С акцентом на безопасность и защиту прав граждан

1987
Инеш Бержанова

Переход полиции на сервисную модель работы обещает нам кардинальные перемены в части партнерства органов внутренних дел

и населения с целью обеспечения общественной безопасности. Насколько прониклись этой идеей общество и полиция и каковы результаты первых шагов
по этому направлению, рассказывает министр внутренних дел РК Ерлан Тургумбаев.

– Ерлан Заманбекович, выступая на правительственном часе в Мажилисе Парламента, Вами были озвучены механизмы работы по переходу на сервисную модель полиции. И, судя по ним, это действительно эффективный проект по повышению доверия граждан к органам внут­ренних дел.

– Да, это так. Ведь нам удалось изменить основные акценты, которыми мы руководствовались довольно долгое время.

Что конкретно мы сделали? Во-первых, реорганизовали Комитет административной полиции. Его мы освободили от функций охраны, ориентировав на профилактику правонарушений, обеспечение общественного порядка и дорожной безопасности.

Думаю, что не будет открытием, если скажу, что основная роль в предупреждении правонарушений отводится участковым инспекторам. Поэтому в связи с этим мы приняли меры и по повышению их статуса. Теперь они наделены правом внесения представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Расширена их компетенция по рассмотрению дополнительных административных правонарушений.

Прорабатываются вопросы штатного укрепления данной службы. Всего имеется 6 752 участковых. В то же время в соответствии с нормами положенности требуется еще 2 802 единицы. Но за счет перераспределения штатов до нормативной доведена численность участковых инспекторов по делам несовершеннолетних, а также подразделений по защите женщин от насилия.

В рамках обеспечения принципа полиции «шаговой дос­тупности» ведется работа и по обеспечению эффекта постоянного присутствия полиции в местах, где это необходимо. По опыту развитых стран (Япония, Корея, Сингапур) в наиболее криминогенных участках городов устанавливаются модульные посты. На сегодня уже установлен 91 такой пост, в течение 5 лет планируется пост­роить еще 176 постов. Там созданы необходимые условия для круг­лосуточного приема граждан. Введено гибкое патрулирование. Увеличено количество пеших патрулей во дворах жилых домов, парках, скверах и на улицах. В общественных местах и на автомагистралях устанавливаются «Тревожные кнопки». С целью создания комфортных условий для граждан пересматриваются дислокация участковых пунктов и границы их обслуживания.

Совместно с акиматами принимаются меры и по строительству участковых пунктов, в том числе совмещенных с жильем, – в сельской местности, а также выделению помещений в новых жилых комплексах – в городах.

– Вы говорили о международном опыте. То есть принципы работы сервисной полиции миру давно известны?

– Вы знаете, одной из первых стран, которая переформатировала работу полиции от традиционной к сервисной, стала Великобритания. Правда, на это им понадобилось 15 лет. К слову, для консультаций мы привлек­ли через Офис программ ОБСЕ международно приз­нанного эксперта из Великобритании Мартина Джона Бэгшоу. С ним мы работаем уже более года.

Рассмотрен и опыт Грузии, которая провела кардинальную реформу еще в 2005 году. Между тем они полностью упразднили институт участковых инспекторов.

Отметим, что на начальном этапе грузинская реформа дала положительный эффект с возросшим уровнем доверия населения к полиции. В 2012 году он составлял 90%. Однако уже через 6 лет, в 2018 году, этот уровень снизился до 50%. И все из-за рос­та преступлений во внутриквартальных территориях. Поэтому коллеги из Грузии ввели долж­ности офицеров правопорядка, по сути, сейчас выполняющих функции тех же упраздненных участковых.

Конечно, помимо зарубежного опыта нами изучены и учтены мнения и предложения общественнос­ти, отечественных экспертов и, наконец, самих сотрудников полиции. Эта предварительная работа позволила выработать основные подходы в развитии сервисной модели казахстанской полиции. Для их апробирования начиная с конца 2020 года в ряде регионов страны мы последовательно запус­тили пилотные проекты. А сейчас во исполнение поручений Главы государства, озвученных в недавнем Послании народу Казахстана, принимаем меры по масштабированию сервисной модели полиции с широким вов­лечением в эту работу местных органов власти.

– Что конкретно под­разумевает понятие «сервис­ная модель полиции»?

