республике Казахстан были заложены 11 июня 1991 года, когда был принят первый Закон «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности». Этот закон заложил основные базовые подходы к регулированию монополий, недопущению недобросовестной конкуренции, антиконкурентных действий государственных органов. В этот же период создан первый антимонопольный орган Казахстана – Государственный комитет Казахской ССР по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности.

В последующие годы конкурентное право эволюционировало, вбирая в себя лучшую международную прак­тику в области антимонопольного регулирования. За 25 лет законодательство о конкуренции претерпело целый ряд изменений, продиктованных самой жизнью. С одной стороны, создавая условия для развития предпринимательской деятельности и развития конкуренции, с другой – государство установило более строгий контроль за поведением субъектов предпринимательства на товарных рынках, а также определило меры антимонопольного воздействия.

Безусловно, система антимонопольного регулирования не должна отставать от развития и преобразования экономики, необходимо учитывать глобализацию мировой торговли, открытость экономических границ, а также появление новых форм ведения бизнеса. Поэтому, исходя из необходимости адаптации к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям и новым функциональным потребностям, антимонопольное законодательство необходимо постоянно совершенствовать.

2015 год стал переломным в развитии конкурентной политики, поскольку в этот период были приняты важные для государства решения, направленные на либерализацию законодательства, в том числе упрощение антимонопольного регулирования. Так, в апреле 2015 года в конкурентную практику внедрены принципы Yellow Pages Rule, суть которых заключается в том, что для поддержания здоровой конкурентной среды необходимо ограничить создание дочерних структур госкомпания­ми и не допускать вмешательства государства в те сферы экономики, где представлен бизнес.

Кроме того, путем законодательных изменений усилена роль антимонопольного органа. Теперь для расширения и (или) изменения осуществляемых видов деятельности госпредприятиями и юрлицами с участием государства (более 50%) потребуется получить предварительное согласие антимонопольного органа. Также по результатам ежегодно проведенных анализов было предусмотрено право антимонопольного органа формировать перечень субъектов квазигосударственного сектора, подлежащих передаче в конкурентную среду.

Одновременно в рамках поправок в Закон «О конкуренции», принятых 5 мая 2015 года, были предусмотрены нормы, направленные на упрощение ведения бизнеса, снижение нагрузки на бизнес, сокращение форм и сроков отчетности.

Знаковым событием стало выступ­ление Главы государства на XVI съез­де партии «Нур Отан» и ХХII сессии Ассамблеи народа Казахстана, в рамках которого Президентом РК был представлен План нации «100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ», направленных на укрепление государственности в условиях мирового геополитического и экономического кризиса. Одним из шагов данного плана (53-й) Главой государства была определена необходимость изменения концепции работы антимонопольной службы и ее приведение в соответствие со стандартами ОЭСР.

Кроме того, в своем очередном Послании народу Казахстана от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» Глава государства обозначил важность усиления антимонопольной деятельности и необходимость проведения реформ в рамках создания условий для свободной и здоровой конкуренции. Для реализации поставленных задач было принято решение о двухэтапном подходе по приведению законодательства РК в области защиты конкуренции в соответствие со стандартами ОЭСР.

На первом этапе в октябре прошлого года Глава государства Нурсултан Назарбаев подписал Предпринимательский кодекс РК, в который были имплементированы нормы Закона РК «О конкуренции», а также предусмот­рены новшества, направленные на либерализацию антимонопольного регулирования, приведение норм действующего антимонопольного законодательства с учетом его целей и задач в соответствие с лучшей мировой прак­тикой, снижение административных барьеров и административной нагрузки на бизнес в целях стимулирования роста и укрупнения субъектов бизнеса.

