​Ориентиры конкурентоспособного инженерного образования

1583
Серик МЫРЗАЛЫ, доктор философских наук, профессор; Раушан ИТАЛМАСОВА, доктор социологических наук, доцент
фото КазАТК им. М.Тынышбаева

Не остается в стороне и Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М. Тынышбаева. КазАТК – это ведущий вуз по подготовке специалистов транспортно-коммуникационного комплекса Казахстана с Инжиниринговым центром в области разработки нормативно-технической документации и внедрения новой техники и технологий в сфере ТКК. В октябре текущего года Казахской академии транспорта и коммуникаций исполняется 85 лет со дня основания.

В одном из интервью Глава государства Нурсултан Назарбаев назвал дороги кровеносными артериями экономики. Президент даже сравнил строительство новых дорог по значимости с такими научными открытиями, как открытие залежей медных руд. За годы независимости под руководством Главы государства в нашей стране была проделана огромная работа по развитию всех видов транспорта. Высоко оценивая громадную работу в становлении транспортной инфраструктуры, следует отметить и тот вклад, который внесла и продолжает вносить в это благородное дело КазАТК им. М. Тынышбаева.

За минувшие 85 лет академия успешно прошла путь от учебно-консультативного пункта до крупного инженерного вуза Казахстана. Начиналась эта история в далеком 1931 году. Согласно документам, хранящимся в Архиве Президента РК, приказом № 19 от 1 октября 1931 года в Алма-Ате при дирекции Турксиба был организован филиал института с путейской, механической и эксплуатационной специальностями. Ему присвоили название «Алма-Атинский учебно-консультационный пункт». Позднее, в 1967-м, по приказу Министерства путей сообщения СССР от 30 августа NЕ-22647 на его базе открылся филиал Ташкентского института инженеров транспорта. А в 1976 году в Алма-Ате наконец создали свой, совершенно новый вуз – Алма-Атинский институт инженеров железнодорожного транспорта (АлИИТ).

С обретением независимости в Казахстане появился еще один новый транспортный вуз – Алма-Атинский автомобильно-дорожный институт (ААДИ). В 1996 году по постановлению Правительства АлИИТ­ и ААДИ объединили, создав на их базе Казахскую академию транспорта и коммуникаций (КазАТК). Еще через несколько лет, в 2000 году, в истории вуза свершилось знаменательное событие: КазАТК присвоили имя Мухамеджана Тынышбаева – талантливого казахского общественного деятеля, депутата второй Государственной думы 1907 года, инженера-путейца, активно участвовавшего в проектировании и строительстве Туркестано-Сибирской магистрали. Таким образом, и об этом свидетельствуют архивные документы, есть достаточные основания считать, что именно в 1931 году в Алматы впервые в нашей стране начали готовить инженеров для железнодорожного транспорта.

КазАТК им. М. Тынышбаева стал ведущим специализированным вузом Казахстана по подготовке квалифицированных кадров для транспортного комплекса и логистики, специалистов по информационным технологиям и телекоммуникациям, электроэнергетики и финансово-экономических структур. В годы становления КазАТК в качестве высшего образовательного учреждения был единственным специализированным вузом по подготовке кадров транспортной сферы Казахстана, в частности железнодорожной. Сегодня количество транспортных вузов в стране увеличилось в разы, как и численность студентов, которая достигла полумиллиона человек по республике. Следует добавить, что возможность подготовки кадров для транспортно-коммуникационного комплекса появилась у более чем 25 отечественных вузов, в том числе и возможность формирования кадров непосредственно для железной дороги.

Очевидно, что подобные изменения породили и проблемы. В первую очередь это перенасыщенность рынка труда «транспортными» кадрами, а также создание производственных баз для студенческой практики, жизненно необходимой в инженерном образовании. И конечно, остро актуальны вопросы повышения качества подготовки специалистов в рамках основных принципов Болонской декларации. Решение этих проблем особенно важно в свете задач, поставленных Президентом Казахстана на пути к интеграции в мировое образовательное пространство: «Качество высшего образования должно отвечать самым высоким международным требованиям. Вузы страны должны стремиться войти в рейтинги ведущих университетов мира».

