В своем недавнем выступлении Президент Касым-Жомарт Токаев особо остановился на самых злободневных и актуальных вопросах, накопившихся в стране за последние десятилетия. Один из них связан с перекосами в экономике: в то время как олигархи и крупные компании получали поддержку со стороны государства, малые и средние предприятия испытывали дефицит длинных и недорогих кредитов.
Президент открыто сказал: Банк развития Казахстана вместо того, чтобы помогать диверсификации экономики, сосредоточился на помощи крупному бизнесу, который имеет еще и иностранные инвестиции. По сути, финансовый институт превратился в карманный банк для группы приближенных к власти олигархов.
Глава государства не первый раз высказывает критическое мнение и о деятельности ФНБ «Самрук-Қазына». Напомню, что эта структура создавалась по примеру и опыту южнокорейской формы финансово-промышленных групп «Чеболь». Фонд должен был стать локомотивом технологических преобразований в экономике. Но с этой задачей структура не справилась должным образом.
Некоторые факты вызывают только вопросы. Как могло, к примеру, произойти, что НК «Казмунайгаз» объявляла себя убыточной тогда, когда цены на нефть на мировых рынках поднялись до 140 долларов за баррель? Во всем мире, когда снижалась цена на нефть, снижалась и цена на дизтопливо, но этого не происходило у нас. А все потому, что в схему были встроены олигополии, компании извлекали сверхприбыли.
Вполне обоснованным, считаю, было возмущение жителей Мангистауской области двукратным повышением цены на сжиженный газ, который вырабатывается в их регионе. Чем можно оправдать это, если заработная плата осталась прежней? Причем ценовой скачок на газ повлек повышение стоимости и социально значимых товаров.
К сожалению, толчком к массовым выступлениям, переросшим в беспорядки, послужили социальные проблемы, поэтому государство в будущем не должно давать повода для такого развития событий. Решение экономических и социальных проблем необходимо взаимоувязать. Государство не должно допускать большого разрыва в доходах разных слоев населения, когда богатые богатеют, а бедные нищают.
Президент справедливо говорил о стоимости кредитных денег, которые имеют завышенную процентную ставку. Некоторые банки второго уровня берут под низкий процент деньги в Национальном банке и накручивают на них более 20%. Предприниматель добавляет свою маржу, тем самым финансируется инфляция. Надо разрубить этот гордиев узел.
Экономисты, общественные деятели не раз писали об этих проблемах, говорили о том, что нельзя допускать такого дисбаланса. Отрадно, что Глава государства услышал экспертное мнение и призвал принять решительные меры.
По существу, в своей речи Касым-Жомарт Токаев обозначил ключевые направления преобразований экономики, социальной сферы. Президент подчеркнул, что одной из болевых точек стала инфляция, неконтролируемые темпы роста которой ударили по доходам населения, вызвали возмущение в ряде регионов, спровоцировали протесты.
Слабость госорганов по удержанию инфляции нанесла серьезный ущерб социальной политике. Это стало возможным из-за удушения конкуренции олигархическими кругами, доминирования олигополистического механизма установления рыночных цен, что попирало все законы свободного, демократического рынка.
Представляется вполне обоснованным введение предельных цен на ГСМ, социально значимое продовольствие, регулирование потолка годовой инфляции в пределах 4–6%. Такие меры в данный период позволят стабилизировать социально-экономическую ситуацию, сбалансировать спрос и предложение на рынке, укрепить социальную политику в стране.
Устранение сложившихся диспропорций по мерам государственной поддержки различных участников рынка позволит достичь существенного эффекта в демократизации бизнеса, повысит реальную активность МСБ.
Очевидно, что активность малого предпринимательства, подкрепленная мерами господдержки, включая программы «Экономика простых вещей», «Қолдау» и других, будет способствовать действительной диверсификации национальной экономики, где масштабы прорывных преобразований в полной мере не отвечают растущим вызовам глобализации, задачам укрепления ее устойчивости.
Одной из серьезных задач национальной экономики, рынка труда становится обеспечение реальной занятости. Президентом поставлена задача отказа от искусственных, надуманных показателей, поворота к созданию реальных, а не бумажных рабочих мест.
Нарастающая проблема обусловлена тем, что высокая рождаемость способствовала объективному увеличению числа молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. Несмотря на принимаемые меры, в стране нарастал разрыв между созданием новых рабочих мест и растущими трудовыми ресурсами. Уже сейчас вузы, колледжи ощущают это давление, становятся единственными кадровыми шлюзами для национальной экономики.
Перенаполнение учебных заведений уже сейчас вызывает перенасыщенность материальной базы. Срочно внедряются программы дополнительного образования, обретения новых профессий, специальностей по запросу работодателей. Принимаются меры по открытию филиалов ведущих технических вузов, позволяющих закрыть дефицит по целому ряду специальностей.
Очевидно, что необходимо тщательно разработать и всесторонне реализовать общенациональную программу занятости в увязке с системой образования. Вузы все больше должны готовить не просителей работы, а работодателей новой формации.