К числу основных новшеств, начавших действовать с 1 января 2016 года, можно отнести следующие:

1) Реестр доминантов будет вес­тись только в отношении субъектов регулируемых (высококонцентрированных) рынков в области железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, производства нефтепродуктов, транспортировки нефти, гражданской авиации, портовой деятельности, телекоммуникаций и почтовой связи, а также газа (с 1 января 2017 года реестр вообще будет отменен, как и ценовое регулирование на таких регулируемых рынках, поскольку данные инструменты заменяются инструментами антимонопольного регулирования). В результате данная мера, с одной стороны, позволила снизить нагрузку на бизнес (поскольку реестр сокращен на 660 субъектов и в нем состоят 254 субъекта регулируемого рынка), с другой – обеспечила защиту конкуренции и позволяет выявлять и пресекать злоупотребления субъектов рынка своим фактическим доминирующим положением (ранее нормы антимонопольного законодательства этого не позволяли, поскольку меры антимонопольного реагирования не могли быть применены к субъекту, фактически занимающему доминирующее положение на рынке и нарушившему законодательство, но включенному в реестр);

2) введен институт коллегиального органа (Согласительной комиссии) при антимонопольном органе. Соз­дание Согласительной комиссии является одним из основных ново­введений, реализуемых в соответствии с поручением Президента РК – модернизировать деятельность антимонопольной службы в соответствии со стандартами ОЭСР и обеспечить прозрачность и объективность при принятии решений;

3) антимонопольный орган наделен полномочиями вносить предписания в адрес государственных органов о необходимости обеспечения (развития) конкуренции. Эта мера направлена на создание условий для благоприятной конкурентной среды, устранение барьеров на рынках и обеспечение защиты конкуренции. К первым результатам можно отнести внесенные в начале 2016 года предписания о необходимос­ти развития конкуренции Министерства по инвестициям и развитию и МВД;

4) введен институт предварительного рассмотрения проекта соглашения субъектов рынка. С введением данной нормы у субъекта рынка появилась возможность перед осуществлением соглашений обратиться в антимонопольный орган для предварительного рассмотрения последним проекта соглашения на предмет наличия или отсутствия положений, противоречащих антимонопольному законодательству или приводящих к ограничению конкуренции.

Внедрение инструмента предварительного рассмотрения соглашения является распространенной мировой практикой, превентивной мерой предупреждения нарушений и способствует лучшему пониманию субъектами рынка норм антимонопольного законодательства;

5) в интересах субъектов рынков дополнительно к «предостережению» введен институт предупреждения (уведомление о наличии в действиях (бездействии) субъекта рынка нарушений). Таким образом, у субъектов рынка появилась возможность на этапе предупредительных мер, без проведения расследования и привлечения к ответственности, вернуться в правовое русло и продолжить свою деятельность без ущерба для себя.

В настоящее время ведется работа по совершенствованию антимонопольного законодательства в рамках второго этапа. В частности, разработан проект закона, предусматривающий внесение поправок в ПК и иные законы (в настоящее время внесен на рассмотрение в Правительство РК).

Учитывая проведенный представителями ОЭСР обзор антимонопольного законодательства РК, предполагается внесение системных изменений и дополнений в ПК, а также ряд законодательных актов, направленных на пересмотр базовых принципов работы антимонопольного органа.

К основным поправкам, предусмот­ренным законопроектом, относятся следующие:

– внедрение эффективных инструментов для проведения расследований по фактам нарушений антимонопольного законодательства. Например, предлагается сократить срок утверж­дения заключения по итогам расследования до 10 календарных дней;

– изменение подходов к государственному контролю за экономической концентрацией. В частности, рассмот­рение ходатайств о даче согласия на экономическую концентрацию, которые не имеют влияния на уровень конкуренции, будет осуществляться в течение 30 календарных дней. При этом в случае наличия признаков установления рыночной власти по результатам совершения сделки будет проводиться более детальный анализ состояния конкуренции на предмет установления ее возможных последствий на товарный рынок и наличия признаков ограничения конкуренции в сроки более одного месяца (при этом при рассмотрении материалов совершаемой сделки могут запрашиваться мнения экспертов и иных заинтересованных лиц, независимых агентств, представителей конкурентов или потребителей такой компании);

– приведение подходов к применению запретов в отношении антиконкурентных соглашений в соответствие с лучшей мировой практикой. Законопроектом предусмотрены изменения и дополнения, вытекающие из рекомендаций ОЭСР, в отношении изъятий к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям. В частности, поправки предусмат­ривают распространение норм антимонопольного законодательства на соглашения об осуществлении исключительных прав (на объекты интеллектуальной собственности), если такие соглашения носят антиконкурентный характер и могут создавать угрозу для конкуренции;

