Роль вузов в развитии человеческого капитала страны

4924
Туякбай Рысбеков, академик НАН РК, председатель попечительского совета Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета

Недавно министр науки и высшего образования РК Саясат Нурбек посетил Западно-Казахстанскую область и принял участие в выездном общем собрании Ассоциации высших учебных заведений РК.

фото из архива "КП"

Тема собрания, проведенного на базе Западно-Казахстанского инновационно-технологичес­кого университета в Уральске, – «Состояние и перспективы дальнейшей интеграции частных высших учебных заведений в реализацию региональных программ развития». Участники мероприятия говорили о вкладе вузов в социально-экономическое развитие регионов, обеспечении местного производства квалифицированными кадрами, о формировании прочной связи образования и науки в целях интенсификации развития регионов.

Каков вклад вузов в духовное и материальное развитие регионов? Есть ли у нас успехи в этом направлении? Какой путь развития выбрать? Вот те вопросы, которые стали темой дискуссий в ходе каждой встречи с участием главы ведомства.

Как показывает мировой опыт, все передовые страны стремятся развивать экономику и свой человеческий капитал, создавая высокотехнологичные производства на базе ведущих университетов при их активном участии. Все мы знаем, что такие частные вузы, как Гарвард, Кембридж, Стэнфорд, будучи центрами образования и науки, инноваций и производства, стали драйверами развития государств.

Каждая эпоха по-своему уникальна. Первая четверть XXI века уже стала периодом беспрецедентного по своим масштабам развития образования в мире и растущего осознания его жизненно важной роли в обеспечении устойчивого экономичес­кого и социального развития государств, повышения уровня и качества жизни населения.

Сегодня в мире идет осмысление того, каким должно быть образование, каковы его миссия, роль и место в жизни государства. На наш взгляд, наиболее важными приоритетами в развитии высшего образования в XXI веке для нашей страны являются нижеследующие:

1. Приоритетность сферы образования в долгосрочной политике и стратегии государства. Стимулирование и привлечение наряду с бюджетными средствами средств из различных внебюджетных источников.

2. Достижение уровня качества образования наиболее развитых стран, разработка норм и требований финансового, материально-технического, интеллектуального и информационного обеспечения в расчете на одного обучающегося.

3. Гуманистический и светский характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, уважения прав и свободы человека.

4. Обеспечение для молодежи равенства в доступе ко всем уровням, ступеням и типам образования, право их выбора обучения в любом учебном заведении.

5. Признание частного сектора образования как равноправной составной части единой системы образования государства.

6. Автономия образовательных учреждений и невмешательство государства в их внут­ренние дела. Предоставление и уважение академических свобод преподавателям и студентам вузов.

7. Цифровизация и успешное развитие науки в вузах, без которых невозможен прогресс.

Главным документом, которым руководствуются вузы в реализации данных приоритетов и подготовке качественных специалистов, является Концепция развития науки и высшего образования в Респуб­лике Казахстан на 2023–2029 годы. Министр науки и высшего образования Саясат Нурбек в своем выступлении на общем собрании остановился на основных направлениях развития отрасли, отраженных в концепции, и обозначил проб­лемные точки.

Прежде всего закономерным является выведение на повестку дня вопроса обеспечения доступности высшего образования, ведь демографическая ситуация в стране, ежегодный рост показателей рождаемости оказывают положительное влияние на рост числа граждан страны. Соответственно, каждый год перед нами встает необходимость обеспечения выпускников школ профессиональным образованием. Ежегодно увеличивая количество государственных образовательных грантов, Казахстан стремится решить эту проблему. Однако не секрет, что поступательное увеличение количества грантов, постоянно подталкиваемое темпами демографического развития, становится огромным грузом для бюджета страны. Поэтому мы должны заранее позаботиться о решении данного вопроса.

Первое стратегическое нап­равление в концепции предполагает создание равных и доступных условий для получения профессионального образования для молодежи. Отрадно, что с нового учебного года внедряется образовательно-накопительная система «Келешек», инициированная Министерством НВО РК. Нам следует ее воспринимать, с одной стороны, как гарантию обеспечения высшим образованием каждого выпускника школы, с другой – как поддержку, оказываемую вузам со стороны государства. К тому времени, когда ребенку исполнится 18 лет, на его счету будет накоплен определенный объем средств, на основе которых владелец сбережений сможет решить свои насущные социальные вопросы. Он имеет выбор: поступать в вуз или приобрести жилье на эти средства.

