Пакет поправок направлен на повышение самостоятельности госорганов при исполнении бюджета и гибкости исполнения бюджета. В частности, предусматривается возможность укрупнения бюджетных программ путем объединения их в отдельные подпрограммы.
– Это позволит государственным органам самостоятельно перераспределять средства внутри бюджетной программы между подпрограммами без изменения общей суммы по программе и оперативно реагировать на ход ее исполнения, – пояснил министр.
Кроме того, предлагается перераспределять средства между бюджетными программами развития одного государственного органа в объеме не более 10% по решению Правительства путем корректировки бюджета.
Для повышения самостоятельности местных исполнительных органов предлагается предоставить возможность перераспределения госорганами средств внутри одной бюджетной программы по целевым трансфертам на развитие между регионами в объеме не более 10%. Также предложено наделить акимов возможностью самостоятельного перераспределения средств между бюджетными инвестиционными проектами в объеме не более 10% внутри одной бюджетной программы по целевым трансфертам на развитие.
Вместе с тем, с повышением самостоятельности вводится ответственность акимов, первого руководителя администратора бюджетных программ нижестоящего бюджета за недостижение результатов по целевым трансфертам при полном освоении бюджетных средств.
– У нас ежегодно часть сумм возвращается от местных исполнительных органов в виде неосвоения. При этом неосвоение автоматически отражается только на администраторе республиканской бюджетной программы, который выделил целевой трансферт, – пояснил Е. Досаев. – Местный исполнительный орган остается в стороне. Поэтому мы вводим соответствующую норму: если таковые целевые трансферты, которые выделены на развитие, не будут освоены, то будут внесены соответствующие представления по наказанию либо первых администраторов бюджетных программ, либо вопрос о руководителе местных исполнительных органов.
Отвечая на вопросы мажилисменов, Е. Досаев отметил, что возглавляемое им ведомство совместно с Министерством финансов до 1 мая текущего года намерено собрать от акимов областей и администраторов все данные по израсходованным денежным средствам по бюджетным программам.
В целом основные направления предлагаемых поправок – это повышение самостоятельности государственных органов и гибкости исполнения бюджета, повышение самостоятельности государственных органов и местных исполнительных органов при реализации целевых трансфертов на развитие, упрощение процедур выделения и реализации целевых трансфертов, совершенствование бюджетной отчетности и процедур исполнения бюджета. В целях учета в системе государственных финансов отчислений недропользователей на социально-экономическое развитие региона и развитие инфраструктуры предусматривается их отражение во вненалоговых поступлениях бюджетов области, города республиканского значения, столицы.
– Принятие законопроекта будет способствовать сокращению объема неосвоения средств, упрощению исполнения бюджета на местном уровне и в целом дальнейшему повышению эффективности использования бюджетных средств, – заключил глава Минэкономики.
Адия КЕНЖЕГУЛОВА