Самолеты – не роскошь, а средство…

1492
Досжан Нургалиев

На заседании Правительства под председательством Премьер-министра Алихана Смаилова рассмотрены перспективы дальнейшего развития гражданской авиации, а также комплексные меры профилактики и лечения ВИЧ-инфекции.

Как доложил министр индуст­рии и инфраструктурного развития Марат Карабаев, в настоящее время в республике выполняется свыше 700 внутренних рейсов в неделю по 56 маршрутам, обеспечиваются международные перевозки в 27 стран по 103 марш­рутам. В текущем году данный перечень авиасообщений пополнился еще девятью направлениями: в Доху, Куала-Лумпур, Анкару, Карачи, Лахор, Джидду, Маскат, Прагу и Тель-Авив. До 2025 года планируется открытие рейсов в Мумбаи, Гонконг, Вену, Токио, Сингапур, Нью-Йорк и другие города мира.

По словам главы ведомства, на сегодня уровень соответствия международным стандартам безопасности полетов в Казахстане составляет 82%, что является наиболее высоким показателем среди стран СНГ. Республика стоит на одном уровне с такими странами Европейского союза, как Дания и Польша.

За годы независимости проведены реконструкция и строи­тельство взлетно-посадочных полос в 22 аэропортах, а также реконструкция и строительство пассажирских терминалов в 16 воздушных гаванях страны.

По итогам 2022 года число пассажиров, перевезенных отечественными авиакомпаниями, достигло 11 млн человек, увеличившись за истекший период на 17%. Аналогичная тенденция сохраняется и в нынешнем году.

Растет воздушный транзит. В 2022-м было обслужено 410 тыс. транзитных авиамаршрутов, что на 90% превышает показатель 2021 года.

– В текущем году предусмот­рены меры по модернизации аэропортов Шымкента, Алматы, Кызылорды и Костаная. Кроме того, прорабатываются вопросы реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Павлодара и рулежной дорожки перрона аэропорта города Балхаша, – отметил министр.

В планах по дальнейшему развитию отрасли – реализация мер по повышению уровня соответствия стандартам безопасности полетов до 90%, реконструкция всех терминалов аэропортов, завершение строительства новых терминальных комплексов аэро­портов Шымкента и Алматы, а также решение других задач.

Между тем глава МИИР озвучил и основные сдерживающие факторы развития гражданской авиации, одним из которых выс­тупают дефицит авиатоплива на внутреннем рынке и его высокая стоимость. По этой причине, как считает министр, отечественные аэропорты теряют конкурентоспособность перед такими же объектами соседних стран в привлечении и обслуживании международных транзитных авиарейсов, что негативно сказывается на транзитном потенциале Казахстана.

– Из-за нестабильной ситуации на внутреннем рынке авиатоп­лива авиакомпании не могут удовлетворить растущую пот­ребность в открытии новых международных рейсов. Для системного решения данной проблемы необходимо увеличение ежегодного объема производства авиатоплива, что позволит исключить дефицит на внутреннем рынке и зависимость от импорта, – подчеркнул глава МИИР.

Другая проблема состоит в дефиците высококвалифицированных кадров. В настоящее время в отрасли работают около 20 тыс. человек. До 2025 года пот­ребность в дополнительном персонале значительно возрастет.

Для решения проблемы дефицита кадров совместно с Министерством науки и высшего образования прорабатываются вопросы кардинального реформирования системы кадровой подготовки для отрасли гражданской авиации с переходом на евростандарты, приведения процесса обучения к передовым стандартам ИКАО.

С докладами на заседании выс­тупили генеральный директор Авиационной администрации РК Каталин Раду, а также руководители авиакомпаний: Air Astana – Питер Фостер и SCAT – Владимир Денисов.

