Особенности новой конституционной реформы в Казахстане разобрал эксперт

8443
Сергей Ударцев, доктор юридических наук, профессор, почетный юрист Казахстана

Распоряжением Президента от 29 марта 2022 года создана Рабочая группа по выработке предложений о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан. И уже 22 апреля на заседании с участием Главы государства членами группы было доложено о подготовленных предложениях.
Касым-Жомарт Токаев принял решение направить проект закона с подготовленными предложениями в Конституционный совет.

В третью, действующую за годы независимости, Конституцию 1995 года уже вносились многочис­ленные изменения. Особенность новой конституционной реформы в том, что она проходит в период значительных преобразований как в стране, так и на глобальном уровне в условиях мирового кризиса, процесса переформатирования модели глобальной безопасности, корректировки мировой экономической и политической систем. В этой ситуа­ции для ответа на внутриполитические и внешнеполитические вызовы Казахстан выбрал путь разумных демократических реформ, использования потенциа­ла справедливости и наращивания народной инициативы.

Что концептуально нового содержится в представленном законопроекте?

В нем прежде всего реализуются положения из мартовского Послания Главы государства народу и некоторые дополнительные предложения, поднимаемые в обществе; происходит определенная корректировка в системе разделения властей; сохраняется институт президентства, но без некоторых прав Президента и его родственников. Избранный Президент юриди­чески и фактически обретает статус представителя всего народа. На период осуществления своих полномочий он не будет состоять в политической партии, что должно способствовать равноправию всех партий, прекращению неизбежной политической монополии партии, членом которой был бы Президент.

Предложено включить в Конституцию и норму, что «близкие родственники Президента Рес­публики Казахстан не вправе занимать долж­ности полити­ческих государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора». Эта норма должна способствовать утверждению равноправия граж­дан и юридических лиц, справедливости в ведении бизнеса, распределении госзаказов, исключению возможнос­ти возникновения экономических монополий, различных замаскированных преференций определенным юридическим лицам.

Усиливается Парламент, особенно его нижняя палата – Мажилис, где появится примерно 30% депутатов (как было сказано в Послании), которые избираются по территориальным округам, не по партийным спискам, и могут быть отозваны избирателями. При этом важно, что эти депутаты будут представлять все регионы Казахстана, и ответственны они не перед избравшими их съездами партий, прошедших в Парламент, а непосредственно перед гражданами. Сочетание пропорциональной и мажоритарной систем приведет к росту активности депутатов. Кроме того, изменения законодательства о партиях приведут к изменению партийного состава Мажилиса Парламента. Основная ответственность за принятие законов переносится на Мажилис, а Сенат становится палатой, их одобряющей. Мажилис получает право преодоления – при необходимости – неодобрения Сената, в Конституции появляется юридический механизм для этого.

В Сенате, кроме представителей от регионов, избираемых собраниями депутатов местных маслихатов, появляется группа представителей от всего народа Казахстана – пять депутатов, назначаемых Президентом по предложению Ассамблеи народа Казахстана, а также пять депутатов, назначаемых Президентом для гармонизации и учета различных социальных интересов. При этом каждая из палат получает дополнительные полномочия по формированию высших, более сильных государственных органов. Например, Сенат получает право согласования назначаемых Президентом председателей Конституционного суда, Высшего судебного совета, председателя и двух членов Высшей аудиторской палаты.

Конституционные законы, регулирующие наиболее важные правоотношения, будут приниматься на совместных заседаниях палат Парламента. При принятии этих законов для более внимательного и всестороннего их обсуждения, как и при принятии изменений и дополнений в Конституцию, вводится обязательность не менее двух чтений. В Конституцию предлагается включить также юридический механизм преодоления Парламентом возражений Президента по конституционным законам. В итоге активность, сила и ответственность Парламента возрастут.

Повышаются ответственность и потенциал активности Правительства. Оно, в частности, получает новое право внесения в Парламент законопроектов «в целях оперативного реагирования на условия, создающие угрозу жизни и здоровью населения, конституционному строю, охране общественного порядка, экономической безопасности страны», которые подлежат рассмотрению немедленно на совместном заседании палат Парламента. После внесения в Парламент таких законопроектов Правительство получит право «принимать под свою ответственность временные нормативные правовые акты, имею­щие силу закона», действующие «до вступления в силу принятых Парламентом законов или до непринятия Парламентом законов». Это право значительно повышает возможности Правительства и Парламента оперативно реагировать на кризисные ситуации и их профилактику.

В условиях повышения роли и силы Правительства и Парламента возникла возможность воссоз­дания Конституционного суда, о чем было заявлено в Послании Президента народу Казахстана. Существовавший в начале 1990-х годов Конституционный суд имел право отменять законы, постановления Верховного совета, указы Президента, постановления Кабинета министров. В него имели право обращаться граждане за защитой своих конституционных прав. Этот достаточно сильный орган конституционного контро­ля не вписывался в систему суперпрезидентской республики и был в 1995 году заменен более «мягким» Конституционным советом, который в основном проверял на конституционность проекты законов и давал толкование отдельных норм Конституции по обращениям в него узкого круга субъектов.