– Согласно международному опыту, сервисная полиция – это подход к полицейской деятельности, где идеология и организационная стратегия направлены на оказание качественных услуг гражданам и решение проблем безопаснос­ти в партнерстве с обществом. Иными словами, это устойчивые партнерские отношения государственных институтов с гражданами для совместного выявления и решения проблем в сфере правопорядка.

Необходимо отметить, что в мире нет единой модели сервисной полиции, но есть общие принципы – это узнаваемость, доступность, доброжелательность, прозрачность и подотчетность. Если же говорить об отличиях, то если для традиционной работы полиции характерно сосредоточение на борьбе с преступностью, то в сервисной модели главная миссия состоит в обеспечении чувства безопас­ности и профилактике правонарушений. Стиль оперативной работы включает превентивное решение проблем безопасности, помимо мер реагирования на случившиеся события. Фокусом становятся граждане и сообщества, а показателями эффективнос­ти – доверие к полиции, качество жизни сообществ в совокупности с количественными показателями преступности.

Кстати, для перехода на сервис­ную модель у нас уже имеется как правовая, так и организационная основа. Приняты кодексы, отраслевые законы, в том числе «О профилактике правонарушений», «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка» и другие.

Функционируют и соответствующие государственные и общественные институты. Созданы межведомственные комиссии по профилактике правонарушений на центральном, региональном и районном уровнях. Есть подраз­деления местной полицейской службы, с реформы которой Президент и поручил начать соответствующую работу.

– Что, на Ваш взгляд, самое важное в этом процессе?

– Думаю, изменение идеологии и культуры в работе наших же сотрудников. Судите сами, из чего складываются личные впечатления населения о полиции и ее сотрудниках? Из контактов. У нас же, к сожалению, нередко сотрудники полиции вступают в контакт с гражданами с предъявления каких-либо претензий.

А в той же Великобритании диа­лог полицейского начинается со слов «Чем я могу Вам помочь?». Эта фраза в корне меняет градус дальнейшего общения и помогает выстроить доверительные отношения. И именно на это мы сейчас и ориентируем своих сотрудников. Проблема в том, что за многие годы сложилась устойчивая практика оценки работы сотрудников местной полицейской службы (МПС) исключительно на основе статистических данных выявляемости правонарушений. Но у сервисной полиции оценка работы другая – не выявлять, а пресекать правонарушения, быть готовыми оказывать помощь и устанавливать доверительные отношения с населением.

Как показывает передовой зарубежный опыт, эта работа начинается с тестирования различных сервисных элементов готовности населения и самих полицейских к новому формату взаимоотношений. Поэтому нами запущены соответствующие пилотные проекты с привлечением сообщества, а также ведущих специалистов различных отраслей.

Запущено два дополняю­щих друг друга варианта пилотных проектов по тестированию отдельных элементов модели на прак­тике местной полицейской службы. Это связано с тем, что концептуально мы рассмат­риваем сервис в двух плоскостях – как индивидуальный и коллективный.

Индивидуальный сервис означает качество контактов с полицией, то есть работу полиции с заявителями, потерпевшими и правонарушителями. Согласно научным исследованиям, именно качество индивидуальных контактов с сотрудниками является главным драйвером доверия общества к полиции.

Первый проект мы уже реализуем в столице, и он сосредоточен на концепции индивидуального сервиса. Для этого поставлена задача по разработке комплексных решений в системе управления местной полицейской службы. Мы смотрим на то, как должна измениться система планирования и управления МПС, чтобы в конце граждане постоянно получали качественный сервис от наших участковых и патрульных полицейских. Это также включает вопросы соз­дания новой системы оценки и мотивации сотрудников. Это первое.

Во-вторых, это методы работы сотрудников полиции. Тут очень важно признать, что для сервис­ных методов у полицейских должны быть развиты «мягкие навыки», они должны быть информационно просвещенными, должны уметь анализировать проблемы безопасности на своей территории. Кроме того, это организация рабочих процессов. В связи с этим мы раскладываем основные рабочие процессы МПС по методике реинжиниринга бизнес-процессов, заимствованной у бизнеса. А именно убираем потери времени и ресурсов, чтобы в итоге у участковых и патрульных полицейских была возможность оказать качественный сервис каж­дому гражданину.

Проект утвержден и запущен в декабре 2020 года, заканчиваем его в конце февраля следующего года. Но уже сейчас можно говорить о выявленных закономернос­тях. Так, оценка качества сервиса сотрудников зависит от уровня удовлетворенности работой полицейских. Система ручного управления, направленная на пос­тоянное реагирование, не позволяет планомерно заниматься анализом и выявлением причин и условий, способствующих преступнос­ти. И планы работ, и сопровождающие их отчеты, спускаемые сверху, приводят к тому, что сотрудники работают на «вертикаль», а не на «горизонталь» – в нашем случае не на граждан.

