Путеводная звезда Абая

17345
Кенжехан Матыжанов, директор Института литературы и искусства им. М. Ауэзова, доктор филологических наук, заслуженный деятель РК

История без преуменьшений

Сегодня в отечественной литературоведческой науке окончательно утвердилась роль Абая как классика, критика-реалиста и национального поэта. В дейст­вительности национальных акынов такого классического уровня в истории казахской литературы было немало и до Абая, и после него. Так в чем же его уникальное превосходство? Почему мы добавляем к его имени эпитеты «великий» и «гениальный»?

Если в истории человечества мы обратим внимание на великие личности с мировой славой, то убедимся, что главные их особенности проявлялись в способности широко охватить и глубоко осмыслить глобальные, общечеловеческие проблемы и ценности. Благодаря этому их труды и размышления изучаются всесторонне, а сами они получили известность как яркие личности, заложившие основы глубокого научного восприятия различных моментов жизни человечества.

В минувшую эпоху идеологический курс Коммунистической партии на создание единого советского общества не позволял и не допускал даже мысли сравнивать Абая с прославленными мировыми гигантами и поднимать его имя на их уровень. В советские годы все представлялось таким образом, чтобы мы перестали верить, что являемся неотъемлемой частью истории мировой цивилизации, внесли и продолжаем вносить вклад в развитие общечеловеческой мысли. В полном объеме достойная история казахского народа не освещалась.

Ее высокое значение замечательно раскрыл в своей аналитической статье «Семь граней Великой степи» Первый Президент – Елбасы Нурсултан Назарбаев.

Сегодня Абай представлен в истинном свете – как величайший национальный поэт-гуманист. Молодое поколение познает его как замечательного мастера художественного слова, глубоко раскрывшего все стороны жизни казахов своего времени.

Но если бы он оставался известным поэтом на национальном уровне, то не превзошел бы современных ему акынов-классиков. Общеизвестно: чтобы народный акын поднялся на уровень гения, он должен выражать в своем творчестве общечеловеческие ценности. Вот с этой позиции и хотелось бы высказать ряд основополагающих мыслей.

«Имя славное мое – человек»

Вечная проблема человеческого общества – сам человек. На протяжении всей жизни он познает самого себя и наряду с этим модернизирует себя. В наше время, по завершении 4-й индустриальной революции и с началом 5-й, появлением искусственного интеллекта, в повестке дня особенно актуальной становится проб­лема духовного развития и познания человека. Вот и Абай в свое время занимался познанием человека, эта тема стала золотой сердцевиной его произведений.

Абай рассматривает назначение человека с двух сторон: как человека и раба этой жизни. Для акына главным стало первое. В своих стихах Абай высоко возносит предназначение человека: «Имя славное мое – человек», «Человеком меня зовут...».

Поэт-философ воспевает в соз­данных им произведениях главные качества, присущие людям, и поучает: «Если хочешь быть человеком, избегай пяти вещей и к пяти стремись». Избегать Абай призывает такие пороки, как сплетни, обман, хвастовство, лень, транжирство. К сожалению, ни сегодняшнее казахское общество, ни человечество в целом так и не избавились от них.

Пять лучших положительных качеств – стремление к образованию, трудолюбие, глубокая мысль, умеренность, благожелательность, – как призывал поэт, должны служить примером для подражания. Эти качества одухотворенной личности до сих пор не потеряли актуальности в контексте развития всего человечества. Великий акын постоянно занимался пропагандой этих важных положений, что в итоге нашло полноценное отражение в сформированном им учении о полноценном человеке.

Духовное развитие великий Абай всегда ставил во главу угла. А человеческие потребности делил на потребности тела и души. При этом особо подчеркивал, что в первую очередь формируют и удовлетворяют человека лишь духовные запросы. В своих философских размышлениях поэт утверждал вечные истины о том, что тело – временно, а душа – вечна:

Помрет тело, но человек

не умирает,

Хоть не вернется, не смеется

и не играет.

Лишившегося тела

Лишь глупцы умершим

называют.

Безусловно, в своих стихах Абай поднимает философский вопрос мирового масштаба.

