Штрафы – инструмент рабочий

1628
Лаззат Рамазанова, общественный деятель

В прошлом году Казахстан побил рекорд: больше трехсот миллиардов тенге поступило в бюджет в виде различных штрафов. Материшься в общественном месте – штраф. Оставил мусор в подъезде – тоже штраф. Превысил скорость – огромный штраф. Новыми штрафами обложили магазины, обменные пунк­ты, штрафуют водителей, пешеходов, владельцев собак.

фото из личного архива

Неудивительно, что у людей сложилось мнение, будто штрафы – это бесконечный, а главное – надежный источник пополнения бюджета. Якобы под эту задачу власти и придумывают все новые и более изощренные предлоги. Причем действуют совершенно беззастенчиво: полицейские приказывают по WhatsApp собирать как можно больше адмпротоколов, налоговая блокирует банковские счета.

Вот что недавно сказал Президент: «Принимаемые государством меры по обеспечению законного порядка не должны служить поводом для навешивания ярлыков на свою страну!» Простыми словами: если хотите Справедливый Казахстан, где главенствует закон, а не произвол, держите при себе неуместные рифмы и сравнения.

Лично мне различные «ярлыки», связанные со штрафами, кажутся не столько обидными, сколько неточными и нарочитыми. Во-первых, штрафы как мера законности – инструмент стопроцентно рабочий. А порой даже единственный для воздействия на привычки, совесть и подсознание людей. Вот возьмем тех же водителей: помните, как раньше они массово «забывали» пристегиваться. А сейчас? Сел за руль – автоматически тянешься к ремню безопасности.

Да, бюджет пополнился, зато сколько жизней было спасено и будет спасено в будущем! В подъездах перестали оставлять мусор, потому что невоспитанных начали бить по кошельку. И в этом мы не уникальны. Швеция сократила смертность на дорогах только после повышения штрафов. В Сингапуре чистота и порядок, потому что пакет или окурок выгоднее донести до урны.

Во-вторых, штрафы увеличиваются в Казахстане каждый год просто потому, что растет МРП. Правильно это или нет – вопрос отдельный. Но говорить о том, что их стало слишком много и страна превратилась в репрессивную машину, – это, скажем так, не совсем правильно. Даже история про «пять минут на прогрев автомобиля» оказалась банальным хайпом. Кто учил ПДД, четко знает: прогревать авто можно сколько угодно, нельзя лишь пыхтеть выхлопной трубой под форточкой у соседей.

И в-третьих, я согласна с мыслью, что порядок всегда лучше беспредела, а законность всегда лучше вседозволенности. Мы же хотим, чтобы наши дети, возвращаясь из школы, не попали под колеса авто. Хотим, чтобы на нас не оформляли кредиты неизвестные. Хотим жить в чистоте, безопасности, высыпаться по ночам и не слышать шума соседей. Без штрафов навести порядок, повторюсь, крайне сложно.

Но есть в этой истории одно большое но... Штраф должен менять сис­тему, а не ситуацию. Какой толк из года в год штрафовать заводы, которые травят города, но не меняют свои экологические принципы? Можно бесконечно штрафовать водителей, но при этом не решать проблему с дорогами и пробками.

И еще. Хватит ли смелости у чиновника, который выписал протокол на рядового предпринимателя, выписать такой же протокол на владельца рес­торана, в котором обедает его шеф? Может ли суд вынести одинаковый приговор какому-нибудь рядовому строителю и главе крупнейшего строительного холдинга? Ведь, согласитесь, Справедливый Казахстан не может быть справедливым лишь наполовину.

Популярное

Все
Дипломатия в цифровую эпоху
Сегодня - День ветеринарного работника
Любовь вопреки закону
На страже безопасности животноводства и общественного здоровья
Скульптура с трехэтажный дом появилась в Алматы
Новая творческая площадка
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Мощный лесной пожар разгорелся в Турции
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
ЕС к 2040 году планирует сократить выбросы CO2 на 90%
Названы первые победители этапа Кубка Казахстана по таеквондо в Алматы
Назначен директор новой Службы КНБ
Экс-главу «Казселезащиты» осудили на 12 лет
Астана закрепляет за собой статус регионального экологического лидера
Сколько людей носят имя Астана в Казахстане
Что важно знать при изучении языка Абая?
Форсайт Академии наук
Глава государства принял Премьер-министра Олжаса Бектенова
В АФМ рассказали, за что взяли под стражу бывшего вице-министра труда
Новый завод заработал в Улытау
Побережье лечебного озера очистили от мусора в области Абай
Президент поздравил казахстанцев с Национальным днем домбры
Молодежная дружба в рамках содружества
Более 260 тысяч казахстанцев прошли онлайн-обучение на Skills Enbek
Талгата Татубаева задержали по подозрению в пытках
Форвард «Ливерпуля» Диогу Жота погиб в автокатастрофе
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане

Читайте также

Брошюры с QR-кодами раздает полиция жителям области Жетысу
Уголовная ответственность за «дропперство» вводится в Казах…
Списавшего с чужой карты 350 тысяч тенге иностранца задержа…
Искусственный интеллект и робот-полицейский: безопасность б…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]