Самолеты – не роскошь, а средство…

1699
Досжан Нургалиев

На заседании Правительства под председательством Премьер-министра Алихана Смаилова рассмотрены перспективы дальнейшего развития гражданской авиации, а также комплексные меры профилактики и лечения ВИЧ-инфекции.

Как доложил министр индуст­рии и инфраструктурного развития Марат Карабаев, в настоящее время в республике выполняется свыше 700 внутренних рейсов в неделю по 56 маршрутам, обеспечиваются международные перевозки в 27 стран по 103 марш­рутам. В текущем году данный перечень авиасообщений пополнился еще девятью направлениями: в Доху, Куала-Лумпур, Анкару, Карачи, Лахор, Джидду, Маскат, Прагу и Тель-Авив. До 2025 года планируется открытие рейсов в Мумбаи, Гонконг, Вену, Токио, Сингапур, Нью-Йорк и другие города мира.

По словам главы ведомства, на сегодня уровень соответствия международным стандартам безопасности полетов в Казахстане составляет 82%, что является наиболее высоким показателем среди стран СНГ. Республика стоит на одном уровне с такими странами Европейского союза, как Дания и Польша.

За годы независимости проведены реконструкция и строи­тельство взлетно-посадочных полос в 22 аэропортах, а также реконструкция и строительство пассажирских терминалов в 16 воздушных гаванях страны.

По итогам 2022 года число пассажиров, перевезенных отечественными авиакомпаниями, достигло 11 млн человек, увеличившись за истекший период на 17%. Аналогичная тенденция сохраняется и в нынешнем году.

Растет воздушный транзит. В 2022-м было обслужено 410 тыс. транзитных авиамаршрутов, что на 90% превышает показатель 2021 года.

– В текущем году предусмот­рены меры по модернизации аэропортов Шымкента, Алматы, Кызылорды и Костаная. Кроме того, прорабатываются вопросы реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Павлодара и рулежной дорожки перрона аэропорта города Балхаша, – отметил министр.

В планах по дальнейшему развитию отрасли – реализация мер по повышению уровня соответствия стандартам безопасности полетов до 90%, реконструкция всех терминалов аэропортов, завершение строительства новых терминальных комплексов аэро­портов Шымкента и Алматы, а также решение других задач.

Между тем глава МИИР озвучил и основные сдерживающие факторы развития гражданской авиации, одним из которых выс­тупают дефицит авиатоплива на внутреннем рынке и его высокая стоимость. По этой причине, как считает министр, отечественные аэропорты теряют конкурентоспособность перед такими же объектами соседних стран в привлечении и обслуживании международных транзитных авиарейсов, что негативно сказывается на транзитном потенциале Казахстана.

– Из-за нестабильной ситуации на внутреннем рынке авиатоп­лива авиакомпании не могут удовлетворить растущую пот­ребность в открытии новых международных рейсов. Для системного решения данной проблемы необходимо увеличение ежегодного объема производства авиатоплива, что позволит исключить дефицит на внутреннем рынке и зависимость от импорта, – подчеркнул глава МИИР.

Другая проблема состоит в дефиците высококвалифицированных кадров. В настоящее время в отрасли работают около 20 тыс. человек. До 2025 года пот­ребность в дополнительном персонале значительно возрастет.

Для решения проблемы дефицита кадров совместно с Министерством науки и высшего образования прорабатываются вопросы кардинального реформирования системы кадровой подготовки для отрасли гражданской авиации с переходом на евростандарты, приведения процесса обучения к передовым стандартам ИКАО.

С докладами на заседании выс­тупили генеральный директор Авиационной администрации РК Каталин Раду, а также руководители авиакомпаний: Air Astana – Питер Фостер и SCAT – Владимир Денисов.

Ценообразование – не в интересах потребителей

Подводя итоги рассмотрения вопроса, Премьер-министр Алихан Смаилов подчеркнул, что после пандемии отечественная гражданская авиация начинает новый этап в своем развитии: увеличивается число пассажиров, восстанавливаются прежние авиарейсы, открываются новые направления.

Расширение международных авиамаршрутов способствует дальнейшему развитию торгово-экономического, инвестиционного, туристического и культурного сотрудничества Казахстана с другими странами. Однако в отрасли есть и проблемы, требующие решения.

