
Для будущих балетоманов
В репертуаре театра уже есть грандиозные хиты мирового балетного репертуара. Однако в этом осознанном стремлении собрать в главном театре страны лучшие образцы классического наследия и шедевры XX и XXI веков как-то выпала из поля зрения такая важная составляющая репертуара, как балеты для детей.
Разумеется, в Astana Opera никогда не забывали о маленьких зрителях, из которых и формируется будущее поколение грамотной и искушенной публики. Для них на камерной сцене постоянно проводятся образовательные программы. «Белоснежка и семь гномов» на музыку венгерского композитора Тибора Кочака по либретто и в хореографии Дюлы Харангозо стал первым полнометражным балетным спектаклем для детей на главной сцене.
Постановка осуществлена при содействии Министерства культуры и спорта. Предложение поставить именно этот спектакль исходило от художественного руководителя балетной труппы Алтынай Асылмуратовой, которая ранее видела спектакль в Европе и считает, что это лучший выбор.
Дюла Харангозо, известный в прошлом танцовщик, после окончания сценической карьеры 10 лет был руководителем балета Венгерской оперы. В творческом багаже хореографа постановки балетов «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Коппелия». Яркий детский балет – особенный, он рожден в содружестве с единомышленниками – композитором Тибором Кочаком и сценографом Кентавром (творческий псевдоним художника, правнука основателя Венгерской оперы Ференца Эркеля).
Идея была такова: поставить балет в стиле мюзикла, и так, чтобы он был интересен не только малышам, но и сопровождающим их взрослым. Чтобы от происходящего на сцене действия невозможно было оторваться, чтобы музыка легко запоминалась, а сам балет еще долго вспоминался после посещения театра. И конечно, спектакль должен учить тому, как важно в жизни быть смелым, добрым и иметь много друзей.
Как рождается спектакль
В этом балете трудно отделить музыку от движения. Здесь нет общих мест, обыгрывается каждый такт, каждый звук, порой совсем не оркестровых инструментов. Например, автомобильного клаксона начала ХХ века, под резкие звуки которого проделывает акробатические кульбиты гном Простак. Каждая партия имеет свою яркую, но простую и запоминающуюся тему. Постоянные репризы усиливают этот эффект, и уже к середине первого акта зрители, услышав тему гномов, начинают прихлопывать в ладоши.
В музыке есть приемы мюзикла с цитированием песенных хитов, динамикой развития, использованием симфоджаза. Такой же микс представляет собой и хореографический язык спектакля. Здесь и задорный народный танец, и классические дуэты, и пластический гротеск с элементами акробатики и модерна, и свинговые джазовые элементы, использованные в знойном танго Мачехи и Охотника.
Многое становится понятным, когда узнаешь от хореографа историю создания балета:
– Когда я предложил известному композитору и моему другу Тибору Кочаку написать музыку к балету, он сразу согласился, так как уже начинал писать мюзикл по этой сказке. Но в мюзикле поют, а в балете танцуют. Поэтому мы начали работать вместе: сначала я объяснял ситуацию, показывал движения, говорил, сколько времени должна длиться та или иная сцена. Тибор писал музыку, и при следующей встрече я танцевал под нее поставленные фрагменты. Затем мы вносили коррективы – и так была написана вся партитура. Музыка была рождена из движения.
Несмотря на кажущуюся легкость, балет требует от исполнителей предельной музыкальности и внимания. Оркестр театра под управлением дирижера Армана Уразгалиева легко и изящно представил музыкальную часть спектакля, которая является залогом хорошего настроения как артистов, так и публики.
Сценография балета рождалась также в соавторстве с хореографом. Кентавр – популярный оформитель мюзиклов, оперных и драматических спектаклей – славится своей неудержимой фантазией и неожиданными решениями.
– В основе сценического решения спектакля лежит идея книги. Перелистывая страницы сказки, мы как будто смотрим фильм, – объяснил свой замысел сценограф. – Конечно, все можно было решить с помощью видеопроекций. Но я построил сценографию на мягкой и полужесткой классической декорации. Нам важна динамика действия, поэтому декорации могут с легкостью поворачиваться, двигаться. Даже если они огромные – они сделаны из легких материалов. В балете 28 картин, и все это происходит без закрытия занавеса, на глазах у публики. Видео использовано только в сцене с оживающим зеркалом. Хотелось, чтобы мир сказки был реалистичным, а не виртуальным. Как будто мы читаем настоящую бумажную книгу, а не смотрим видео в смартфоне.
