Первые шаги новым курсом

1321
Александр Вербинин

Почти 30 лет прошло с момента обретения Казахстаном Независимости. Срок ничтожный с точки зрения мировой истории, но в то же время он вместил гигантский объем событий для нашего государства.

За три десятилетия в респуб­лике выросло целое поколение людей, не заставших период крушения империи, на обломках которой возникли новые суверенные государства, включая Казахстан. Огромное число молодых казахстанцев рассмат­ривают современные экономи­ческие реалии, в которых страна является одним из региональных экономических лидеров, крупным экспортером нефти, урана, зерна, а также важным участником международных торговых отношений, как что-то само собой разумеющееся. А ведь в начале 1990-х годов, которые мы рассмотрим в настоящей публикации, Казахстан представлял собой terra incognita для мирового сообщества – страну с необъятными просторами и туманными перспективами.

Сегодня сложно представить масштаб и объем задач, стоявших перед руководством Казахской ССР и впоследствии – независимого Казахстана, по переводу экономики страны на рыночные рельсы, встраиванию ее в систему международных экономических отношений, введению национальной валюты и многих других. Можно только поражаться, как руководству молодой республики удалось вопреки законам природы «сжать время» и уместить в считаные годы то, на что могли бы уйти десятилетия.

У жанра воспоминаний есть один важный недостаток – спус­тя годы очевидцы тех или иных событий могут невольно интерпретировать их, базируясь на своем последующем опыте и экстраполируя нынешние знания на то, что уже стало историей. Поэтому одним из наиболее дос­товерных источников подобного ретроспективного повествования являются задокументированные свидетельства эпохи – статьи, выступления и другие свидетельства.

В основу настоящей статьи лег­ли материалы различных выс­туплений Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева в период обретения Казахстаном Независимости и первых лет реформ.

О ЗОЛОТОМ ЗАПАСЕ

Одним из атрибутов любого независимого государства выступает золотовалютный запас, дающий ему иммунитет от внешних экономических рисков и угроз. И тем этот иммунитет сильнее, чем больший объем средств аккумулирован в резервах страны.

О необходимости создания собственного золотого запаса Нурсултан Назарбаев заявил на сессии Верховного Совета Казахской ССР в августе 1991 года, когда Советскому Союзу оставались считаные месяцы.

«На протяжении многих лет мы выполняли основную и самую тяжелую работу по добыче драгоценных металлов и камней, а затем полупродукт отгружали в другие республики, где при незна­чительных затратах оседал весь экономический эффект. Поэто­му в целях повышения отдачи недр Казахстана настала пора организовать собственную переработку благородных металлов, ввести мощности аффинажного производства и стать на деле хозяевами национальных богатств. Для примера могу сказать, поскольку, наверное, не все знают, что Казахстан обеспечивает 65% союзной добычи серебра и значительной части золота. В составе Национального государственного банка необходимо создать специальное отделение – Гохран Казахской ССР и возложить на Госбанк функции по приему, куп­ле и хранению золота, других драгметаллов и камней. Реализация драгоценных металлов, в том числе и на изготовление ювелирных изделий, должна осуществляться Национальным государственным банком Казахской ССР по распоряжению Президента республики. Создание золотого запаса позволит нам обеспечить гарантии кредитов иностранных инвесторов», –
заявил Нурсултан Назарбаев.

По прошествии 29 лет – по сос­тоянию на август 2020 года – в резерве страны хранилось 382 тонны золота. По предварительным данным World Gold Council, по этому показателю Казахстан занимает 16-ю позицию в мире.

О ПЕРЕВОДЕ ЭКОНОМИКИ НА РЫНОЧНЫЕ РЕЛЬСЫ

Лейтмотивом многих выступ­лений и статей Нурсултана
Назарбаева в 1991 году была решимость осуществить переход от командно-административной системы управления народным хозяйством к открытой рыночной экономике с благоприятным инвестиционным климатом. На торжественном собрании общественности Алматы, посвя­щенном первой годовщине со дня принятия Декларации о государственном суверенитете, Елбасы констатировал, что за прошедший год республика окончательно порвала с командно-административной системой, отказалась от беспрекословного подчинения воле центра.

«Даже находясь под прессом совершенно непредсказуемого, стихийного развития процессов как в социально-экономической, так и в общественно-политичес­кой жизни страны, несмотря на конфликты политиков, непосле­довательность в проведении реформ, Казахстан настойчиво проводил собственную линию, отвечающую интересам его народа. Один из главных ее аспектов – твердо выдерживаемый курс на рыночную экономику», – отметил Елбасы.

