По закону творческой совести

6432
Бигельды Габдуллин, президент Казахского ПЕН-клуба

В Национальной библиотеке РК в Алматы в очень теплой и удивительно доброй творческой обстановке отметили 80-летний юбилей видного общественного деятеля, известного культуролога, прозаика, публициста, философа, члена Казахского ПЕН-клуба Мурата Ауэзова.

Как человек, высоко ценящий законы творческой совести, он намеренно отказался от широкомасштабных юбилейных мероприятий – поездки с группой друзей по республике, организации конных состязаний, проведения юбилейного вечера в театре.

Все прошло скромно и достойно. В этом – весь Мурат Ауэзов.

В этой небольшой статье о юбиляре я хочу заранее оговориться, что отдаю себе отчет в некоторой произвольности выбора лишь некоторых важных вех жизни Мурата Ауэзова. Следовательно, за пределами моего скромного анализа останутся многие значительные достижения юбиляра в других сферах.

Известный русский писатель Андрей Платонов как-то выразился: «Без меня народ не полон». Перефразируя классика, я бы сказал: без Мурата Ауэзова не полны казахская нация, культура. Неопровержимым доказательством моего утверждения будет прожитая им жизнь. И ее следует измерять не годами, а достойными деяниями.

Характер дарования творческой личности определяется не только датой и местом рождения, но и социальной средой, воспитанием, образованием, общением и множеством других самых разнообразных факторов.

В этом смысле Мурату Ауэзову можно позавидовать. Он родился в семье классика национальной литературы Мухтара Ауэзова и Фатимы Габитовой. По совету отца юноша едет в Москву и поступает в 1959 году в Институт восточных языков при МГУ им. М. В. Ломоносова, где готовят филологов-востоковедов по специальности «китайская филология».

Да, это было время хрущевской «оттепели». Студент Ауэзов, получая образование в лучшем вузе страны, осознает себя не только как индивид, личность, но и начинает понимать свое истинное место во времени, в цепи поколений. Именно тогда он задумывается о связи времен, о «звеньях одной цепи».

Основной урок, полученный им от отца, от профессоров-преподавателей, заключался в идее непрерывности духовного бытия народа, «уважении к преданию», бережного отношения к прошлому. В те годы, по моему мнению, в нем рождается готовность прислушаться к опыту старших, продолжить их большое дело, внутреннее спокойствие, идущее от сознания собственной включенности в общий процесс жизни, уверенности, что ты не один – за тобой богатейшая история твоей страны, культура твоего народа.

Вместе с земляками-казахстанцами – Булатом Каракуловым, Зифой Тажибаевой, Болатом Тайжановым, Маратом Сембиным, Алтаем Кадыржановым, Тимуром Сулейменовым, Булатом Габитовым, Иваном Голубевым, Асией Мухамбетовой – он создает в Москве неформальное молодежное движение «Жас тұлпар», чтобы продолжить дело алашордынцев – плеяды самых умных, самых образованных носителей духа казахской нации, в которых воплотилось все лучшее, что может явить народ в своем многовековом развитии.

Скажу кратко: «Жас тұлпар» вызвал мощный ренессансный всплеск в сознании казахов.

После окончания аспирантуры Института литературы АН СССР и защиты кандидатской диссертации Мурат Ауэзов возвращается в Казахстан и занимается эстетикой кочевничества и проб­лемами своеобразия казахской литературы. Именно в те годы под его руководством издается коллективная монография «Эстетика кочевья», ставшая учебником по истории.

Мое личное знакомство с Муратом Мухтаровичем относится к концу 70-х годов. Я, конечно же, был наслышан о его историчес­ком выступлении на пленуме Союза писателей Казахстана 15 сентября 1975 года. Будем честны: сознание большинства казахских писателей того времени было подвержено советской пропаганде, была привычка к необходимости известного славословия в адрес коммунистической партии. И выступление молодого Ауэзова стало для них деянием из ряда вон выходящим, минутами их острого нравственного отрезвления. Оратор призвал своих коллег обратиться к живым истокам духовной народной жизни, принять на себя бремя и ответственность времени.