Сценограф Кентавр считает, что в Astana Opera получилась лучшая из существующих ныне редакций балета, а их в мире шесть. Размеры сцены и техническое оснащение театра давали дополнительные возможности. Гигантские задники, боковые кулисы, натянутые на каркас полужесткие декорации площадью около 4,5 тыс. кв. м были расписаны вручную. Дремучий лес, уютный домик гномов, живые голуби, множество оригинальных бутафорских деталей заставляют поверить в происходящее на сцене и детей, и взрослых.
Все партии – главные
Искренне восхищена уровнем балетной труппы, возможностями театра и Дюлы Харангозо. Примечательно, что в спектакле занято много молодых артистов. Для них это очень хороший опыт актерской игры, перевоплощения. Хореограф ориентировался на индивидуальность каждого исполнителя, позволял импровизировать, но в жестких рамках сценического рисунка и музыки.
Все образы получились яркими, не похожими один на другой. Самые гротескные партии у гномов, чей характер заявлен уже в имени: Ворчун, Весельчак, Соня, Умник, Скромный, Чихун и самый юный и озорной – Простак. Но разных характеров получилось не 7, а 14, так как Ворчун Куата Карибаева разительно отличался от Ворчуна Бахытжана Талгатулы, а гном Чихун в исполнении Евгения Рыбкина и Олжаса Анурбека тоже имеет совершенно разные характеры…
Пластический язык, предложенный хореографом, нельзя назвать легким. Основа – все-таки классический танец, но партии гномов, ведьмы и чертиков решены средствами современного танца, акробатики и пластического гротеска. Самая сложная партия и, судя по реакции, самая любимая зрителями – у Простака. Артисту надо иметь легкий прыжок, растяжку, делать акробатические пируэты, жонглировать тарелками, кружками – и ни на секунду не выходить из образа, все время быть в ансамбле. У Султанбека Гумара и Бейбарыса Акарыса (исполнивших партию в премьерных спектаклях) это отлично получается. Как и у молодых артисток балета, которые танцуют свиту Мачехи – чертиков.
Партию Мачехи в разные дни виртуозно исполнили заслуженные деятели РК Анель Рустемова и Гаухар Усина. Казалось бы, в этой гротесковой партии сложно блеснуть примам театра, но ведущие солистки в очередной раз доказывают, что нет маленьких ролей. Тем более роль выписана хореографом с пластическим шармом. Дюла Харангозо не персонифицирует зло, его Мачеха – мультяшный персонаж, от которого (даже перевоплотившегося в злую ведьму) можно легко избавиться, просто захлопнув книгу.
Еще одну характерную партию – Охотника – представили ведущий солист балета Олжас Тарланов и молодой солист Айбар Токтар. Каждый из них нашел свои нюансы в психологической характеристике образа.
Ну и какая же сказка без принца и милой скромной девушки, которая в финале становится принцессой! Далер Запаров и Данияр Жуматаев предстают в балете настоящими сказочными принцами, благородными и мужественными. Галантными партнерами, которые умеют исполнять и сложные классические пируэты. Белоснежка в разные дни была блестяще исполнена примой театра, заслуженным деятелем РК Мадиной Басбаевой и молодой артисткой Аделиной Тулеповой.
Свои танцевальные сцены есть практически у всех персонажей, и они непростые. Правда, все они так мастерски вписаны в сюжет, что о технической стороне зритель просто не успевает подумать. У Принца и Белоснежки есть два развернутых дуэта, стильно поставленных Дюлой Харангозо. И маленькие зрители, которые, конечно, не разбираются в структуре академических балетов и не знают, как сложно артистам делать высокие поддержки, начинают неистово аплодировать всякий раз, как только балерина взлетает ввысь или падает вниз в классической «рыбке».
Вот так, наверное, и должно в идеале происходить знакомство детской аудитории с высоким искусством балета. Есть уверенность, что из этих маленьких почитателей Белоснежки вырастут отличные балетоманы.