Ценообразование – не в интересах потребителей

Подводя итоги рассмотрения вопроса, Премьер-министр Алихан Смаилов подчеркнул, что после пандемии отечественная гражданская авиация начинает новый этап в своем развитии: увеличивается число пассажиров, восстанавливаются прежние авиарейсы, открываются новые направления.

Расширение международных авиамаршрутов способствует дальнейшему развитию торгово-экономического, инвестиционного, туристического и культурного сотрудничества Казахстана с другими странами. Однако в отрасли есть и проблемы, требующие решения.

– В отдельных аэропортах требуется проведение ремонта взлетно-посадочных полос. Практически везде используется устаревшая спецтехника: трапы, топливозаправочные машины, тягачи. Не соблюдаются международные стандарты приаэродромного пространства. Земли вокруг аэропортов нередко используются под жилую застройку и бизнес, что влияет на безопасность полетов, – отметил глава Правительства.

Он также напомнил, что ранее в Правительстве неоднократно рассматривались вопросы увеличения производства авиа­керосина, так как именно наличие отечественного топлива выступает одним из ключевых факторов привлечения грузовых авиакомпаний, следующих транзитом через Казахстан.

Премьер-министр также указал на то, что граждане страны выражают обоснованную критику в адрес отечественных авиакомпаний, в том числе из-за отмены рейсов перед вылетом. Подобных случаев немало. Например, в январе-феврале текущего года компания Fly Arystan отменила почти половину рейсов из аэропорта Костаная в Астану и Алматы.

25 февраля пассажиры этой авиакомпании устроили скандал из-за задержки на целых 10 часов рейса Астана – Шымкент. В результате его вообще отменили.

– К сожалению, представители авиакомпаний избегают прямого диалога с пассажирами, не объясняют вовремя причины задержки, не предлагают соответствующий сервис, – сказал Алихан Смаилов.

Премьер-министр также выразил недовольство политикой ценообразования в данной отрас­ли, вызывающей массу вопросов в обществе. Например, полуторачасовой перелет так называемого лоукостера из Астаны до Алматы может стоить в два раза дороже аналогичного по расстоянию марш­рута в Европе, США или Китае. Агентство по защите и развитию конкуренции считает, что динамическое ценообразование авиакомпаний работает скорее на увеличение их доходов, чем в интересах потребителей и отрасли в целом.

– Так называемый топливный сбор, который по логике должен зависеть от изменения цены на авиатопливо, остается в цене билета на одном уровне. Поэтому следует пересмотреть подходы к ценообразованию, постоянно работать над улучшением сервиса авиаперевозок и повышением качества обслуживания. Интересы пассажиров должны быть ключевым приоритетом, – указал Премьер-министр.

Уполномоченным госорганам поручено подготовить дорожные карты по модернизации инфраструктуры аэропортов, провести работу по изъятию незаконно выданных земельных участков вблизи аэродромов, а также проработать возможность наращивания производства авиакеросина.

По словам главы Правительства, необходимо продумать меры стимулирования для привлечения международных пассажирских и грузовых авиакомпаний, в том числе вопросы ограничения эксплуатации высокого потребительского спроса для извлечения авиакомпаниями максимального дохода. Также предстоит ускорить исключение из Закона РК «Об использовании воздушного пространства» применение топливного сбора.

Ситуация с вирусом иммунодефицита

По информации, озвученной министром здравоохранения Ажар Гиният, инфекция вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) остается актуальной проблемой не только в Казахстане, но и во всем мире. За последние десять лет в республике уровень инфицирования людей вирусом иммунодефицита увеличился вдвое. При этом показатель смертности от синдрома приоб­ретенного иммунодефицита снизился в 1,7 раза.

По словам министра, в 2021-м Казахстан принял обязательства по искоренению в стране к 2030 году больных синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД). Это значит, что 95% всех людей, больных СПИДом, должны знать о своем статусе. Кроме того, 95% инфицированных вирусом иммунодефицита должны получать лечение, и в 95% случаев его необходимо сделать эффективным.