По его словам, руководство страны смогло найти в себе силы отказаться от косметического ремонта обветшалых партийных структур, освободиться от давления идеологического пресса, чтобы идти тем путем, которым идет весь цивилизованный мир.

«Перед нами стоит задача соз­дать открытую экономику, пос­тавить богатства республики на службу народу. Сделать это нелегко, и мы не скрываем, что переход к рынку не будет усыпан розами. Люди должны знать, что в начальный переходный период нам, вполне вероятно, придется столкнуться с определенной долей безработицы, ростом инф­ляции, неравномерным распределением доходов. Мы не имеем права вводить в заблуждение народ моментальными, излишне оптимистическими представлениями о возможностях рыночных механизмов в решении социальных вопросов, поскольку условия, в которых мы начинаем крутой экономической поворот, далеко не благоприятны. У нас не хватает квалифицированных кад­ров для организации рыночной экономики, нет в достаточном количестве конвертируемой валюты, нет конкурентоспособных товаров, с которыми мы могли бы выйти на мировой рынок. Все это надо создавать практически на голом месте, одновременно вытягивая из болота изрядно запущенное, подорванное развалом традиционных связей народное хозяйство», – подчеркнул Нурсултан Назарбаев.

В декабре 1991 года на торжест­венном заседании Верховного Совета Казахской ССР по поводу вступления на пост Президента Казахской ССР Нурсултан
Назарбаев продолжил выступать за необходимость формирования рынка открытого типа и использования иностранных инвестиций в качестве важного фактора кардинальных структурных изменений народного хозяйства.

Чрезвычайно большое значение для Казахстана, по его мнению, имело решение о приеме страны в МВФ и Всемирный банк. На встрече с руководством МВФ и Всемирного банка в Давосе в феврале 1992 года Нурсултан
Назарбаев назвал начало сотрудничества республики с этими двумя международными структурами «поистине историческим событием», поскольку это означает не только возможность получения кредитов от МВФ, но и повышение авторитета республики в глазах мирового сообщества.

Тогда же Елбасы рассказал представителям международного экономического сообщества о своем видении экономических процессов, в эпицентре которых оказалась Республика Казахстан.

«Идет окончательный подрыв нынешнего рубля. Проблема усугубляется и тем, что, ликвидировав Госбанк СССР, создатели СНГ не приняли никаких решений по созданию либо центрального банка СНГ, либо межбанковского союза. В результате возник юридический и экономический нонсенс: Россия снабжает своей валютой 14 независимых государств, диктуя при этом свои условия получения наличных денег. В этой ситуации внутренне заложен конфликт, который может привести только к экономической войне. И мы уже являемся ее свидетелями и невольными жертвами», – подчеркнул
Нурсултан Назарбаев.

Как станет известно позже, примерно в это время по поручению Елбасы в обстановке абсолютной секретности стартовал проект подготовки к введению национальной валюты, поскольку без создания собственной валютной системы нельзя было и говорить о подлинном экономическом суверенитете. Однако до рождения тенге оставалось еще более полутора лет, и Нурсултан Назарбаев последовательно пытался принимать меры для смягчения негативных последствий экономической дезинтеграции на пространстве бывшего СССР.

«Важны согласованные финансовая, денежно-кредитная, налоговая, ценовая, социальная политики, развитие многоукладной экономики. Необходимы создание наднациональных, надгосударственных координирующих институтов на основе взаимной договоренности, выработка общих принципов взаимодействия между государствами, функционирования систем управления, регулирования и контроля, не допускающие принятия односторонних мер со стороны отдельных государств в ущерб интересам других», – отметил Нурсултан Назарбаев, продемонстрировав приверженность идеям интеграции, которые в последующие годы станут одними из приоритетных в его деятельности.

Нурсултан Назарбаев отмечал также, что если бы страны СНГ в свое время отбросили «политические амбиции и бесплодные игры», выбираться из кризиса сообща было бы легче.

«Ведь наши экономики тес­нейшим образом переплелись, и крайне неразумно разрывать их только на основании того, что каждый член бывшего Союза стал суверенным государством. Большинство стран мира, руководствуясь здравым смыслом и нередко поступаясь частью своего суверенитета, стремится к интеграции. Казахстан всегда был готов к совместному варианту выхода из кризиса, настойчиво стремился реализовать его как экономическими, так и политическими методами. Однако, к сожалению, наши инициативы не встретили поддержки со стороны большинства партнеров по СНГ. Поэтому, оставаясь искренними приверженцами объединения усилий, мы вынуж­дены искать самостоятельный выход из сложившейся ситуации, а именно – осуществлять переход от политики «интеграции» к политике «координации» со странами СНГ», – отмечал Нурсултан
Назарбаев в Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства.

О ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ

Одна из приоритетных задач, стоявших перед руководством страны в первые годы ее Независимости, была связана с привлечением в экономику иностранных инвестиций, а также международного опыта, знаний, технологий и компетенций. На многочисленных международных форумах Нурсултан Назарбаев лично приглашал инвесторов в Казахстан, обещая создать для их работы максимально привлекательные условия.

Он подчеркивал, что широкое использование иностранного капитала, техники и технологий, опыта организации и управления производством рассматривается Казахстаном в качестве важного фактора экономического роста. Тогда было очевидно, что основу экспортного потенциала в предстоящие годы будет составлять традиционная для Казахстана продукция нефтегазового, металлургического, химического и агропромышленного комплексов. Однако ограничиваться эксплуа­тацией этих отраслей руководство страны не планировало.

«Будет разработана и принята Программа стимулирования иностранных инвестиций для того, чтобы привлечь, поощрить и соз­дать все необходимые условия для немедленных иностранных инвестиций в проекты, отвечающие экономическим требованиям, и создать привлекательный имидж для иностранных инвес­торов. Речь идет о проектах в прио­ритетных секторах экономики, таких как сельское хозяйство, пищевая и энергетическая промышленность, цветная и черная металлургия, вторичная переработка отходов, медицинская промышленность, производство потребительских товаров и строительных материалов, а также строительство», – отмечал Елбасы в Давосе.

Там же он утверждал, что экономические проекты в Казахстане, в которых будут принимать участие иностранные инвесторы, смогут пользоваться преиму­ществами, юридическими и экономическим льготами, предусмотренными во всех законах республики, и не будут подвергаться дискриминации ни в какой форме.

Привлечению инвесторов, в том числе под реализацию конкретных национальных проектов, должно было способствовать облегчение доступа иностранных банков к экономической деятельности в Казахстане.

Признание мировым сообщест­вом Республики Казахстан как независимого государства накла­дывало на нее определенные обязательства в части законодательства, обеспечивающего внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующими нормами международного права. В связи с этим в стране были приняты законы об иностранных инвестициях и концессиях, об основных принципах внешнеэкономической деятельности, о свободных экономических зонах.

Нормы, содержащиеся в этих законах, были установлены с таким расчетом, чтобы обеспечить предполагаемым иностранным партнерам необходимые стимулы для инвестирования капитала в экономику Казахстана. Для иностранных и совместных предприятий, в которых иностранный капитал превышает 30%, расположенных на всей территории республики, было предусмотрено освобождение от уплаты налогов на прибыль в течение 5 лет после ее получения.

«Казахстан гарантирует иностранным инвесторам право свободного перевода за рубеж доходов от деятельности и ликвидации юридических лиц с иностранным участием, а также от продажи своей доли в ней», – рассказывал Нурсултан Назарбаев
представителям мирового бизнеса, приглашая их к сотрудничеству.

Слова Елбасы были услышаны, и крупнейшие в мире нефтегазовые компании, такие как Chevron, British Gas и Agip, инвестировали свои капиталы и технологии в разработку нефтегазовых мес­торождений Казахстана.

Важным аспектом и условием сотрудничества с международными организациями и союзами стран – экспортеров отдельных видов сырья Нурсултан Назарбаев
называл баланс интересов и отсутствие дискриминации в отношении молодого государства.

«Понятно, что, выражая стремление к интеграции с мировым сообществом, мы готовы признавать сложившиеся инструменты координации международных экономических стратегий. Однако важно, чтобы это происходило не путем экономического и политического нажима, вынуж­дающего поступать в каждом отдельном случае в угоду сильному и во вред себе, а на основе баланса взаимных интересов», – подчеркивал Первый Президент.

О МНОГОВЕКТОРНОСТИ

Уже в первые годы Независи­мости страны Нурсултан
Назарбаев демонстрировал стремление к использованию всех возможностей, если они сулят пользу возглавляемому им государству. В частности, приверженность политике многовекторности он продемонстрировал в июле 1993 года на заседании Организации экономического сотрудничества и развития в Стамбуле при обсуж­дении вопросов строительства транспортных коридоров.

