
Очередная работа усть-каменогорского кинорежиссера Анатолия Лаптева, лично знавшего писателя при его жизни, удостоена премии Союза журналистов Казахстана. Самые ценные документальные кадры сделаны 20 с лишним лет назад. На них Оралхан Бокеев молодой, с блестящей гривой черных волос и только ему одному свойственной привычкой по-особенному вскидывать свою красивую, породистую голову.
Он ушел из жизни в самом расцвете творческих сил и возможностей. Об этом в фильме говорят такие видные деятели литературы и искусства, как Олжас Сулейменов, Асанали Ашимов, Анатолий Ким.
– Оралхан Бокеев работал над фразой, над выражением так, как иной работает над романом. Один обрабатывает гранитные глыбы, а другой работает над алмазом, цена которого зачастую бывает выше. Новеллы Оралхана на литературных весах тянут поболее, чем некоторые пудовые эпопеи, – говорит с экрана картины Олжас Омарович.
Осенью прошлого года довелось присутствовать на съемках, которые проходили в городском парке у домика-музея, где установлен бюст писателя. Галия Исаканова, директор Национальной академической библиотеки, рада была побывать на родине, куда ее пригласили для участия в республиканском форуме. Внешнее сходство с братом бросается в глаза сразу: то же благородство черт лица, осанка, которые только подчеркивают сдержанность и внутреннее достоинство. Она вспоминает о тех счастливых днях, когда Оралхан Бокеев, уже работая в столице, приезжал в родной Чингистай, где у родителей был большой деревянный дом. Здесь создавались самые лучшие произведения, а младшая из четырех сестер, Галия, как могла старалась помочь ему в этом: приготовить любимую еду, вовремя налить кумыс, коего в моменты творческого вдохновения он мог выпить до трех литров в день.
– Писал брат быстро, но делал это незаметно, не требуя от домашних тишины и других удобств. Рассказ рождался за одну ночь, а последнюю повесть «Атау кере» он создал за 15 дней, – рассказывает Галия Бокеевна.
По ее словам, отец с матерью мечтали о том, чтобы их единственный сын стал трактористом. Профессия артиста, особенно маме, казалась несерьезной, но Оралхан все равно поступил в консерваторию. Спустя какое-то время он перевелся на заочное отделение факультета журналистики КазГУ, устроившись на работу сначала в районную, а позже став литсотрудником областной газеты. Трудился в столичных изданиях, а за два года до смерти был назначен главным редактором «?аза? әдебиетi».
Галия во всем и всегда советовалась с братом, поэтому о своем желании связать жизнь с журналистикой сообщила ему первому. На что тот с присущей ему прямолинейностью заявил: «Чтобы стать хорошим журналистом, необходимо много времени находиться вне дома, а ты – женщина…» Он посоветовал сестре поступить на библиотечный факультет в ЖенПИ, что и было впоследствии выполнено ею. Но спустя много лет Галия Исаканова, помимо основной работы, стала редактировать республиканский журнал «Царство книг».
– Это, наверное, мне от брата чуть-чуть таланта передалось, – застенчиво улыбаясь, сообщила нам удивительно женственная Галия Бокеевна.
Вообще-то кадры с одним из самых близких людей выдающегося художника своего времени, произведения которого сегодня переведены на многие языки народов мира, здорово цепляют за живое. По той самой причине, что Г. Исаканова – живой свидетель того, как Оралхан с огромной долей теплоты и нежности относился к любимой сестренке.
Одно из его значительных произведений называется «Человек-олень».
– Он и сам напоминал «человека-оленя» – загадочный и благородный, с диким нравом... У него еще привычка такая была – встряхивать головой, как это делают маститые олени. Трудно сходился с людьми и никогда ни перед кем не заискивал, – вспоминает сестра писателя.
Много снимавший Оралхана Бокеева во время участия в официальных мероприятиях и тогда, когда тот гостил у себя на малой родине – Катон-Карагае, Анатолий Лаптев подтверждает это.
– Мы много общались с Оралханом, но то были большей частью обыденные разговоры. Потому что главное он держал внутри, оттого и казался внешне замкнутым. Каждый рассказ, повесть рождались в глубинах его сердца, – говорит режиссер, оператор и репортер, автор многих талантливо сделанных работ, озвучивать которые брался сам Иннокентий Смоктуновский.
Поклонники его творчества помнят одну из таких ранее снятых картин, которая называется «Белые воды Берели». В ней тема Бокеева проходит красной нитью через все повествование, а лучшие кадры перешли в фильм «Человек-олень». Сам Анатолий Лаптев признается в том, что долго вынашивал задумку снять фильм о великом певце родной земли. И большую помощь в этом ему оказал Жумадил Адилбаев – единомышленник и журналист, впервые примеривший на себя роль автора сценария фильма. Анатолий Павлович доволен тем, что успел завершить своего «Человека-оленя» до того времени, как вся страна станет отмечать 70-летие Оралхана Бокеева, который родился 28 сентября 1943 года. Но в полной мере оценить очередную работу кинорежиссера сможет как можно больше казахстанцев лишь в том случае, если фильм покажут на центральных телеканалах. В любом случае Лаптев на это надеется.
А вот о том, понравилась ли его работа зрителям, можно будет судить по уровню возникшего после просмотра желания еще раз перечитать гениальные произведения писателя.
Светлана АБЕНОВА, Восточно-Казахстанская область