Проект выработал практичес­кие решения, которые позволят сдвинуть работу МПС в сторону сервиса. По его итогам будут вноситься изменения в приказы, процедуры и, возможно, инициироваться законодательные поправки.

– А если говорить о коллективном сервисе?

– В Караганде с прошлого года апробируется внедрение сервис­ных подходов в вопросах обеспечения общественной бе­зопасности. То есть речь идет о создании, как ранее было обоз­начено, коллективного сервиса. Это работа полиции с местными исполнительными органами и сообществами по выявлению и решению проблем безопасности в партнерстве с общественностью.

Его основная цель – комплекс­ное и всестороннее изучение проблем пилотной территории, вовлечение в процесс обеспечения безопаснос­ти других субъектов профилактики правонарушений и местного сообщества, где ключевая роль отводится местным исполнительным органам и полиции. Так, в результате реализации проекта было установлено, что самыми распространенными и системными проблемами для населения пилотной территории являются квартирные и карманные кражи, факты мошенничества и нарушения общественного порядка. Выявлены и так называемые «горячие точки», где они совершаются чаще всего. А в итоге стало видно, где необходимо установить видеокамеры, а где еще скорректировать марш­руты и время патрулирования полицейских.

Другая проблема преступнос­ти пилотируемого участка – это безработица местных жителей. В ходе анкетирования осужденных большинство опрашиваемых (98%) заявило о том, что при наличии работы или постоянного дохода они бы не преступили закон. В связи с этим акимату рекомендовано повысить эффективность работ по трудоустройству местного населения. Это, конечно, очевидные выводы, но теперь они подкреплены эмпирическими и статистическими данными.

Выводы были сделаны и о карманных кражах в общественном транспорте. Всего на трех-четырех маршрутных автобусах систематически происходят кражи, что портит общее впечатление населения об автопарке. Поэтому его руководство должно быть в первую очередь заинтересовано в повышении своего имиджа. Эту проблему можно решить путем увеличения количества автобусов на проблемных маршрутах, установки в них видеокамер и ужесточения требований по бе­зопасному вождению автобусов. Выработанные предложения впоследствии легли в основу рекомендаций и были презентованы акиму области.

Добавлю, что аналогичные проекты в нынешнем году также были запущены в Актюбинской и Павлодарской областях, где пилотные группы глубоко прониклись карагандинским опытом и уже активно его реализуют. Недавно аналогичный пилотный проект запущен и в Алматы. В целом до конца текущего года подобные проекты планируем масштабировать по республике повсеместно.

– В условиях повсеместной цифровизации процессов хотелось бы также узнать и об этом направлении в реформировании органов внутренних дел.

– Безусловно, это наиважнейший сектор. Ведь и в нашу работу мы постоянно внедряем все новые цифровые решения. Так, например, внедрен новый порядок приема сообщений о преступ­лениях и происшествиях через мобильное приложение Police 102. Это позволяет гражданам наряду с традиционными формами обращаться в полицию любым удобным способом, в том числе посредством видео-, аудиозвонков, социальных сетей, мессенджеров. При этом заявители имеют возможность в режиме реального времени отслеживать движение выехавшего к ним автопатруля.

Модернизируются и центры оперативного управления, в которых аккумулируется вся оперативная информация и видеоаналитика. Сейчас в ЦОУ выведены порядка 100 тысяч камер видеонаблюдения (различных форм собственности) с общественных мест, улиц, площадей и школ. Они активно используются в раскрытии прес­туплений и пресечении правонарушений.

К слову, с начала года с их помощью раскрыто 6 600 преступ­лений. Сейчас охват видеонаблюдением увеличивается.

Расширяются системы ­фо­то-, видеофиксации нарушений Правил дорожного движения. На дорогах установлено 13 тысяч таких устройств. Ими в автоматичес­ком режиме выявляется до 45% всех нарушений, а в Нур-Султане, ­Алматы и Шымкенте – до 60%. Надо сказать, что развитие «цифрового контроля» на дорогах оказывает профилактический эффект, способствует повышению уровня культуры вождения, а также минимизирует прямые контакты с полицейскими.