«Одна из первоочередных задач, на мой взгляд, это проблема координации усилий по развитию транспортных и коммуникационных сетей в наших странах. Экспертами сегодня обсуждаются различные альтернативные точки зрения. Одни считают, что транспортные потоки и маршруты прохождения трубопроводов желательно организовать по формуле «Север – Юг», то есть из республик СНГ – через Иран к Персидскому заливу. Это очень интересная и экономически эффективная схема развития. Другие полагают, что сегодня более предпочтителен выход центральноазиатских стран СНГ на Запад по формуле «Восток – Запад», то есть пустить транспортные потоки через Кавказ и Турцию в Европу и к Средиземному морю. Я не думаю, что было бы правильным выбирать варианты по принципу «или – или». Давайте будем жить по принципу «и то – и то», ведь любые крайности в чем-то ограничивают интересы наших народов, а мы стремимся к их процветанию», – заявил тогда Первый Президент.

О ТРУДНОСТЯХ

В 1993 году в Алматы прошла выездная сессия Всемирного экономического форума, целью которой было ознакомление иностранных инвесторов с возможностями, которые открываются перед ними благодаря сотрудничеству с Казахстаном. Говоря на этом форуме о больших перспективах сотрудничества, Нурсултан Назарбаев подчеркивал, что он далек от того, чтобы идеализировать положение страны.

Елбасы признавал, что состоя­ние экономики республики на тот момент определялось глубоким кризисом, поразившим практически все сферы общест­венной жизни. Однако даже констатируя данный факт, Нурсултан
Назарбаев умел сохранять убедительность и оптимизм и заражать ими тех, к кому он обращался: «В условиях большой неопределенности в рублевой зоне, острейшего дефицита финансовых ресурсов, недостатка новых прогрессивных технологий, квалифицированных кадров, а самое главное – времени нам приходится, образно говоря, «на марше» осуществлять глубокие экономические реформы, переориентировать традиционные связи, искать пути и механизмы эффективной интеграции в мировое сообщество. Мы решаем сложнейшие задачи поиска и реализации социально-приемлемых путей последовательного продвижения реформ, прогнозирования последствий принимае­мых мер и упреждения возможных социальных обострений».

В 1996 году в предисловии к своей книге «Пять лет независимости» Нурсултан Назарбаев назвал этот период «мучительным, но прекрасным периодом рождения нового государства и нового общества».

«Он еще не закончен, но самые трудные вехи уже пройдены. Самые тяжелые годы уже позади, и я верю, что наша страна будет процветать», – отметил тогда Нурсултан Назарбаев.

Популярное

Все
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
Год большой работы и серьезных наград
АПК должен стать одним из основных драйверов экономического роста
Хлопнем ли дверью в матче с норвежцами?
Аграрии обязаны экономить воду
Все ли пройдут проверку на выживаемость?
Миссия – создавать учебники
Дороги для комфорта
Спрос на автогаз превышает предложение
В истории не должно быть «белых пятен»
Взят под стражу конокрад
Наш тенге
«Қуанамын» радуется вдвойне
Внедряются дополнительные меры господдержки
И хозяюшки, и сельские бизнесвумен
«Мейірім» дарит радость и надежду
Четвероногие разбойники разоряют подворья
Господдержка АПК будет только нарастать
Тяжесть познания
«Ауыл аманаты»: проекты одобрены, но деньги не выданы
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Больничный теперь не подделаешь
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Шесть рейсов не могут вылететь из аэропорта Астаны
Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
На трассе Балхаш – Сарышаган задержали военного с крупной партией наркотиков
Строительство завода будет возобновлено
Санжар Адилов назначен заместителем министра внутренних дел РК
В Египте перевернулся автобус с туристами из Казахстана
Чувство – главное оружие поэта
Какая средняя зарплата по Казахстану
«Зеленой» энергии становится все больше
Не попасть в ловушку кибервора
Обзор сервисов родительского контроля в Интернете
Хлеборобы в тревожном ожидании...
Песни Шамши Калдаякова прозвучат на сцене Қазақконцерта в Астане
Вертолет потерпел крушение в Актюбинской области
Будем здесь учиться на хорошо и отлично
В Енбекшиказахском районе запущен вольфрамовый завод
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Премий для госслужащих больше не будет
Реконструкция близится к завершению
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Засоряют Большой Алматинский канал
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

Нацелены на продолжение сотрудничества
Форум идей социального предпринимательства
Казахстанский опыт развития госслужбы интересен за рубежом
«Ауыл аманаты»: проекты одобрены, но деньги не выданы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]