Стратегический ресурс экономики

145
Беседовал Ерик Абитов

По данным статистики, в нас­тоящее время в Казахстане доля машиностроения в общем объеме обрабатывающей промышленности составляет порядка 15–18%, а в структуре ВВП – около 5–7%. В условиях глобальных вызовов именно эта отрасль, как правило, становится стратегическим ресурсом, способным обеспечить устойчивость и конкурентоспособность нацио­нальной экономики. Но каковы ее перспективы? Ответить на этот и некоторые другие вопросы мы попросили директора Агентства мониторинга автомобильного рынка Артура Мискаряна.

– Артур Эдуардович, какие именно направления сегодня наиболее приоритетны для развития машиностроения в Казахстане?

– Машиностроение в Казахстане охватывает несколько направлений, в том числе это производство легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, прицепов, сельскохозяйственных машин. Кроме того, действуют предприятия, выпус­кающие технику для горно-металлургического комплекса, неф­тегазовой и железнодорожной отраслей.

На сегодняшнем этапе в качест­ве приоритета нужно выделить производство автомобильных компонентов – это шины и дис­ки, мультимедийные системы, сиденья, аккумуляторы и другие позиции, востребованные при выпуске потребительской техники.

Помимо этого, безусловно, ­приоритетом является подготовка кад­ров на базе учебных заведений, действующих в Алматы, Костанае, Семее и других городах. В данном направлении государство проводит соответствующую работу, а бизнес, помимо развития материально-технической базы учебных заведений, организации зарубежных стажировок и выделения грантов, с недавних пор занимается и обеспечением жилищных условий для молодых специалистов.

Тем не менее с развитием отрас­ли вопрос подготовки кадров не теряет значимости, отрасль испытывает дефицит специалистов, поэтому необходимо работать над повышением популярности рабочих профессий.

– Что Вы можете сказать о факторах, которые сегодня влияют на состояние машино­строительного комплекса в Казахстане? Каковы прогнозы на ближайшие годы?

– Основной фактор – растущий спрос на технику, выпускаемую в ­Казахстане. Причем как на внут­реннем рынке, так и за пределами страны. С одной стороны, это обус­ловлено сохраняющимся платежеспособным спросом, а с другой – необходимостью обновления и увеличения численности парка техники, используемой в разных секторах экономики.

Кроме того, нужно отметить то обстоятельство, что Правительство и отраслевой регулятор занимают вполне определенную позицию относительно необходимости развития машинострои­тельной отрасли. Для бизнеса это важное условие с точки зрения притока инвестиций.

– Какие меры принимаются для развития локальных производственных цепочек и внед­рения цифровых технологий в машиностроении?

– Есть несколько ключевых проектов в разных регионах. Среди них стоит отметить активное внед­рение новых технологических процессов и расширение перечня выпускаемой техники в Абайской, Акмолинской, Карагандинской и Северо-Казахстанской областях. Осуществляется строительство автомобильных кластеров в Костанае и Алматы. Готовятся к запуску новые предприятия – мультибрендовый завод по выпус­ку автомобилей трех китайских брендов и автомобильный завод Kia, в строи­тельство которого инвестирует корейский концерн.

Безусловно, с точки зрения технологичности используемого оборудования, роботизации и цифровизации рабочих процессов это значимые и сложные проекты.

– Как Вы оцениваете эффективность государственной поддержки машиностроительного комплекса и что нужно сделать, чтобы обеспечить его конкурентоспособность на мировом рынке?

– Оценку можно дать, опираясь на ключевые измерения, – это стабильный рост объемов, увеличение числа предприятий и рабочих мест, а также расширение модельного ряда техники, выпускаемой со сваркой и окрас­кой кузовов. В скором времени заработает и штамповочное произ­водство в Сарани.

Для выхода на внешние рынки необходимо внедрять и развивать инструменты содействия экспорту. По аналогии с тем, как это работает в других странах, занятых развитием машиностроения.

 

Популярное

Все
Уборка началась на севере страны
Чистую воду в каждый дом
Меню и чеки без ошибок
Как будет расти Караганда
Сила перемен
В честь тех, кто воплотит мечты
Принципы равных возможностей
Создать инструменты профилактики
Путь к прогрессу лежит через тесную связь науки и производства
Комфортный путь в мир знаний
Создан цифровой штаб
Чтобы у людей была вода
Укрепляя сотрудничество
Сталь «учат» держать удар
Стратегический ресурс экономики
Запаслись топливом
Думай, прежде чем публиковать
В центре внимания
У нас на районе
Рожденная степным ветром
Гвардеец завоевал бронзу на ЧМ по пляжному самбо в Сингапуре
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Где и когда посмотреть результаты конкурса грантов?
Незаконные постройки снесут в Уральске
Алматинская область подарила земле Абая скульптуру «Золотой человек»
Модернизация на особом контроле
Спешите на ярмарки!
Восьмилетний мальчик чинит мобильные телефоны в Туркестанской области
В Павлодаре откроют первую комфортную школу
Молодой парень утонул на озере Алаколь - ВИДЕО
Всеобщее декларирование в Казахстане: кого оно касается и что изменилось?
День строителя
Небезопасные электрочайники изымают из казахстанских магазинов
Диалог, основанный на традициях
Да здравствует Кароль: новый президент Польши вступил в должность
Министр проверил обеспечение аграриев поливной водой
Этнический казах из Франции представил в Париже парфюм Kiz Jibek
На юниорском первенстве планеты
Джей Ло в Алматы: что важно знать перед концертом
Стимул для новых достижений
В Караганде подорожает проезд в автобусе
До конца 2025 года в Казахстане введут обязательную маркировку моторных масел
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан          по вопросам введения его в действие
Десять человек погибли за два дня на трассах Казахстана
На Зеленом базаре арендаторы в очередной раз устроили демарш
В Астане сгорел рынок «Big Шанхай»
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
Асфальтобетонный завод строят в Сатпаеве
Сильные дожди накроют Казахстан
Амангельды Нугманов: Защита прав человека – ключевой ориентир в работе полиции
Сенатор Амангельды Нугманов ознакомился с инициативами в сфере высшего образования в Актобе
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Более полумиллиарда тенге выделили на ремонт столетней дороги в ВКО
Сенаторы обсудили с военными Жетысу реализацию закона о территориальной обороне
​​​​​​​Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации уголовного законодательства Республики Казахстан
Сенатор Алибек Наутиев высказался о развитии рыбной промышленности в Атырауской области
В Павлодарской области масштабно отметили 125-летие Исы Байзакова
Родители потратили благотворительную помощь на лечение сына: возбуждено дело
О погоде в Казахстане на первые дни августа рассказали синоптики
Нацбанк начал валютные интервенции

Читайте также

Когда кровь зовет...
Сталь «учат» держать удар
Славный сын величественного Алтая
Родник у дома

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]