​Проба на прочность

4951
Елена Ульянкина

Сотрудники лаборатории инженерного профиля при Карагандинском государственном университете им. Букетова (КарГУ) уже более 5 лет занимаются разработкой дорожного битума из каменноугольной смолы – побочного продукта коксохимичес­кого производства, имеющегося в регионе.

В советское время угольную смолу, которая образовывалась при получении спецкокса, отправляли в Нижний Тагил для глубокой переработки. Теперь же, в силу опасности для здоровья человека, отходы хранят под водой, а это таит опасность загрязнения водоемов и гибели рыбы.

– Каменноугольная смола сама по себе очень токсична и является канцерогеном, – говорит док-тор химических наук Едиге Мустафин. – Но хочешь не хочешь, она образуется при производстве кокса, который необходим для металлургии. К примеру, только в АО «Шубарколь комир» ежегодно образуется до 30 тысяч тонн каменноугольной смолы. Нам же удалось ее модифицировать и получить комплексное органическое вяжущее вещество. При добавлении такого битума в асфальтобетонную смесь улучшаются ее свойства: увеличиваются сцепляемость, износостойкость и пластичность.

Сегодня результаты работы профессора Мустафина и его коллег как никогда актуальны. Ведь проблема некачественного ремонта дорог остро стоит во всех регионах Казахстана. В Карагандинской области, в частности, подрядчики частенько жалуются на плохой битум, из-за чего новый асфальт не выдерживает и сезона. В регионе нет своего НПЗ, и карагандинских ученых это только подталкивает к новым открытиям.

Сейчас битум, который получился из смолы шубаркольского угля, проходит полевые испытания. Его применяет карагандинская компания «Дорстройматериалы». Она использовала разработку карагандинских ученых при ремонте дорог в области. Причем угольный битум добавляли не только в асфальтобетон, но и при засыпке основания. Теперь специалисты следят за тем, как дорога покажет себя при эксплуатации.

– При использовании чистого битума, который мы получили из каменноугольной смолы, образуется исключительно высокая прочность асфальтобетона, – объясняет профессор Мустафин. – Она раз в пять превышает проч­ность того асфальтобетона, который делают с использованием нефтяного битума. С одной стороны, это хорошо, а с другой – не очень. Поскольку асфальтобетон перестает быть морозостойким. Он становится хрупким и раскалывается. Поэтому наш битум надо использовать как модификатор: добавлять около 5% в нефтяной битум.

Этот проект получил финансирование в 150 млн тенге в рамках госпрограммы «Целевое развитие университетской науки, ориентированной на инновационный результат».

Недавно разработкой профессора Едиге Мустафина и его коллег заинтересовалась компания «АрселорМиттал Темиртау», которой принадлежит металлургический комбинат. У предприятия есть свое коксохимическое производство, а значит, и вредная каменноугольная смола. «АМТ» хочет не накапливать ее в хранилищах под водяным зат­вором, а сразу пускать в дело.

Раньше предприятие пыталось использовать эту смолу для ремонта дорог на территории комбината, но потом отказалось. У нее не было нужных свойств, зато присутствовал довольно неприятный запах...

– Компания «АрселорМиттал Темиртау» предоставила нам свой цех, – рассказывает Едиге Мустафин. – Что мы уже сделали? С помощью химии улучшили свойства каменноугольной смолы, сделав ее похожей на дорожный битум. Теперь предстоят испытания. Будем выяснять, как угольный битум ведет себя в воде, под давлением, какая у него сцепляемость и при каких условиях он начинает разрушаться.

Если все нормально пройдет, то «АМТ» заключит с нами договор. Ведь компания заинтересована в производстве своего материала. Предприятие хочет использовать его для ремонта дорог на территории Карметкомбината и, возможно, города Темиртау.

Сейчас в дорожном строительстве активно используются различные дорогостоящие присадки и модификаторы битума иностранного производства. Конечно, они улучшают качество дорожного полотна, но бьют по карману подрядчиков. Ведь цена особенно важна для тех, кто участвует в госзакупках.

