Эта картина уже удостоена ряда призов международных кинофестивалей. На Московском МКФ летом нынешнего года она победила в номинации «Лучшая мужская роль», на «Евразии-2015» получила приз независимой кинопрессы «Фипресси», а на МКФ «Созвездие Шакена» победила в номинации «Лучшая мужская роль».
«Шлагбаум» – первая картина, снятая в рамках «Партизанского движения», основанного молодыми казахстанскими режиссерами, чье кредо – честное, неотлакированное кино. Судя по тому, что работы Эмира Байгазина («Серебряный медведь» Берлинале-2013 за фильм «Уроки гармонии»), Адильхана Ержанова, Жасулана Пошанова и других молодых режиссеров пробиваются в конкурсные программы и даже получают призы фестивалей класса «А», «партизаны» снимают далеко не плохое кино.
До «Шлагбаума» за плечами Жасулана Пошанова были хорошие народные комедии «Алматы – Шымкент», «Девушка-ветер», где он весело высмеивает взяточников-гаишников и туповатых мажориков. Жесткая социальная драма, с которой он вышел к зрителю этой осенью, наложила, кажется, отпечаток даже и на его внешность. Это уже больше не мягкий, стеснительный юноша, а взрослый, много чего повидавший в жизни малоулыбчивый человек с усталым взглядом. Свою очередную работу Жасулан сделал на частные деньги за 18 дней.
– Одна моя хорошая знакомая очень сильно удивилась, услышав, что на запрашиваемую сумму можно снять кино, – говорит продюсер «Шлагбаума» Аскар Узабаев. – «Не вопрос, ребята, – сказала она. – Я помогу».
Зрители, пришедшие на допремьерный показ, узнав про «фантастический» бюджет 60-минутной игровой картины – 15 тыс. долларов! – делали круглые глаза и тоже говорили, что это невозможно. Создатели добродушно усмехались: «Останьтесь хотя бы на 15 минут. Если не понравится, можете уходить, мы не обидимся».
«Шлагбаум» – это кино о правах человека в обществе, где царит социальное неравенство, а следовательно, богатые всегда будут правее бедных. По словам режиссера, та история, которую они рассказывали художественными средствами зрителю, один в один имела место быть в Астане. Они ее просто перенесли на экран.
Главного героя играет изумительный актер Еркебулан Даиров: тонкий, нервный, с огромной внутренней харизмой и мощным интеллектом. То, как он прожил экранную жизнь в «Шлагбауме», не может не потрясать. Его герой занят поисками хлеба насущного: отдежурив на автомобильной стоянке, отправляется на другую работу – вышибалой в ночной клуб.
Чтобы выучить младшего братишку, он безропотно терпит любые унижения и оскорбления. Но однажды непроизвольно отодрал от себя руки накинувшейся на него с кулаками богатой пьяной тусовщицы. Его за это не только без всяких объяснений выгоняют с работы, так еще и брат обиженной приходит вместе с приятелями на разборки. И он, спортсмен, не может дать им отпор.
Была мечта выйти на профессиональный ринг, но из-за нерегулярных тренировок и боксер из него получился никакой. Давно уже недовольный им тренер выставляет его из зала. Приходит домой, вернее, в нищий съемный угол, а там у заколоченной двери сидит брат-школьник… В общем, одно наслаивается на другое. Слово «мамбет», которым его награждает нетерпеливо сигналящий мажорик, становится последней каплей. Он выдергивает того из машины и начинает остервенело избивать. Тот, впав в истерику, не находит ничего лучше, как зарядить отцовское ружье и вернуться на стоянку, чтобы застрелить спящего охранника.
А дальше все по известному кругу. Сынок, размазывая злобные слезы, умоляет отца: «Ты все за меня решаешь. Дай мне хоть отсидеть в тюрьме самому». Однако великовозрастному «ребенку» и это тоже не позволено: под давлением жены и друзей семьи олигарх покупает сыну свободу…
Все актеры, в том числе и звездный Еркебулан Даиров, играли в картине бесплатно.
– Они просто поверили в меня и режиссера, когда мы им сказали, что у картины будет удачная прокатная судьба, – говорит продюсер картины Аскар Узабаев. – А мы – пацаны, которые не бросают слов на ветер...