Предлагается воссоздать Конституционный суд и расширить круг тех, кто может в него обратиться: это в первую очередь граждане (по поводу проверки нормативных правовых актов Рес­публики Казахстан, непосредственно затрагивающих их права, в соответствии с конституционным законом), а также Генерального прокурора и Уполномоченного по правам человека по проверке нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Конституционный суд, состоя­щий из 11 судей, назначаемых на шесть лет, предложено формировать следующим образом: Председателя назначает Президент по согласованию с Сенатом, кроме этого, Президент назначает четырех судей и шесть судей – Парламент, по три судьи Мажилис и Сенат. Это должно обеспечить определенный баланс в новом, существенно важном государственном органе, который, учитывая значение Конституции в системе законодательства, становится высшим судебным органом по защите Конституции и объективно – в системе судебной власти. В то же время он не будет вторгаться в компетенцию судов общей и иной специальной юрисдикции при рассмотрении ими конкретных судебных дел. Верховный суд остается высшим судебным органов по рассмотрению конкретных индивидуальных дел, споров граждан, юридических лиц.

Конституционный же суд будет занимать нишу судебного макрорегулирования – рассмотрения на соответствие Конституции норм законов и подзаконных актов. Пос­ле введения Конституционного суда сфера реального конституционного контроля расширится и в полной мере распространится на действующее законодательство. При выявлении неконституционности нормативных актов или их частей Конституционный суд отменяет такие акты или их нормы. Никто не вправе отменить или изменить постановление Конституционного суда, за исключением самого этого органа в предусмот­ренных в конституционном законе случаях.

Рабочая группа предложила ввес­ти статью, регламентирующую компетенцию и правовое положение уполномоченного по правам человека. Уполномоченный «содействует восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, способствует продвижению прав и свобод человека и гражданина». В своей деятельности он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и долж­ностным лицам, а его правовое положение и организация работы определяются конституционным законом. Введение в Конституцию Конституционного суда и уполномоченного по правам человека существенно дополнит и усилит правозащитные механизмы в стране.

В законопроекте также отмечаются заслуги Первого Президента Республики Казахстан, подчеркивается, что его статус «как Основателя независимого Казахстана» является неизменным. Учитывая, что Конституционный суд – юридический орган, норма о том, что Первый Президент является пожизненным членом Конституционного совета, утратит силу с прекращением деятельности этого органа после создания Конституционного суда.

Существенное значение имеет также изменение редакции пункта 3 статьи 6 Конституции. Прежде в этой статье было записано: «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности». Теперь эта норма изменена: «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственнос­ти осуществляет государство». Новая формулировка повышает ответственность должностных лиц и государственных органов за экологические и социальные составляющие договоров с нед­ропользователями, в том числе с зарубежными инвесторами. Эта норма потребует корректировки законодательства и не исключает в перспективе возможности учас­тия народа в той или иной форме в получении доходов или иных благ от продажи и эксплуатации природных ресурсов.

Предлагается также изменить порядок назначения акимов облас­тей, городов республиканского значения и столицы. Президент будет назначать их при согласии собрания депутатов маслихатов, расположенных на территории области, или в городе республиканского значения, в столице соответственно. Депутаты будут выбирать из двух кандидатур, предложенных Президентом. Поддержанный ими кандидат будет назначаться Президентом.

Таким образом, предусмотренные конституционной реформой коррекция системы разделения властей, укрепление правозащитных механизмов и новые шаги в сторону демократизации и ограничения монополий в сфере политики и экономики, введение в Конституцию институтов Конституционного суда и уполномоченного по правам человека свидетельствуют о дальнейшем продвижении реформ в сторону формирования сильного правового и демократического государства.

Популярное

Все
Потерявшемуся мальчику – апельсиновый сок
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
Более четырех тысяч казахстанцев ожидают трансплантацию органов
Воспитателя оштрафовали за избиение детей
Подруга для битья
«Игра в прятки» вызывает тревогу
Творить добро не напоказ, но с пользой
Изучать язык нужно в ауле
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Волонтерство – элемент национального характера
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Еще восемь семей получили квартиры в Кокшетау
Позаботься о птицах – построй скворечник!
Насилие не оправдать!
В олонхо требуется импровизировать
Как проведут свой летний отдых жители нашей страны?
Имя лучшей медсестры назвали в Таразе
Яркие гобелены и войлочные полотна «рассказывают» о родном крае
Труду все возрасты покорны
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с 99-летием
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
К празднику Победы ветеранам выплатят по полтора миллиона тенге
Немецкая компания будет производить сверхлегкие самолеты в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
Когда в Астане отключат отопление

Читайте также

Индульгенции для беглых банкиров не будет
Центральноазиатское направление остается приоритетом
Сильная государственная власть обеспечила развитие страны
Дэвид Кэмерон приедет в Астану

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]