Таким образом, планируется повысить доступность высшего образования путем обеспечения равных прав, создания инклюзивной среды для лиц с особыми потребностями, внедрения единой накопительной системы.

Следующим приоритетным направлением концепции является опережающее обеспечение специалистами всех отраслей страны. Требуется проведение прогнозных исследований, и это особенно важно для регионов с их особенностями жизнедеятельности и экономики, региональными кадровыми стандартами.

Содержание профориентационной работы с выпускниками школ, проводимой в каждом регионе, также требует учета этих особенностей. В рамках концепции министерством планируется обучить 7,5 тыс. профориентаторов, кардинально изменить саму профориентационную работу, на основе прогнозных исследований начать подготовку комп­лекса стандартов для отраслей регионов, проведение форсайт-сессий и форсайт-школ на базе 18 региональных вузов.

Уверены, весь этот комплекс мер окажет положительное влияние на решение вопроса кад­рового обеспечения страны. И создаваемый Атлас профессий станет инструментом, способствующим поступательному развитию регионов на основе усиления их приоритетных сфер производства.

Развитие инфраструктуры, предусмотренное в третьем стратегическом направлении концепции, предполагает материально-техническое обеспечение всех этих позитивных изменений. Не секрет, что за пос­ледние 50–60 лет в стране не было инвестиций в инфраструктуру университетов. Первостепенная необходимость – охват обучающихся общежитиями – также не утратила своей актуальности.

Как отметил в своем выступ­лении министр науки и высшего образования Саясат Нурбек, решить эту проблему можно двумя способами. Первый – изыскать возможности выделения земельных участков и построить общежития совмест­но с инвесторами и местными строительными компаниями. Второй – неиспользуемые гостиницы и бизнес-центры в регионах переоборудовать под общежития. Таким образом, через механизм государственно-частного партнерства соответствующее ведомство намерено обеспечить обучающихся дополнительно 70 тыс. новых мест в общежитиях за указанные в концепции сроки.

Также открытие 20 цент­ров академического превосходства и создание новых кампусов на базе крупнейших вузов страны видится как эффективный механизм последовательного выполнения плановых показателей данного стратегического направления.

Современная международная геополитическая ситуация очень изменчива. Нашу страну мировое сообщество воспринимает как оплот стабильнос­ти: Казахстан известен как государство, соз­дающее благоприятную среду для ведения бизнеса, получения необходимого уровня образования. Уже более 30 крупнейших компаний мира намерены переносить свои производственные мощности и управленческие офисы в Казахстан. Это требует от отечественных вузов обеспечения их высококвалифицированными кадрами.

Четвертое стратегическое направление концепции предполагает превращение Казахстана в академический и научно-исследовательский центр притяжения в Средней Азии на основе интернационализации высшего образования. К механизмам ее достижения можно отнести открытие филиалов зарубежных университетов в Казахстане и, соответственно, филиалов наших вузов в других странах, совершенствование двудипломного образования, повышение квалификации наших преподавателей и научных работников через зарубежные стажировки, вовлечение иностранных ученых в процесс образования и науки. Так почему бы не сделать Казахстан мощным центром образования и науки, воспользовавшись этими возможностями? Интеллектуальный, научный и материальный потенциал нашего государства более чем достаточен для воп­лощения таких амбициозных стратегических целей.

Цифровая среда и технологии стали трендом сегодняшнего дня. Решение сложных задач с помощью искусственного интеллекта и его служение человечеству – реальность, которая уже наступила. Вполне закономерно, что цифровизация признана одним из стратегических направлений развития высшего образования и науки страны.

Все позитивные изменения имеют только одну цель – повышение качества образовательных услуг, предоставляемых молодому поколению страны. Внедряемая сегодня политика «с чистого листа» предусмат­ривает последовательность реализуемых нововведений, соблюдение требований законодательства, повышение уровня качества образования и содействие развитию государства. В связи с этим более чем уместно включение в концепцию формирование национальной модели обеспечения качества образования. Намеченные индикаторы не могут быть достигнуты без совершенствования системы государственного контроля и аккредитации.

