Прошлое мы должны знать и помнить, но при этом смотреть в будущее

4285
Николай Жоров
старший корреспондент отдела информации и права

Об историческом значении и смысле Дня Республики рассуждает директор Школы права и государственного управления Университета NARXOZ, доктор юридических наук,профессор Талгат Сарсенбаев

фото из архива "КП"

– Талгат Есеналиевич, 25 октября вся страна будет отмечать День Рес­публики. В чем особенность этого замечательного праздника?

– 25 октября 1990 года имеет глубокое историческое значение. В этот день в 1990 году постановлением Верховного совета КазССР была принята Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР. И это стало первым шагом к независимости нашей страны, новым взглядом в будущее и стремлением к обновлению. Это первый исторический акт в истории современного Казахстана, который коренным образом повлиял на умы и настроения людей и воплотил вековую мечту о суверенитете и независимости страны. Декларация также определяла статус, место и роль республики, приоритет законов Казахской ССР над общесоюзными, определяла, что земля и ее недра, вода, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, весь экономический, научно-технический потенциал и все национальное богатство, находящееся на территории Казахской ССР, является собственностью Казахстана.

Мы постоянно должны помнить и учить других, почему этот день для нас так важен. Я не думаю, что здесь важна политическая основа, хотя этот фактор, бесспорно, весом. Внутренняя сила осознания суверенитета и патриотизм, как огонь, должны всегда поддерживаться, но эта поддержка должна быть взаимной и со стороны государства, и со стороны граждан. Уверен, со временем мы сформируем определенные обычаи, традиции и особенности в рамках празднования Дня Республики. Прошлое свое мы должны знать и помнить, но при этом смотреть в будущее.

– В Казахстане был период, когда этот день перестал быть выходным, но затем эта дата вновь стала красным днем календаря. Как Вы оцениваете эти изменения?

– Очень положительно и полностью поддерживаю, так как именно с момента принятия Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР начинается отсчет нашего суверенитета и независимости. Возвращение Дню Республики статуса национального праздника имеет важное символическое значение. Это шаг к укреплению идентичности и исторической памяти народа. Когда такие даты вновь отмечаются официально, это подтверждает значимость исторического пути и ценностей, которые были заложены в момент обретения суверенитета.

Готовясь к празднованию Дня Респуб­лики, общество должно помнить о единстве и взаимной поддержке. Это не просто политическое событие – это день, когда мы отмечаем наши общие достижения, размышляем о прошлом и стремимся к будущему, где государст­венный суверенитет и независимость продолжают оставаться фундаментом процветания Казахстана.

– Декларация принималась в период так называемого «парада суверенитетов» – процесса распада СССР. Вы были свидетелем этих событий. Насколько было готово к таким переменам наше общество?

– «Парад суверенитетов» происходил с 1988 по 1991 год. В этот период все бывшие республики СССР приняли свои декларации о суверенитете. Ключевым катализатором стали общие процессы распада Советского Союза, нарастающие национальные движения и пути самоопределения в республиках бывшего союзного государства. Безусловно, внутренний кризис и изменение геополитической ситуации вокруг усилили динамику данного процесса.

Произошедшее событие 1990 года стало ключевым моментом в новейшей истории Казахстана, когда был сделан решительный и уверенный шаг к самостоятельности и независимости. Суверенитет Казахской ССР провозгласил о начале создания основы для современной государственности. Конечно, быть всегда готовым и, более того, адаптироваться к любым переменам невероятно сложно. Думаю, общественная готовность варьировалась: с одной стороны, люди устали от бюрократической машины и экономических проблем, что пробудило стремление к переменам и обновлению всей системы, с другой, как и в любом крупном обществе, был и страх перед неизведанным и новым.

На тему распада СССР проведено немало исследований и написано большое количество книг и научных трудов. Если для некоторых он стал неожиданностью, то для других это был ожидае­мый процесс. Историки прекрасно знают, что любая империя обречена на развал и распад. Вопрос был только во времени. На мой взгляд, «парад суверенитетов» получил свое «вдохновение» в перестроеч­ный период, в конце 1980-х годов, когда процессы гласности и демократизации общественно-политической жизни страны заставили все народы бывшего СССР посмотреть на себя и на свой статус по-новому. В тот период по всей стране громогласно заявляли: «Подул ветер перемен!»

– Шанс стать независимым государством получают далеко не все народы. Есть примеры, когда группы одной национальности, имеющие в разы больше численность, чем население Казахстана, не смогли это сделать. Чем это можно объяснить: пассивностью или отсутствием желания у людей менять сложившееся государственное устройство, или неимением сплоченных элитных прослоек, способных увлечь за собой массы?