В Казахстане люди, инфицированные вирусом иммунодефицита, получают соответствующее лечение на уровне первичной медико-санитарной помощи, а также в 20 центрах профилактики инфекции ВИЧ. На сегодня расширен список лекарственных препаратов, предусмотренных в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, – с 12 до 16 наименований. В соответствии с рекомендациями ВОЗ внедрен также комплексный пакет услуг, включающий 12 нап­равлений по профилактике, диагностике и лечению.

– Но усилий со стороны Министерства здравоохранения и медицинских организаций недостаточно в борьбе с ВИЧ. В обществе все еще сохраняются стигма и дискриминация в отношении ВИЧ-инфицированных и ключевых групп населения, – отметила глава ведомства.

По ее словам, недостаточно используется потенциал неправительственных организаций в сфере профилактики среди ключевых групп населения, поскольку именно они играют важную роль в стабилизации эпидемиологической ситуации и выявлении новых случаев распространения ВИЧ-инфекции.

Министерством здравоохранения разработана и утверждена Дорожная карта мероприя­тий по борьбе со СПИДом на
2023–2026 годы. В числе основных ее направлений – профилактика стигмы и дискриминации, развитие неправительственных организаций, диагностика и лечение больных, а также повышение кадрового потенциала и совершенствование нормативно-правовых актов.

По словам главы Минздрава, данные меры позволят обеспечить гражданам страны широкий доступ к тестированию и при необходимости – к лечению.

В 2022 году в Казахстане проживали 30 558 человек, больных СПИДом. При этом было зарегистрировано около 3 877 новых случаев заражения данной инфекцией.

Статистика заболеваний такова: среди мужчин выявляется в два раза больше ВИЧ-инфицированных, чем среди женщин. Проблемной стороной данной тенденции является тот факт, что 82% заболеваний приходится на долю трудоспособного населения страны в возрасте от 18 до 49 лет. Передача инфекции происходит в основном половым путем – в 75% случаев, инъекцион­ным – в 20%.

Обеспечить контроль

Подводя итоги обсуждения данного вопроса, глава Правительства подчеркнул, что вирус иммунодефицита человека остается одной из самых значительных проблем мирового здравоохранения. Казахстан в этом плане не является исключением. До сих пор ученые так и не нашли эффективных способов борьбы с ВИЧ-инфекцией. Поэтому СПИД представляет серьезную угрозу для здоровья людей.

– В этой связи важно применять меры профилактики, проводить в массах активную и широкую разъяснительную работу. Заболевших людей нужно обеспечить качественным лечением в соответствии с международными стандартами. Причем все носители вируса должны находиться под четким медицинским наблюдением, – подчеркнул Премь­ер-министр.

Он также отметил, что в прошлом году в республике лишь семь неправительственных организаций вовлекались в социальные проекты, связанные с больными вирусом иммунодефицита. Это далеко не лучший показатель.

Алихан Смаилов заявил о необходимости увеличения количества социальных грантов и заказов для привлечения НПО в работу с инфицированными и категориями граждан, относящимися к группам риска. По его мнению, следует повысить информированность людей о данном заболевании, путях заражения и осложнениях. В последнее время такая работа заметно ухудшилась.

Министерствам – здравоохранения, информации и общественного развития – совместно с акиматами поручено усилить разъяснительную работу среди населения через информационные материалы, ролики и социальные сети. Со стороны санитарно-эпидемиологичес­ких служб необходим жесткий контроль инфекционной безопас­ности при оказании медицинских услуг населению, а также других процедур, где имеются риски заражения.

Популярное

Все
МСХ РК: Ситуация в регионах по приемке и переработке сахарной свёклы на особом контроле
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Время выбрало нас
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Столп национальной духовности
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Многодетные семьи получили ключи от квартир
Пресекли незаконную охоту на пернатых
В Нацгвардии определили лучших методистов
Аким проверил готовность объекта

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]