Стратегически верным на этом фоне стало вхождение АО «КазАТК им. М. Тынышбаева» в структуру АО «НК «Казахстан темир жолы», которое было начато в 2012 году. Сегодня КТЖ – это стопроцентный обладатель активов КазАТК. Без сомнения, это обстоятельство позволило академии готовить кадры, исходя из реальных потребностей своего основного работодателя. Новый акционер поставил перед вузом новые задачи – повышение качества образования на уровне мировых стандартов, а также активизация научной деятельности. Первым шагом в их решении стало проведение процедуры согласования образовательных программ академии на уровне бакалавриата и магистратуры, координация рабочих учебных планов и программ с учетом требований работодателей. Кроме того, неотъемлемой частью учебного процесса стала процедура привлечения топ-менеджеров и ведущих специалистов национальной компании «Казахстан темир жолы» в качестве референтных лекторов. Только за последние два года они прочитали 107 лекций для студентов вуза. Академия в свою очередь провела более десятка «круглых столов», встреч и научных конференций по актуальным проблемам современного транспорта и логистики.

Неотъемлемой частью учебного процесса стало привлечение руководителей и ведущих специалистов структурных подразделений «Казахстан темир жолы» в качестве председателей ГАК при проведении итоговой аттестации выпускников Каз­АТК. С целью повышения качества дипломных работ и магистерских диссертаций ежегодно проводится согласование их тем со структурными подразделениями КТЖ. Более того, полностью переработана структура и тематика дипломных работ, магистерских диссертаций и всех научных исследований, проводимых КазАТК, в соответствии с требованиями транспортного комплекса и потребностями национального оператора. Студентам академии была предоставлена возможность прохождения оплачиваемой производственной практики непосредственно в дочерних предприятиях КТЖ с последующим трудоустройством в них отличившейся молодежи.

Возможности студентов академии не ограничены только приобретением профессиональных навыков и умений. Например, расширились социальные возможности обучающихся: за последние два года свыше 200 студентов КазАТК стали обладателями образовательных грантов национальной компании «Казахстан темир жолы» по программе «Магистраль» и стипендий ее дочерних организаций. Кроме этого, академия подписала свыше 100 договоров, меморандумов и соглашений о сотрудничестве с другими вузами, реализует программы совместного образования с Московским техническим университетом связи и информации и Московским государственным университетом путей сообщения. От взаимовыгодного сотрудничества выигрывают и качество отечественного инженерного образования, и студенты, которые получают двойной диплом – КазАТК и вуза-партнера.

Академия сотрудничает с 15 филиалами и дочерними компаниями КТЖ. Это акционерные общества «Локомотив», «Казтемиртранс», KTZ Express, «Актауский морской порт» и многие другие. Осуществляется активное сотрудничество вуза с АО «НК «КазАвтожол». Активизировалась научная деятельность академии за счет привлечения профессорско-преподавательского состава к научным проектам национальной компании «Казахстан темир жолы». Всего с момента перехода в подведомство КТЖ наш вуз выполнил 29 научных договоров на общую сумму в один миллиард тенге.

Взаимодействие КазАТК происходит и с транспортными компаниями мирового уровня – General Electric, Knorr-Bremse, Frauscher и другими. К числу последних достижений относится подписание договора с мировым транспортным лидером – ведущей французской компанией Alstom. Договор с ней КазАТК заключил в рамках визита Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева во Францию в ноябре 2015 года. Сотрудничество с таким партнером выводит профессиональную подготовку кадров в КазАТК на мировой уровень. Договор предусматривает стажировки и имитационное обучение ППС и студентов КазАТК на предприятиях Alstom и участие в испытаниях продукции компании, предназначенной для КТЖ.