– В отдельных аэропортах требуется проведение ремонта взлетно-посадочных полос. Практически везде используется устаревшая спецтехника: трапы, топливозаправочные машины, тягачи. Не соблюдаются международные стандарты приаэродромного пространства. Земли вокруг аэропортов нередко используются под жилую застройку и бизнес, что влияет на безопасность полетов, – отметил глава Правительства.

Он также напомнил, что ранее в Правительстве неоднократно рассматривались вопросы увеличения производства авиа­керосина, так как именно наличие отечественного топлива выступает одним из ключевых факторов привлечения грузовых авиакомпаний, следующих транзитом через Казахстан.

Премьер-министр также указал на то, что граждане страны выражают обоснованную критику в адрес отечественных авиакомпаний, в том числе из-за отмены рейсов перед вылетом. Подобных случаев немало. Например, в январе-феврале текущего года компания Fly Arystan отменила почти половину рейсов из аэропорта Костаная в Астану и Алматы.

25 февраля пассажиры этой авиакомпании устроили скандал из-за задержки на целых 10 часов рейса Астана – Шымкент. В результате его вообще отменили.

– К сожалению, представители авиакомпаний избегают прямого диалога с пассажирами, не объясняют вовремя причины задержки, не предлагают соответствующий сервис, – сказал Алихан Смаилов.

Премьер-министр также выразил недовольство политикой ценообразования в данной отрас­ли, вызывающей массу вопросов в обществе. Например, полуторачасовой перелет так называемого лоукостера из Астаны до Алматы может стоить в два раза дороже аналогичного по расстоянию марш­рута в Европе, США или Китае. Агентство по защите и развитию конкуренции считает, что динамическое ценообразование авиакомпаний работает скорее на увеличение их доходов, чем в интересах потребителей и отрасли в целом.

– Так называемый топливный сбор, который по логике должен зависеть от изменения цены на авиатопливо, остается в цене билета на одном уровне. Поэтому следует пересмотреть подходы к ценообразованию, постоянно работать над улучшением сервиса авиаперевозок и повышением качества обслуживания. Интересы пассажиров должны быть ключевым приоритетом, – указал Премьер-министр.

Уполномоченным госорганам поручено подготовить дорожные карты по модернизации инфраструктуры аэропортов, провести работу по изъятию незаконно выданных земельных участков вблизи аэродромов, а также проработать возможность наращивания производства авиакеросина.

По словам главы Правительства, необходимо продумать меры стимулирования для привлечения международных пассажирских и грузовых авиакомпаний, в том числе вопросы ограничения эксплуатации высокого потребительского спроса для извлечения авиакомпаниями максимального дохода. Также предстоит ускорить исключение из Закона РК «Об использовании воздушного пространства» применение топливного сбора.

Ситуация с вирусом иммунодефицита

По информации, озвученной министром здравоохранения Ажар Гиният, инфекция вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) остается актуальной проблемой не только в Казахстане, но и во всем мире. За последние десять лет в республике уровень инфицирования людей вирусом иммунодефицита увеличился вдвое. При этом показатель смертности от синдрома приоб­ретенного иммунодефицита снизился в 1,7 раза.

По словам министра, в 2021-м Казахстан принял обязательства по искоренению в стране к 2030 году больных синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД). Это значит, что 95% всех людей, больных СПИДом, должны знать о своем статусе. Кроме того, 95% инфицированных вирусом иммунодефицита должны получать лечение, и в 95% случаев его необходимо сделать эффективным.

В Казахстане люди, инфицированные вирусом иммунодефицита, получают соответствующее лечение на уровне первичной медико-санитарной помощи, а также в 20 центрах профилактики инфекции ВИЧ. На сегодня расширен список лекарственных препаратов, предусмотренных в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, – с 12 до 16 наименований. В соответствии с рекомендациями ВОЗ внедрен также комплексный пакет услуг, включающий 12 нап­равлений по профилактике, диагностике и лечению.

– Но усилий со стороны Министерства здравоохранения и медицинских организаций недостаточно в борьбе с ВИЧ. В обществе все еще сохраняются стигма и дискриминация в отношении ВИЧ-инфицированных и ключевых групп населения, – отметила глава ведомства.

По ее словам, недостаточно используется потенциал неправительственных организаций в сфере профилактики среди ключевых групп населения, поскольку именно они играют важную роль в стабилизации эпидемиологической ситуации и выявлении новых случаев распространения ВИЧ-инфекции.