– В среднем импортные битумные добавки стоят 1–1,5 миллио­на тенге за тонну. А наша разработка будет в 3 раза дешевле, – уверяет профессор Мустафин.

Битум из каменноугольной смолы «АрселорМиттал Темиртау» еще не готов к промышленному выпуску и применению. Сначала его необходимо проверить на экспериментальных участках дорог в разное время года. Но оптимизма ученых это не убавляет. Они уверены, что смогут решить важную природоохранную проблему – предотвратить загрязнение окружающей среды токсичным веществом, превратив его в востребованный, экологически безопасный продукт. 

Популярное

Все
Новые возможности цифровой эпохи
Первый том «Истории Казахстана» утвержден
Региональные инициативы ради общего будущего
«Вишневые» проблемы поселка Севастополь
За счет грантов и субсидий
Алматы принимает юношеский Roland Garros
Петропавловск становится краше
Опустела без него Земля...
Приверженность повестке устойчивого развития
Его называли главным сталеваром планеты
Еще одна покоренная высота
Объединиться, чтобы предотвратить трагедию
«Кайрат» возглавил турнирную таблицу
5 августа в Казахстане отмечают День медиации
Расширяется партнерство с Китаем
Капшагай побил рекорд посещаемости
Чарын, Кольсай и Каинды – в центре внимания зарубежных СМИ
Объявлена война ухабам
Невосполнимая утрата
Эффективную правовую систему без участия граждан построить невозможно
О погоде в Казахстане на первые дни августа рассказали синоптики
Нацбанк начал валютные интервенции
Найдены личные вещи членов экипажа пропавшего на Сорбулаке вертолета
Дженнифер Лопес в Астане: что важно знать перед концертом
Порядка 3 млн специалистов потребуется Казахстану в среднесрочной перспективе
В МВД предупредили о новой схеме мошенничества при бронировании жилья
Город, где живет история
Все дороги ведут на Алаколь
Ученица НИШ оказалась в числе победителей международного конкурса писем
В Уральске ликвидирован интернет-магазин по сбыту наркотиков
Популярная певица убита в Узбекистане
В теплицах спеет урожай
Касым-Жомарт Токаев посетил мавзолей Мустафы Кемаля Ататюрка
По мосту в Европу и Азию
Президент награжден высшей госнаградой Турции – орденом Devlet Nişanı
Прогресс Казахстана в достижении ЦУР оценили в ООН
Зарубежные инвесторы намерены построить огромную теплицу для томатов в Шымкенте
В Премьер-лиге установилось «двоевластие»
Приоритет – национальным видам
Бегемот с характером
В Караганде подорожает проезд в автобусе
Глава государства ознакомился с деятельностью первой очереди ТЭЦ-3 Астаны
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан          по вопросам введения его в действие
Десять человек погибли за два дня на трассах Казахстана
Назначен директор новой Службы КНБ
В Астане сгорел рынок «Big Шанхай»
На Зеленом базаре арендаторы в очередной раз устроили демарш
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
Асфальтобетонный завод строят в Сатпаеве
Сильные дожди накроют Казахстан
Амангельды Нугманов: Защита прав человека – ключевой ориентир в работе полиции
Сенатор Амангельды Нугманов ознакомился с инициативами в сфере высшего образования в Актобе
Более полумиллиарда тенге выделили на ремонт столетней дороги в ВКО
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Сенаторы обсудили с военными Жетысу реализацию закона о территориальной обороне
​​​​​​​Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации уголовного законодательства Республики Казахстан
Сенатор Алибек Наутиев высказался о развитии рыбной промышленности в Атырауской области
В Павлодарской области масштабно отметили 125-летие Исы Байзакова
Родители потратили благотворительную помощь на лечение сына: возбуждено дело
Сенатор Суиндик Алдашев обсудил развитие Мангистауской области с руководством региона

Читайте также

Длинные деньги для бизнеса
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
Инвестиции в развитие комфортной среды
Работа для людей с ограниченными возможностями

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]