Результатом тесной связи вуза с производством стало создание образовательно-исследовательского комплекса транспорта и логистики на базе КазАТК. Он включает в себя все этапы профессионального технического обучения, начиная с подготовки по 45 рабочим специальностям для КТЖ. Обучение инженерным профессиям КазАТК проводит в пяти учебных центрах с локацией практически во всех регионах Казахстана: в пяти транспортных колледжах, осуществляющих подготовку по 24 рабочим профессиям, в научно-исследовательском Институте транспорта и Инжиниринговом центре.

Успешный опыт КазАТК в тесном взаимодействии с национальной компанией «Казахстан темир жолы» позволяет вузу ставить новые задачи по совершенствованию подготовки конкурентоспособных кадров для железнодорожной отрасли. В частности, по поручению руководства КТЖ академия разработала три варианта повышения качества образовательных услуг. Первая модель предусматривает возрождение системы подготовки инженеров через внесение изменений в Классификатор высшего и послевузовского образования. Вторая – сохраняет бакалавриат, но вводит дополнительную форму обучения, специалитет (прикладной бакалавриат, аналогичный практике германской высшей школы) с последующим обучением узкой направленности, исходя из потребностей работодателя. И третья модель представляет собой систему непрерывной подготовки: колледж – бакалавриат – магистратура.

По поручению Президента ­Нурсултана Назарбаева на базе КТЖ создается единая транспортно-логистическая компания международного уровня. Она объединит все виды транспорта – железные, автомобильные дороги, авиацию, морской транспорт. Учитывая единство управления транспортно-логистической структурой страны, подготовка кадров становится составной частью современной транспортной системы РК. Таким образом будет обеспечиваться полноценная подготовка кадров международного уровня. В этом важном процессе становления Казахстана в качестве Евразийского транспортно-логистического хаба важная роль отводится ведущему транспортному вузу страны – ­КазАТК им. М. Тынышбаева с его огромным опытом профессиональной подготовки специалистов.

Популярное

Все
Крепкий выпуск «Арыстана»
Что мешает развитию пчеловодства?
Регион укрепляет связи с Поднебесной
Почему приборы не «кашляют»?
Тариф почти как в столице
Цифровая карта и новые больницы
По пути практического сотрудничества
Машину сделает машина
Пример созидательного стратегического партнерства
Чек-лист для защиты от взломщиков
На границе появится новая объездная дорога
Транзитные коридоры, ритейлеры, маркетплейсы
В Алматы завершился питчинг кинопроектов
И учебная практика, и забота о будущем
У АПК есть потенциал для глубокой переработки сырья
Отношения динамично развиваются
На страже жизни
По волнам памяти
В Улытау засеяно более 32 тыс. га
Король-рояль достанется нашим пианистам
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Новый завод открыли в Атырау
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
«Будто не слышат сирены»: водителей наказали за отказ пропустить спецавтомобили в ВКО
Мировой успех художника из Петропавловска
ИИ управляет природными рисками
Под сенью Вечно Синего Неба
Кого коснется амнистия к 30-летию Конституции – Мажилис принял закон
Инструменты ИИ будут использовать для обработки и анализа статданных в Казахстане
Председатель КНР Си Цзиньпин совершит визит в Казахстан
Токаев провел встречу со спикерами парламентов стран – участниц ТюркПА
Госаудит выявил нарушения на всех этапах процесса обеспечения лекарствами
Премьер-министра Словакии торжественно встретили в Акорде
Касым-Жомарт Токаев провел переговоры с Робертом Фицо
Выступление у озера Копа
С востока на запад
Атомная энергетика: реалии и перспективы
Международная летняя онлайн-школа стартовала в Шымкенте
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка
Назначен новый министр обороны Казахстана
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав

Читайте также

Новоселье у осетра
Импортозависимость будет снижена
Из рыболовов – в рыбоводы
Чтобы помнили

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]