– Вы правы, вопрос разделенных народов является одним из самых нерешенных и сложных в современных международных отношениях. Однако воли только одной группы населения для обретения независимости явно недостаточно. Стремление к суверенитету – естественный процесс. Но необходимы и внешние факторы, исторические предпосылки, немаловажным является наличие «критического момента».

Главной предпосылкой обретения независимости не только для Казахстана, но и для всех других республик бывшего Союза, был распад СССР, который без каких-либо конфликтов и войн позволил обрести нам суверенитет. Это был уникальный в истории момент, когда все бывшие республики самоопределились. Конечно, в истории достаточно много случаев, когда обретение независимости сопровождалось военными конфликтами.

С первых минут страны мира выразили нам свою поддержку и признали нас как суверенное и независимое государство. Что касается возможности становления независимых государств, это действительно очень непростой процесс, требующий вложения серьезных ресурсов. История показывает, что не все народы добиваются в этом успеха. Здесь многое зависит от целого ряда факторов: исторической готовности элит и общества, благоприятных международных условий и, конечно, от национальной самоидентичности. В случае с Казахстаном важную роль сыграли сплоченность руководящих элит, которые смогли выступить с единой позицией, и поддержка народных масс, которая видела в независимости шанс на лучшее будущее для себя и своих детей.

– Имеется ли принципиальное различие между Декларацией о государст­венном суверенитете Казахской ССР и Конституционным законом «О государственной независимости Республики Казахстан»?

– По содержанию и историческому значению эти документы взаимодополняют друг друга. Содержание текста обоих документов говорит о наличии преемственности. Они оба легли в основу разработки Конституции независимого Казахстана. Конституционный закон «О государственной независимости РК» принят с учетом состоявшегося факта распада СССР. Но есть некоторые особенности принятия этих документов.

Так, например, в декларации впервые была воплощена вековая мечта всего казахского народа о независимости и суверенитете. На юридическом языке это политико-правовой акт, который заложил основу для разработки Конституционного закона «О государственной независимости» и новой Конституции.

Во-вторых, такой политико-правовой акт о государственном суверенитете в нашей истории принимался впервые. Ранее в Казахстане не было опыта принятия подобного политического документа.

В третьих, принятие декларации, несмотря на то что она состоит всего лишь из 17 пунктов, вызвало бурное, если не сказать ожесточенное обсуждение в течение двух дней среди депутатов Верховного совета Казахской ССР.

В-четвертых, наверняка не все знают, что наряду с основным проектом декларации на обсуждение был вынесен ее альтернативный вариант, который по основным и принципиальным вопросам преследовал диаметрально иные цели. Он был разработан общественными организациями и отдельными депутатскими группами, и его содержание практически отрицало как суверенитет Республики Казахстан, так и создание национального государства на территории бывшего СССР.

В-пятых, декларация принималась в то время, когда суверенитет страны не был очевидным и явным, как сейчас. Тогда было немало противников этого процесса. Не только потому что были против суверенитета, но и потому, что ментально не могли себе представить жизнь без СССР. Свидетельством тому были ожесточенные дебаты в ходе обсуж­дения основного проекта декларации и результаты голосования. Из всего числа депутатов Верховного совета Казахской ССР проголосовал против 71 депутат! Тогда как Конституционный закон «О государственной независимости Респуб­лики Казахстан» обсуждался и принимался в совершенно иной политической обстановке. И время уже было другое. Тем более что против выступили и проголосовали всего лишь три депутата.

– Граждане нашей республики, как и многих других стран, с тревогой наблюдают за развитием военных конфликтов в различных точках земного шара. Есть ли в связи с этим угроза для суверенитета Казахстана? Что надо сделать для укрепления внешней и внутренней безопаснос­ти страны?

– Теоретически угроза безопасности существует всегда для любого государства. Военные конфликты в мире напоминают нам, что суверенитет – это не статичная данность, а то, что требует постоянной защиты и укрепления. Поэтому каждое государство, в том числе и Казахстан, должно создать необходимые условия для своей безопасности и защиты суверенитета. Сегодня мы сталкиваемся с вызовами глобальной безопасности. Колоссальная деятельность Казахстана в сфере внешней политики за последние годы показала, что наша страна зарекомендовала себя как надежный партнер в мировой политике и государство, вызывающее высокую степень доверия.