Министерством здравоохранения разработана и утверждена Дорожная карта мероприя­тий по борьбе со СПИДом на
2023–2026 годы. В числе основных ее направлений – профилактика стигмы и дискриминации, развитие неправительственных организаций, диагностика и лечение больных, а также повышение кадрового потенциала и совершенствование нормативно-правовых актов.

По словам главы Минздрава, данные меры позволят обеспечить гражданам страны широкий доступ к тестированию и при необходимости – к лечению.

В 2022 году в Казахстане проживали 30 558 человек, больных СПИДом. При этом было зарегистрировано около 3 877 новых случаев заражения данной инфекцией.

Статистика заболеваний такова: среди мужчин выявляется в два раза больше ВИЧ-инфицированных, чем среди женщин. Проблемной стороной данной тенденции является тот факт, что 82% заболеваний приходится на долю трудоспособного населения страны в возрасте от 18 до 49 лет. Передача инфекции происходит в основном половым путем – в 75% случаев, инъекцион­ным – в 20%.

Обеспечить контроль

Подводя итоги обсуждения данного вопроса, глава Правительства подчеркнул, что вирус иммунодефицита человека остается одной из самых значительных проблем мирового здравоохранения. Казахстан в этом плане не является исключением. До сих пор ученые так и не нашли эффективных способов борьбы с ВИЧ-инфекцией. Поэтому СПИД представляет серьезную угрозу для здоровья людей.

– В этой связи важно применять меры профилактики, проводить в массах активную и широкую разъяснительную работу. Заболевших людей нужно обеспечить качественным лечением в соответствии с международными стандартами. Причем все носители вируса должны находиться под четким медицинским наблюдением, – подчеркнул Премь­ер-министр.

Он также отметил, что в прошлом году в республике лишь семь неправительственных организаций вовлекались в социальные проекты, связанные с больными вирусом иммунодефицита. Это далеко не лучший показатель.

Алихан Смаилов заявил о необходимости увеличения количества социальных грантов и заказов для привлечения НПО в работу с инфицированными и категориями граждан, относящимися к группам риска. По его мнению, следует повысить информированность людей о данном заболевании, путях заражения и осложнениях. В последнее время такая работа заметно ухудшилась.

Министерствам – здравоохранения, информации и общественного развития – совместно с акиматами поручено усилить разъяснительную работу среди населения через информационные материалы, ролики и социальные сети. Со стороны санитарно-эпидемиологичес­ких служб необходим жесткий контроль инфекционной безопас­ности при оказании медицинских услуг населению, а также других процедур, где имеются риски заражения.

Популярное

Все
В Астане открылась выставка художника, обладающего самым громким именем в искусстве XX века
Вовремя выявить риски и поддержать
Цифровая трансформация городской инфраструктуры
Осень на Святом ключе
Берлин с боями шел на Берлин
Ремесла как дипломатия и двигатель туризма
«Верность Родине, как знамя, поднял он...»
Душевное лекарство
Ботай – место притяжения
Башня, колодцы и тайны древних обрядов
В регионе впервые открыт Центр поддержки детей с расстройством аутистического спектра
Учитель растет в сельской школе
Чем может гордиться Темиртау?
От промышленных манипуляторов к гуманоидным помощникам
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Треть урожая ушла под снег
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
Холода сменят тепло в Казахстане
Судьба журналиста
Борьба с наркоманией дает результаты
Продукты стали дешевле
Основа качества жизни и фундамент стабильности
Творчество известного писателя обсудили в Кызылорде
А я и здесь не промолчала
Промышленность – это не про прошлое, а про будущее
Экспертные сообщества Казахстана и Китая вносят вклад в развитие межгосударственного взаимодействия
В Шымкенте строят канал Каусар
День труда
Стартовала кампания по вакцинации от гриппа и ОРВИ
«Барыс» дома обыграл «Сибирь»
Ключевой костяк энергетики
FIFA показала талисманы ЧМ-2026
Единый счет и smart-контроль тепла
Сменился министр просвещения Казахстана
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
35 школ Атырауской области остались без директоров
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
Цифровая трансформация судебной системы
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Генпрокуратура начала расследование в отношении Кайрата Кожамжарова
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
Подсолнечное масло отправили из Казахстана в Китай новым способом перевозки
Тяньцзинь – Пекин: как визит Токаева усилил позиции Казахстана в Евразии

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]