​Шаг за шагом

1353
Марина Пархоменко, Астана

За развитием инклюзивного образования наша газета следит давно. Помнится, как в столичных школах открывались первые классы для детей с особыми потребностями, как приходилось и местным властям, и педагогам решать проблемы размещения в переполненных учебных заведениях, кадровые вопросы, даже транспортные, ведь доставить детей из одного конца города в другой тоже было нелегкой задачей.

Потом инклюзия пошла дальше, и из спецклассов, все-таки это обособленное сообщество, учащиеся стали распределяться по обычным, чего и требует настоя­щая инклюзия. Но если в начале нулевых не было общей стратегии по включению в общест­во маленьких людей с особыми потребностями, то сегодня развитие инклюзивного образования стало частью Государственной программы развития образования на 2016–2019 годы.

Разработана концепция и стоят вполне конкретные задачи: к началу 2020 года к инклюзии должно быть подключено 30% дошкольных организаций, 70% школ, 40% учебных заведений технического и профессионального образования, 100% вузов. Тут нужно отметить, что речь идет не только о создании безбарьерной среды физического плана – это пандусы, лифты, необходимое оборудование в классах, но и о разработке методической базы для обучения, о подготовке педагогических кадров, о проведении работы с родительской и ученической общественностью. Как раз все эти вопросы и обсуждались на второй международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: теория, практика, опыт», организованной Министерством образования и науки и Национальной академией образования им. И. Алтынсарина.

– В связи с ратификацией Казахстаном Конвенции о правах инвалидов в Закон «Об образовании» был внесен ряд изменений, которые гарантируют право детей с особыми потребностями на качественное образование, право родителей на выбор учебных организаций, – подчеркнула руководитель управления специального и инклюзивного образования департамента дошкольного и среднего образования МОН Айгерим Кудеринова. – В соответствии с госпрограммой мы планомерно движемся к тому, чтобы все наши общеобразовательные школы, дошкольные организации, колледжи и вузы создавали условия для инклюзивного образо­вания. И для этого нам нужно четко определить, как развивать учебно-воспитательный процесс, предоставить учителям, воспитателям, преподавателям методологию того, как работать с особыми детьми. Самая основная задача заключается в том, чтобы все осуществляемое нами действительно соответствовало требованиям и нуждам детей.

Директор Центра развития инклюзивного образования НАО им. И. Алтынсарина Светлана Исмагулова особо отметила, что именно школа должна создавать условия для любого ребенка, а не ребенок обязан подстраиваться под нее. Причем в обучении нужно опираться на возможности такого школьника, его способности, ведь дети зачастую умеют больше того, что позволяет им их здоровье. Из всего этого следует, что каждый учитель сейчас должен быть готов встретить у себя на уроке особого ученика. Значит, вначале нужно научить самого педагога работе со школьниками. Что же для этого делается? Ведущей силой в разработке программ подготовки педагогических кадров для инклюзии, курсов и методик обучения является Казахский национальный педагогический университет им. Абая.

– Сделано многое в области развития инклюзивного образования, – считает директор Ресурс­ного консультативного центра по инклюзивному образованию для вузов РК и психологии личности, доктор педагогических наук, профессор КазНПУ им. Абая Зульфия Мовкебаева. – Три года действует спецкурс инклюзивного образо­вания на 2 кредита, ставший обязательным для всех будущих педагогов. Этот спецкурс знакомил с подходами, принципами, формировал инклюзивную культуру и толерантность. С нового учебного года по рекомендации МОН РК будем вводить, а наш вуз стал разработчиком типовых программ для всех педвузов, уже целый модуль, состоящий из 2–3 дисциплин, в котором рассматриваются вопросы, как адаптировать программы и учебники, какие методики использовать с особыми детьми. То есть мы потихоньку переходим от разговоров об обеспечении прав детей к методике обучения педагога работе с учащимися. Замечу, это наше достижение, ведь даже в России еще не введен обязательный курс инклюзивного образования, там над этим только работают. Второе направление – подготовка дефектологов. Сейчас их традиционно готовят для работы в спецшколах, а мы хотим, чтобы появились новые специальнос­ти, новые дисциплины, чтобы эти учителя были нацелены больше не на коррекционную работу, а на консультационную, организаторскую, на работу в команде. И в этом плане идет серьезная перестройка. Есть еще одна задача для вузов – разработка методического обеспечения для школ, проведение курсов повышения квалификации педагогов. Мы должны подсказать, как конкретно нужно учителю работать, как составить индивидуальный план обучения особого ученика, как его оценить, какое задание ему дать.