Одним из важных условий обеспечения и гарантии суверенитета и безо­пасности любого государства является решение территориальных споров и вопросов границ. Отсутствие на сегодняшний день нерешенных территориальных споров с соседями (Китай, Россия, Туркменистан, Кыргызстан и Узбекистан), наша позиция по статусу Каспийского моря являются яркими показателями успехов нашей внешней политики и дипломатии.

Кроме того, ключевым фактором обеспечения нашей независимости и безопасности является наша активная роль и позиция в работе международных и региональных организаций (ООН, ОБСЕ, ОИС, ОДКБ, СВМДА и другие); бесспорное лидерство нашей страны в интеграционном процессе на территории бывшего СССР; ключевой подход в процессах усиления и значения роли и места стран Центральной Азии на мировой арене, особенно в вопросах единой системы безопасности для нашего регио­на. Именно на этом Президент Касым-Жомарт Токаев акцентирует внимание в своей статье «Ренессанс Центральной Азии: на пути к устойчивому развитию и процветанию».

Наряду с внешними факторами необходимо уделять повышенное внимание развитию сильной и боеспособной армии, экономической и социальной устойчивости, признанной системе среднего и высшего образования и нау­ки, где стабильность и уверенность в своем будущем должны стать краеугольном камнем. Немаловажным фактором является и работа с общественным сознанием, нужно прилагать усилия, направленные на консолидацию общества, чтобы избегать внутреннего разлада и укреплять национальное единство. Думаю, что заметное место в этих вопросах играет Ассамблея народа Казахстана.

Популярное

Все
Бегемот с характером
90-летний казахстанец стал жертвой телефонного мошенника
В Премьер-лиге установилось «двоевластие»
Зафиксированы серьезные нарушения
Приоритет – национальным видам
Прогресс Казахстана в достижении ЦУР оценили в ООН
По мосту в Европу и Азию
С 98-летием, ветеран!
В области Жетысу модернизируют 57 сельских школ
Подведены итоги алматинского WTT Youth Contender
Земледельцы Приаралья обратились за поддержкой
На шахтах обновляют подъемники
Грызуны угрожают посевам
Когда вода на вес золота
Хранители легенд и смыслов
Оценить масштабы и потенциал аграрного комплекса
Идеи, опередившие время
Социальная сила искусства
Как противостоять цифровым преступлениям
Обновление всерьез и надолго
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
Десять человек погибли за два дня на трассах Казахстана
На Зеленом базаре арендаторы в очередной раз устроили демарш
Сильные дожди накроют Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Родители потратили благотворительную помощь на лечение сына: возбуждено дело
В Павлодарской области масштабно отметили 125-летие Исы Байзакова
В мире усиливается экстремальная жара – ученые
Актау – культурная столица тюркского мира
В Туркестане построят восточную объездную дорогу
«Барыс» объявил имя нового главного тренера
В Джакарте откроют showroom казахстанского экспорта
Скрытый патруль против лихачей
Первые медали Универсиады-2025
Юрий Дудь заочно арестован в России
Вопрос передачи сайгаков Узбекистану будет решаться на межгосударственном уровне — Минэкологии
Звонили «из банка» – ответила полиция
Втрое увеличилось количество центров поддержки семьи
К 2030 году в Казахстане планируют удвоить добычу меди
Сборная Казахстана по художественной гимнастике выступит на турнире в Румынии
В Караганде подорожает проезд в автобусе
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
Распоряжение Главы государства о назначении
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Глава государства ознакомился с деятельностью первой очереди ТЭЦ-3 Астаны
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан          по вопросам введения его в действие
Назначен директор новой Службы КНБ
В Астане сгорел рынок «Big Шанхай»
Асфальтобетонный завод строят в Сатпаеве
Амангельды Нугманов: Защита прав человека – ключевой ориентир в работе полиции
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
Сенатор Амангельды Нугманов ознакомился с инициативами в сфере высшего образования в Актобе
Более полумиллиарда тенге выделили на ремонт столетней дороги в ВКО
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
Сенаторы обсудили с военными Жетысу реализацию закона о территориальной обороне
​​​​​​​Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации уголовного законодательства Республики Казахстан
Сенатор Алибек Наутиев высказался о развитии рыбной промышленности в Атырауской области

Читайте также

Три кита реформ: «Слышащее государство», «Закон и Порядок»,…
Господдержка стимулирует развитие реального сектора
Казахстан представил отчет по выполнению Международного пак…
Трансформация в сфере лекарственного обеспечения

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]