Акцент на автоматизацию процессов сделан и в плане оказания госуслуг. В настоящее время 95% услуг предоставляется в электронном формате. С ноября 2019 года исключена услуга по выдаче адрес­ной справки. А ведь раньше граж­данам ежегодно выдавалось от 10 до 12 миллионов таких справок. Теперь эти сведения можно получить напрямую с портала «электронного правительства».

Наиболее востребованными услугами у населения являются регистрация транспортных средств и получение водительских удостоверений. Ежегодно производится порядка 2,5 миллиона регистраций и перерегист­раций транспорта, а также 1 миллиона выдачи и замены прав. За счет интеграции баз данных госорганов и перевода услуг в электронный формат срок их предоставления сокращен с 6 часов до 1 часа. С 2019 года эти услуги переданы в центры обслуживания населения.

Кстати, хороший отклик у населения вызвало внедрение МВД в текущем году услуги по регист­рации автотранспорта через мобильные приложения банков. Сейчас такая услуга дос­тупна в приложениях банков второго уровня.

Уже каждая третья перерегистрация осуществляется таким способом, без необходимости физического присутствия продавца и покупателя. Данный функцио­нал также будет реализован и в приложении Police 102. Вместе с тем в приложении смартфона доступна услуга по выбору нового госномера, в том числе «повышенного» спроса, и сохранения за собой старого. При этом имеется возможность их получения посредством курьерской доставки без физического присутствия в ЦОН.

Большая работа проводится и в уголовно-исполнительной сис­теме. Причем все нововведения соответствуют международным стандартам. И речь здесь не только об улучшении условий содержания осужденных. Создаются условия и для развития производства и обеспечения трудовой занятос­ти. Сейчас в эту сферу вовлечено более 12 тысяч осужденных (или 48%). Осужденные осваивают новые профессии, востребованные на рынке труда. Это необходимо для компенсации ущерба, помощи семье, последующей социальной адаптации в обществе.

Хотелось бы также отметить, что в связи с полной технической изношенностью за последние 2 года ликвидировано 6 ветхих колоний. Поэтапно обеспечивается переход от отрядно-барачного на покамерное содержание. Сейчас функцио­нируют 9 таких учреж­дений, в которых содержатся 4,3 тысячи осужденных. Учитывая высокую затратность, начаты работы по поэтапному строительству на территории действующих колоний новых жилых блоков и реконструкции имеющихся.

В то же время прорабатывается вопрос строительства в рамках государственно-частного партнерства новых колоний. В ближайшие 3 года запланировано строительство 4 учреждений в Алматинской, Актюбинской, Мангистауской и Туркестанской областях. К слову, в каждой из них будут промышленные зоны на 1,5 тысячи рабочих мест для осужденных.

Конечно, и это еще не все. О реформировании органов внутренних дел можно говорить долго и много. Но главное, что мы хотим показать, – акценты сместились, и в настоящий момент мы на пути к совершенно новым стандартам, работающим на повышение доверия населения к полиции, на то, чтобы граждане чувствовали себя защищенными и находились в условиях максимальной безопас­ности.

Популярное

Все
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Семей: что показать туристам?
Чем чревато обещание мгновенного успеха?
Акмолинец Альмукан Сембинов брал Варшаву и Берлин
В Тегеране помнят о погибших советских воинах
Память Рахимжана Кошкарбаева почтили в Астане
Фестиваль книги преобразовался в театрализованное шоу
«Мир казахов» пришел к англичанам
Алькей Маргулан посвятил археологии всю жизнь
Лучших знатоков казахского языка определили среди гвардейцев
Казахстан служит примером для стран, ищущих свой путь развития
Быть учителем непросто
История Галымжана Габдрешова воодушевляет
Возможности внедрения альтернативных форм голосования обсуждают эксперты
Сенаторы требуют демонополизации рынка сотовой связи
Мажилисмены призывают не прощать закладчиков наркотиков
187 горняков эвакуировали из шахты Костенко в Караганде
Если бы коучи могли научить кое-чему
Самую глубокую голубую дыру на планете обнаружили в Мексике
Степь цветет, радует глаз
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
В Казахстане дешевеют яйца
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Более 30 лет скрывавшийся от правосудия насильник задержан в Павлодаре
Йеменские хуситы вновь атаковали суда в Красном море
Король Карл возвращается к публичной деятельности
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области

Читайте также

Республиканская акция «Таза Қазақстан» идет в Костанайской …
Депутат Мажилиса предложил сделать «Чистый четверг» по всей…
Жизнь идет под рев моторов
«Біз біргеміз!» – и в горе, и в радости

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]