– Изменятся ли основные функции и задачи Национального банка?
– Основной целью Национального банка Казахстана остается обеспечение стабильности цен. В рамках данного соглашения уточняется целевой ориентир по инфляции. Предлагается сохранить коридор 4–6% до 2021 года, а с 2022 года снизить его до 3–5% и поддерживать в долгосрочной перспективе.
Национальный банк сохранит свою независимость в проведении денежно-кредитной политики. Передача функций Национального банка Правительству не предусматривается.
Кроме того, в соглашении предусмотрено, что Национальный банк учитывает в своей деятельности текущую экономическую политику Правительства и содействует ее эффективной реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной политики.
– Какие факторы будет учитывать Национальный банк, прежде всего, при проведении дальнейшей денежно-кредитной политики?
– В рамках данного соглашения, как уже ранее упоминалось, Национальный банк сохраняет целевой коридор инфляции 4–6% до конца 2021 года. Сохранение цели по инфляции в среднесрочном периоде направлено на поддержание экономического роста.
При этом факторы, которые Национальный банк будет учитывать в своей дальнейшей политике, в целом остаются неизменными. Среди внешних факторов ключевыми являются изменение цен на мировом рынке нефти, продовольственных товаров, а также динамика инфляции в странах – основных торговых партнерах. Среди внутренних факторов особое внимание уделяется факторам со стороны спроса и предложения, оказывающим влияние на рост цен на различных рынках товаров и услуг. Также для повышения эффективности проводимой денежно-кредитной политики важным направлением будет дальнейшая стабилизация инфляционных ожиданий.
Национальный банк в соответствии с текущим режимом денежно-кредитной политики продолжит политику свободно плавающего обменного курса тенге, оставляя за собой право проведения интервенций для предотвращения чрезмерных изменений курса тенге. Национальный банк сохранит прозрачность при проведении валютной политики и будет продолжать улучшать коммуникационный канал.
– Как известно, инфляция в Казахстане носит больше немонетарный характер. Какие меры, на Ваш взгляд, должны быть приняты со стороны Правительства, местных исполнительных органов по контролю за уровнем цен?
– Антиинфляционная политика включает меры Правительства по минимизации влияния целого ряда факторов, приводящих к повышению волатильности роста цен. Комплекс мер, включающий совершенствование антимонопольного регулирования, улучшение инфраструктуры и конкурентной среды, насыщение рынков товарами, снижение издержек, оптимизацию цепочки поставок, недопущение спекулятивных действий, и другие мероприятия будут способствовать снижению как уровня, так и волатильности инфляции. Таким образом, меры со стороны Правительства и местных исполнительных органов будут способствовать снижению влияния факторов со стороны предложения, на которые Национальный банк не может оказывать влияние проводимой денежно-кредитной политикой.
– Большое внимание в Казахстане уделяется социальной политике по поддержке социально уязвимых слоев населения (СУСН). Национальный банк также проводит колоссальную работу по защите прав потребителей финансовых услуг, решению вопросов проблемных заемщиков. Какая работа проводится сегодня в этом направлении?
– За последние 5 лет Национальным банком принято более 40 законодательных поправок, направленных на снижение долговой нагрузки заемщиков. В частности, был введен запрет:
– на выдачу ипотечных займов в иностранной валюте гражданам, которые не могут подтвердить доход в такой валюте;
– для банков требовать выплаты вознаграждения и неустойки по ипотечному жилищному займу, которые были начислены после 180 последовательных дней нахождения заемщика на просрочке.
Установлено ограничение на взыскание денег заемщика в размере не более 50% от имеющейся и поступающей на текущий счет суммы, а также утвержден перечень комиссий и иных платежей, которые банки могут взимать при кредитовании граждан.
В целях создания прозрачного правового поля по досудебному взысканию задолженности в июне 2017 года был введен в действие Закон Республики Казахстан «О коллекторской деятельности».
Исключительно важной нормой, внесенной в законодательство страны, стало введение пятилетнего срока исковой давности по делам между банками и проблемными заемщиками. Ранее срока давности по таким делам не было.
В июле 2018 года в целях сокращения количества комиссий, взимаемых банками по договорам ипотечного займа физических лиц, введен запрет на установление и взимание комиссии за ведение банковского счета, связанного с выдачей и обслуживанием ипотечного займа, а также комиссии за зачисление займа на банковский счет. С марта 2019 года данный запрет распространяется на все договоры банковского займа физических лиц.
В текущем году Национальный банк запретил банкам требовать выплату вознаграждения, начисленного по истечении 180 календарных дней просрочки по ипотечным займам физических лиц. Данная норма распространяется на правоотношения, возникшие со дня введения ее в действие из ранее заключенных договоров.
Также установлен запрет на взыскание банками в счет погашения задолженности алиментов, получаемых заемщиками на содержание несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей.
В рамках государственной поддержки ипотечных заемщиков по поручению Елбасы с 2015 года реализуется Программа рефинансирования ипотечных займов. Выделенные Национальным банком в 2015 году 130 млрд тенге направлены на рефинансирование займов, выданных банками в период с 2004 по 2009 год и обеспеченных единственным жильем.
На 1 апреля 2019 года банками в рамках Программы на рефинансирование одобрено 26,3 тыс. займов на сумму 163,2 млрд тенге, из них рефинансировано 24,7 тыс. займов на сумму 144,2 млрд тенге, прощена задолженность заемщиков по вознаграждению, комиссиям, неустойке на сумму 48,2 млрд тенге.
В связи с полной реализацией данной части Программы и освоением выделенных средств рефинансирование займов в настоящее время осуществляется за счет возвратных средств. С учетом револьверного механизма освоения денег количество рефинансированных займов до 2026 года может составить порядка 40 тыс.
С 27 марта 2018 года программа предусматривает рефинансирование валютных ипотечных займов физических лиц, выданных до 1 января 2016 года. Займы подлежат рефинансированию в тенге по курсу Национального банка на 18 августа 2015 года (188,35 тенге за долл. США).
Сумма курсовой разницы (порядка 156 млрд тенге) возмещается за счет средств Национального банка. В рамках государственно-частного партнерства банками будет прощена задолженность заемщиков по вознаграждению, комиссиям, неустойке на сумму более 136 млрд тенге.
На 1 апреля 2019 года банками одобрено 6,9 тыс. заявок на рефинансирование валютных ипотечных займов на сумму 56,6 млрд тенге, из них рефинансировано 5,6 тыс. займов на сумму 44,4 млрд тенге.
Вместе с тем системный анализ программы свидетельствует о том, что в дополнительной государственной поддержке нуждаются заемщики, относящиеся к СУСН, а также заемщики, чье единственное имущество в счет исполнения обязательств по займу перешло на баланс банков.
Необходимо отметить, что основным видом доходов для большинства заемщиков из категории СУСН являются социальные выплаты и пособия из бюджета, в том числе адресная социальная помощь, которые не позволяют обслуживать займы по условиям Программы рефинансирования.
Для выработки условий дополнительной поддержки заемщиков СУСН и возврата в собственность заемщикам жилища, числящегося на балансе банков, в Национальном банке создана рабочая группа с включением в нее представителей заинтересованных государственных органов, политических партий, представителей банков второго уровня и руководителей общественных объединений. После выработки рабочей группой основных условий помощи данным категориям граждан в программу будут внесены соответствующие дополнения.