Высока и понятна степень важности третьей миссии университетов. Высшие учебные заведения как очаги образования и культуры всегда принимали активное участие в жизни каждого региона, в укреплении духовно-нравственного и социального воспитания населения. Эта традиция будет продолжена в рамках концепции «Открытого университета» и станет основой нравственного воспитания молодежи, эффективного взаимодействия учебных заведений с обществом.

Одно из важнейших направлений деятельности вузов – обеспечение развития региона – становится все более актуальным, ведь сильная система образования в регионе позволяет решать социально-экономичес­кие проб­лемы и способствует повышению уровня жизни населения. Высшее образование рассматривается как один из механизмов внедрения инноваций в экономику региона, без него невозможно интенсивное развитие.

В этом плане Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет как крупный многопрофильный вуз участвует в удовлетворении пот­ребностей образовательных, технических, гуманитарных отраслей региона в активных, инициативных, квалифицированных специалистах. Показатель трудоустройства выпускников университета составляет в среднем 80–85%. Ежегодно в рейтинге, проводимом НПП «Атамекен», образовательные программы бакалавриата входят в десятку лучших.

Базой для проведения профессиональных практик и стажировок университета стали более 100 организаций Западного региона Казахстана. Университет развивает международное сотрудничество на основе соглашений с 43 зарубежными вузами-партнерами из 13 государств. На основании договоров о сотрудничестве университет является членом нескольких консорциумов с зарубежными вузами и научными центрами. Деятельность вуза направлена на выполнение основных стратегических целей Концепции развития науки и высшего образования на 2023–2029 годы.

Позитивные изменения в стране, инициированные Президентом Касым-Жомартом Токаевым, ставят перед отечественными университетами важнейшую задачу: они должны стать не только академическими учебными заведениями, но и цент­рами формирования новых знаний и инноваций, обеспечить квалифицированными кадровыми ресурсами приоритетные сектора экономики. Поэтому, руководствуясь приоритетными направлениями, изложенными в Концепции развития науки и высшего образования в Респуб­лике Казахстан на ­2023–2029 годы, призываем отечественные высшие учебные заведения сделать служение во благо страны своей основной миссией и принять активное участие в укреплении человеческого капитала Казахстана.

Популярное

Все
Треть урожая ушла под снег
Томография для артефактов
Регион делает ставку на туризм
Новые вызовы и новые возможности
Казахстан на пути от e-gov к AI-gov
Меняя подходы к глобальному диалогу
Маленькая империя для больших начинаний
В учеников надо верить!
Объединенные творчеством
Сердце отдаю детям
Безопасный транзит и борьба с преступностью
Эстафета чистоты от Алматы до Кызылорды
Сделать правильный выбор
Искусственный интеллект в образовании: возможности и вызовы
Почему люди верят фейкам и мошенникам?
Хранитель народной мудрости
Итоги встречи с «Реалом»
Ориентиры для модернизации страны
Вклад педагогов в процветание республики бесценен
Будни уникального путепровода
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
Минфин внедряет цифровой контроль господдержки
Холода сменят тепло в Казахстане
Судьба журналиста
Жена по «наследству»: как вековые традиции сочетаются с современными реалиями
Пешеходы против самокатов
Шахматная дипломатия в действии
Борьба с наркоманией дает результаты
Основа качества жизни и фундамент стабильности
Творчество известного писателя обсудили в Кызылорде
А я и здесь не промолчала
Суд рассмотрел апелляцию Перизат Кайрат и её матери
Промышленность – это не про прошлое, а про будущее
Аида Балаева встретилась с министром культуры Франции
В Шымкенте строят канал Каусар
Экспертные сообщества Казахстана и Китая вносят вклад в развитие межгосударственного взаимодействия
День труда
В селе Саумалколь Айыртауского района Северо-Казахстанской области проходит выставка «На стыке истории и труда»
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
Цифровая трансформация судебной системы
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Генпрокуратура начала расследование в отношении Кайрата Кожамжарова
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
Подсолнечное масло отправили из Казахстана в Китай новым способом перевозки

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]