Работа, подкрепленная адаптированными методиками, несомненно, продвинет вперед инклюзивное образование. Тем более кадры, да еще какие – закаленные трудностями, у нас есть.

Ясли-сад «Батыр» в Петропавловске открылся в 2012 году. Наряду с массовыми группами там заработали 2 коррекционные, где занимались в основном малыши с нарушенным интеллектом. Как рассказывает заведующая яслями-садом Кульшара Касенова, важно было наладить сотрудничество с родителями, которые лучше знают своего ребенка. Создали семейную комнату, где логопед-дефектолог, инструктор по физкультуре, мед­работник могли оказать посильную консультативную помощь родителям, поскольку очень важно дома закреплять и дублировать те занятия, что малыш проходит в садике. Затем приступили к соз­данию предметно-развивающей среды для детей. Организовали на улице мини-зоопарк с кроликом, петушком, черепашкой – все это, конечно, с разрешения ветинспекции, разбили на свободной площади мини-огород, летом устроили музей под открытым небом. У детей, вращающихся в этой среде, снималось напряжение, развивались тактильные навыки, проявлялся интерес к открывающемуся перед их глазами миру.

– Сначала было полное недоверие к педагогам, потому что родители привыкли считать, что они один на один со своей бедой, – рассказывает Кульшара Касенова. – Потом пришло доверительное сот­рудничество, и мы начали вмес­те посещать ипподром, вставали на лыжи зимой, заливали каток. То есть максимально пытались понять, что же интересно детям. В итоге сделали большой шаг – пятеро детей пошли обучаться в коррекционные школы, а ведь стоит напомнить, что в группах были в основном дети с расстройством аутического спектра. На сегодня уже в массовые группы «Батыра» по направлению пришли порядка 20 детей. Воспитателям, конечно, нелегко, но на помощь приходят коллеги из семейного кабинета.

В 2015 году ясли-сад определили областной педагогической мастерской по инклюзивному образованию в сфере дошкольного воспитания. Так что опытом работники «Батыра» делятся. А в скором времени придут им в поддержку методические пособия, о которых говорят в НАО,
КазНПУ, новые кадры. Шаг за шагом – именно так и приходят к успеху.

Популярное

Все
Сегодня в Астане стартует юношеский и юниор­ский чемпионат Азии по тяжелой атлетике
Что важно знать при изучении языка Абая?
Канат Тасибеков: В диалоге рождается истина
Гала-концертом GRAND FEST завершил «Қазақконцерт» свой 64-й сезон
В регионе открылись сразу два языковых лагеря для взрослых
Подходы к процедурам расторжения брака нуждаются в совершенствовании
Клиника одного дня
Солнышко на ладони, или Абрикосовое лето в Шымкенте
Фундамент человечности
Создавать барьеры наркопреступности
Обычаи и люди глазами фотографа
Защитит от тока и огня
В Актау стало светлее и чище
Водопроводные неурядицы пригородного села
Тайны дружбы
Вершины как зеркало
И на камнях растут цветы…
«Белый песок» среди полей
Верный друг и путеводная звезда
Школа – территория самореализации
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Из Рабочего поселка – в Париж
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимальной заработной платы
55 млн сеянцев высадили в лесном фонде Костанайской области за 4 года
Fortebank покупает Home Credit Bank
Каждый закон, принятый в Мажилисе, разработан при активном участии фракции AMANAT
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
Завод по выпуску хлопьев и круп строят в СКО
Депутаты утвердили отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2024 год
Как интернет-мошенники обходят блокировки?
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Экс-министр обороны получил новую должность
Машиностроение – ключ к долгосрочному устойчивому росту ВВП
День безопасной дороги провели в Казахстане
Ставки по депозитам физлиц обновили 28-летний рекорд
Токаев принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета
Растет достойная смена
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Закон Республики Казахстан
В Уральске реконструируют набережную
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы

Читайте также

Ситуация под контролем, в том числе цифровым
«Белый песок» среди полей
Обычаи и люди глазами фотографа
И на камнях растут цветы…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]