Далее великий акын затрагивает такой же глобальный вопрос развития «вечной человеческой души». И на свой же вопрос «какие качества присущи такой душе?» отвечает: «Три качества достойны человека: горячая отвага, светлый ум, теплое сердце». Подводя итог сказанному, поэт призывает: «Отвагу, ум и сердце береги,⁄Тогда лишь будешь полноценным человеком».

Культ сердца и любви

В вопросах образования и воспитания полноценного человека Абай ценил стремление к наукам и знаниям. К примеру, в его «Словах назидания» (17-е слово) Воля, Разум и Сердце спорят с Наукой, стремясь выяснить, кто из них важнее.

Поэт обращается к Науке: соедини их, и пусть они подчиняются Сердцу. Тем самым он выдвигает Сердце на первое место, говоря от его имени: «Я – владыка человеческого тела. Кровь идет из меня, душа оби­тает во мне, без меня жизнь немыслима. Я лишаю сна, заставляю ворочаться тех, кто лежит в мягкой постели, вынуждаю их думать о бедных, не имеющих крова, мерзнущих и голодающих. Но люди не стараются сберечь меня в чистоте, и от этого страдают сами. Будь я чистым, не стал бы я делать различия между людьми. Я восторгаюсь добродетелью, я восстаю против зла и насилия. Самолюбие, совесть, милосердие, доброта – все исходит от меня».

В «Словах назидания» акын задает следующий риторичес­кий вопрос: «Есть ли у живого человека более уязвимое мес­то, чем сердце?» И рассуждает о том, что сердце является выразителем эмоций и чувств, говоря современным языком, эмоционального интеллекта. Среди драгоценных человечес­ких качеств поэт-мыслитель в итоге выдвигает на первое мес­то сердце, тем самым формируя культ сердца.

Культ сердца – золотой стержень абаевского гуманизма. По его пониманию, сердце является золотым гнездом всех лучших человеческих качеств в мире: честности и справедливости, духовной чистоты, добра и святости, порядочности и милосердия.

Абай в своем гуманистическом учении представляет главным в человеке сердце и завещает сохранять его в чистоте, не марая четырьмя пороками: хвастовством, корыстолюбием, равнодушием и халатностью.

А наиболее драгоценным качеством, изливающимся из серд­ца, согласно Абаю, является чувство любви. В своих произведениях это чувство акын превращает в культ гуманис­тической идеи, он показывает его как самое лучшее качество души. Гениальный мыслитель и философ завещает человечеству с любовью воспринимать и беречь три святых чувства.

Первое – любить Бога, второе – любить человека, сотворенного Богом с любовью, и, наконец, третье – любить справедливость как путь истины:

С любовью создан Аллахом

человек.

Люби его всем сердцем ты свой

век.

Как родных людей воспринимай,

И в сердце справедливость

не теряй.

Истина в том, что великий казахский акын поднял идею любви к человеку на гуманис­тические высоты: «Люби человека, Аллаха истину познай. Нет более святого в этом мире». Начав с этих строк, он поднимает мысль до общечеловеческой идеи: «Люби как родных все человечество».

Невежество – слепая вера

Казахский мыслитель и философ воспринимал справедливость как заложенный Богом путь истины и утверждал, что любить и соблюдать справедливость – долг каждого здравомыслящего человека. Только соблюдающий такой путь человек достоин уважения. Сформулированная казахским гуманистом истина – справедливость имеет огромное значение в жизни каждого человека и является основным критерием развития общества – имеет общечеловеческое значение.

Абай почитал Бога единственным Творцом:

Правда в Аллахе,

И правда – в словах Аллаха.

Правдивое слово обманом нельзя назвать.

Много книг к нам пришло от Аллаха,

Четыре из них Его помогают познать.
Поэт-гуманист утверждал, что Аллаха нужно понимать умом и любить всем сердцем, а слепую веру, по его словам, в казахской степи почитают невежеством. Сам Абай глубоко исследовал не только ислам, но и христианство, иудаизм, буддизм. Так, сюжет для своей поэмы «Искандер» он взял из еврейской Торы. К сожалению, взгляды Абая на веру до сих пор остаются неизученной темой.