Не могу отказать себе в удовольствии процитировать небольшой отрывок из того знаменитого выступления Мурата Ауэзова: «...Книга о народной драме 33-го года должна быть написана. Для этого сложились объективные предпосылки. Такая книга, безусловно, станет важным фактом литературной жизни. Но еще большее значение создание ее имеет как принцип – избавление совести нашей от гнетущего груза умолчания, ведущего к бесплодию. Венчая собой выход из многолетнего смятения культуры целого народа, такая книга не может не быть реалистической и глубоко народной. Она вернет нашему дыханию естественность, взгляду – прозорливость, слову – силу».

Согласитесь, любое слово настолько органично и плотно входит в целое, что отделить его безболезненно невозможно.

Утверждать такое в 1975 году, полагаю, было откровенным дерз­новением, и Мурат Ауэзов как философ больше чем кто-либо понимал о последствиях такого смелого выступления, о размерах своей гражданской ответственности перед своей нацией.

Слава Аллаху, слова Ауэзова не ушли в песок. Через годы известный писатель Смагул Елубай, уединившись на несколько лет в предгорьях Алатау, написал роман-трилогию «Ақ боз үй». Кстати, автору этого романа пришлось пройти через все тернии советской цензуры, чтобы потом издать свою книгу.

Вот такими сложными и трагическими тропами пролегает путь к правде.

Мне не хотелось бы подробно останавливаться на много­гранной общественной деятельности Мурата Ауэзова. Не стану отвлекаться – о ней надо писать отдельную книгу.

Как сказано выше, моя задача тут несколько иная: осветить лишь одну грань его таланта – культурного поводыря нации.

Вся сознательная жизнь Ауэзо­ва-младшего была посвящена литературе, культуре и истории своего народа. Эта важная сфера нашей жизни – основная цель его деятельности, оправдание его существования на Земле, его символ гражданской совести и долга. Силой своих прозрений, глубиной размышлений о мире и человеке, об историческом развитии казахов он написал такие глубокие по содержанию произведения, как «Времен связующая нить», «Иппокрена», «Уйти, чтобы вернуться» и другие.

Замечу, что литераторы способны идти вперед лишь преодолевая себя предыдущего. Саморазвивающая мысль философа, писателя и культуролога неизбежно и впредь будет прорываться к неизведанным страницам нашей жизни и истории. Я верю в то, что Мурат Ауэзов еще напишет ценную книгу о «долгом и нескончаемом караване» эпохи.

Популярное

Все
Не только помощь, но и образ жизни
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Казахстан и Корея расширяют рамки программы добровольного выезда
На пороге Нового Казахстана
Правительство отвечает
Гигантский осетр из металла
Нацелены на расширение партнерства
Снижая уровень жестокости
Не бойтесь проявить себя!
Устойчивый рост и большие планы
Кошкарата: очистить дно и берега
Конструктивный обмен мнениями
Бензин станет качественней
Вновь обострилась проблема водоснабжения сел
Системный подход дает результат
Стратегия опережающих действий
База для повышения конкурентоспособности
Ушел из жизни основоположник казахстанской школы диалектической логики
Сформировать мультимодальный логистический каркас
«Исцеление» за три сеанса
Политика здравого смысла
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Вооружённые Силы РК приведут в высшую степень боеготовности в связи с началом нового учебного года
Филиал Челябинского госуниверситета в Костанае будет работать по стандартам Казахстана и России
214 млрд тенге выделят в ближайшие три года на субсидирование внедрения водосберегающих технологий в АПК
В Улытау раскрыто 15 фактов кражи скота
Сделать работу сельских акимов эффективной
Различают только по погонам
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
Каменные идолы острова Пасхи оказались результатом соперничества независимых общин
В основе успеха – кооперация науки и производства
Международный форум поисковых отрядов стран СНГ прошел в Павлодаре
Глава государства принял участие в заседании Совета ОДКБ в узком составе
В Алматинской области найдена галерея петроглифов
Атака на КТК наносит ущерб двусторонним отношениям Казахстана и Украины – МИД РК
Урок от чемпионов: знаменитые спортсмены присоединились к антинаркотической акции в Астане
Отважного школьника наградили за поимку автоугонщика
Чтобы тайное стало явным
Началось строительство сталелитейного завода
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Из казармы в кампус
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Уверенный рост экономики Приаралья
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]