– внедрение института антимонопольного комплаенса как инструмента профилактики в целом и в целях минимизации рисков совершения нарушений антимонопольного законодательства. Преимуществами внедрения данного института являются предупреждение нарушений на раннем этапе. По сути, комплаенс – это система управления рисками, ведь законодательство в области защиты конкуренции включает много рисков – при злоупотреблении доминирующим или монопольным положением, недобросовестной конкуренции;

– изменение подходов к признанию доминирующего положения субъекта рынка. В рамках предложенных поправок конкретизируется понятие доминирующего положения, исходя из наличия рыночной власти субъекта рынка, а также случаи признания доминирующего положения финансовых организаций. Кроме того, в связи с неоднозначной практикой его толкования из качественных характеристик доминирования исключается такое обстоятельство, как информация о цене и (или) об условиях реализации этого товара на соответствующем товарном рынке;

– совершенствование подходов в части определения монопольно высокой и низкой цены.

Наряду с вышеперечисленными основными поправками законопроектом предусмотрено совершенствование функционирования субъектов квазигосударственного сектора.

Следует отметить, что в октябре 2015 года в Париже делегация из представителей комитета приняла участие в Глобальном форуме по конкуренции ОЭСР, где был представлен эксперт­ный обзор казахстанского законодательства. В презентации казахстанского законодательства приняли участие представители 64 стран. Участники форума высоко оценили конкурентное право Республики Казахстан.

В целом законопроект учитывает лучший мировой опыт и практику антимонопольного регулирования. Внесение поправок в действующее законодательство не только позволит усилить институциональную роль антимонопольного органа РК, но и создаст условия для дальнейшего совершенствования антимонопольного законодательства, что, в свою очередь, окажет положительный эффект на уровень конкуренции на внутренних рынках и состояние экономики страны в целом.

Популярное

Все
Срезан склон холма, жди оползня…
В Псковской области почтили память казахстанских героев
Гран-при айтыса «Столица трех эпох – Кызылорда» завоевала акын из Астаны
В зоосаду Бурабая радуются пополнению
В Алматы открылась выставка народного художника СССР Урала Тансыкбаева
Игорный бизнес – сфера особого внимания
Активизировались работы по борьбе с саранчой
Любимые песни и... стулья в проходе
Воспитать из мальчиков мужчин
Родительский контроль 2.0
Ulttyq ónim: истории преодоления трудностей и успеха
Казахстан попал в «десятку»
В селе Кабанбай установлен бюст писателя Ануара Алимжанова
Каникулы-каникулы – веселая пора!
Свой фронт в тылу
Подвиг капитана Кудагельдинова
Искусство вопреки репрессиям
Аффинажный завод в Астане выдал 30-тысячный слиток дорогого металла
Учитель с большой буквы
Переселение с юга на север
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Тайны городского парка
Истоки тюркской письменности
Новые правила регистрации мобильных телефонов
В Атырауской области почти вдвое увеличены посевные площади
Похолодание прогнозируют в Казахстане
ЕАЭС продлил сроки регистрации лекарств по нацправилам
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Центральная Азия – регион больших перспектив и возможностей
Мажилисмен обеспокоился подорожанием автостраховки на 200 процентов
Определены 100 лучших школ Казахстана по итогам года
Цифровая трансформация транспорта – путь к экономическому росту
Новый сервис запустили в мобильном приложении «ЦОН»
21 мая – День специалиста инженерно-авиационного обеспечения
Кызылординским студентам вручили направления на учебу в зарубежные заведения
Бесплатные кружки на грани закрытия
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
В Казахстане резко изменится погода
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Будущее – за цифровыми активами
Семья – духовный код нации
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Будет ли в столице новый сквер?

Читайте также

Представлена модель партнерства госструктур и НПО
Переселение с юга на север
Каникулы-каникулы – веселая пора!
В Сауран – налаживать сотрудничество

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]