Таким образом, великий акын стремился всесторонне раскрыть сложное моральное состояние не только казахского, но в целом человеческого общества. Он по-новому осмыслил вечные проблемы, которые сопровождают людей с момента их появления на свет.

Помогло ему в этом чтение и глубокое изучение трудов ученых Востока: Физули, Шамси, Сайхали, Навои, Сагди, Фир­доу­си, Хафиза, русских поэтов и писателей: Василия Жуковского, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Ивана Крылова, Николая Некрасова, Михаила Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого, демократов-разночинцев Виссариона Белинского, Николая Добролюбова, Николая Чернышевского, Александра Герцена. И конечно, европейских поэтов Джорджа Байрона, Иоганна Гете, философов Сократа, Спенсера, Спинозы, Бейля, Дж. Милля, ученых-исследователей Абылгазы Бахадура, Бабыра, Бичурина, Аристова…

Драгоценные мысли Абая, ставшие квинтэссенцией его глубоких размышлений, и сегодня не потеряли своего значения. В настоящее время завещания Абая наполняются новым содержанием и служат возрождению и модернизации общественного сознания.

Первый Президент – Елбасы Нурсултан Назарбаев так сказал об Абае: «Мир Абая – наша путеводная звезда. Она не позволит нам сбиться с пути. По ней мы определяем свои главные ориентиры. На все сложнейшие, смущающие душу вопросы он давным-давно ответил. Внимая Абаю, прислушиваясь к его советам, еще тогда можно было направить великое кочевье по верному пути».

В статье Президента Казах­стана Касым-Жомарта Токаева «Абай и Казахстан в ХХІ веке» подчеркивается, что прежде всего «мы должны пропагандировать Абая как культурный капитал нации»: «Поэтому Абая необходимо широко представить мировому сообществу как бренд нового Казахстана. Это долг нынешнего поколения».

Нет сомнения, что сегодняшние добрые дела, которые происходят в Казахстане и свидетелями которых мы являемся, служат этой великой цели. Так будем здравствовать и дойдем до тех светлых дней, о которых мечтал Абай.

Популярное

Все
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
Астана закрепляет за собой статус регионального экологического лидера
Искусственный интеллект и робот-полицейский: безопасность большого города находится под контролем
Мошенников осудили, деньги вернули
Штормовое предупреждение объявлено в Казахстане
Отзвук души, прошедшей сквозь время
Провели «Чистый четверг»
В Астане прошел турнир «Экстрабилити-2025»
Господдержка стимулирует развитие реального сектора
Алматы сохранит статус студенческого города
«Город мечты» глазами детей
Досье человека с домброй
Токаев поздравил президента и народ Алжира с Днем независимости
Кокшетаусцы – в числе лучших
Алмагуль Батталиева и Нагашыбай Мирас представят Казахстан на «Славянском базаре»
Раскрыты технологические тайны получения селена
Жемчужина культурного наследия
С Днем рождения, Астана!
Освобождены от должностей послы РК в Бельгии, Кувейте и Таиланде
Город мира
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Из Рабочего поселка – в Париж
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Экс-министр обороны получил новую должность
День безопасной дороги провели в Казахстане
Машиностроение – ключ к долгосрочному устойчивому росту ВВП
Распоряжение Главы государства о назначении
Победителей групповой гонки чествовали в ВКО
Жанбота Алдабергенова вошла в число кандидатов на выборы в комиссию спортсменов МОК на ОИ-2026
Расписание соревнований казахстанских спорстменов с 30 июня по 6 июля
Бейбит Жукаев впервые сыграет в основной сетке турнира серии "Большого шлема"
Казахстан и Монголия нацелены на укрепление взаимодействия
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с вековым юбилеем
Антикор присоединили к КНБ
Фестиваль «Кымызмурындык» организовали в заповеднике Бозок
В Актобе завершился XI Международный военно-патриотический сбор молодёжи «Айбын»
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
«Умный» дым: Петропавловская ТЭЦ-2 запускает трубу с системой мониторинга

Читайте также

Учить казахский по-новому: авторские методики изучения язык…
Что нужно делать, чтобы стало модно и престижно говорить на…
Карагандинский бизнесмен издает отечественную и мировую кла…
Ключевой момент в изучении казахского языка назвала эксперт

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]