Они несут в себе зерно изменений, затрагивающих фундаментальные основания общества. В прошлом много примеров, когда из-за стечения обстоятельств происходили масштабные общественные катаклизмы, уходили в небытие вековые цивилизации и культуры. И лишь выдающиеся личности, авторитет которых признан народом и апробирован реальными делами, могут удержать и направить ход истории в конструктивное русло. Такие государственные деятели способны взять на себя этот поистине огромный груз ответственности перед собой и обществом и до конца выполнить свою высокую миссию.
Нурсултан Назарбаев явился именно тем лидером, который смело вступил на этот непростой и полный вызовов путь, встав во главе высшего руководства Казахской ССР на излете существования Советского Союза. Произошло это ровно три десятилетия назад – 22 июня 1989 года, когда на состоявшемся XV Пленуме Центрального комитета Компартии Казахстана Нурсултан Назарбаев был избран первым секретарем республиканской партийной организации. Как показали годы, это избрание стало своего рода прологом к тем будущим грандиозным свершениям, осуществленным под умелым руководством Елбасы, которые в итоге привели к рождению независимого Казахстана.
Каким образом это произошло, чем было обусловлено и почему выбор тогда остановился на личности Нурсултана Назарбаева – об этих непростых моментах я хотел бы поделиться своими мыслями в данной статье. И говоря о тех сложных перипетиях, просто невозможно рассматривать их вне общего исторического контекста и всей взаимосвязанности происходившего.
В те годы Казахстан развивался в условиях советского государства на правах союзной республики. Впрочем, несмотря на этот высокий статус, все нити управления сходились в союзном центре – Москве, где принимались ключевые решения и откуда исходили директивные указания на места. Эта строго иерархическая система управления сверху донизу жестко контролировала все сферы государства, не оставляя свободы действий республикам.
Однако с течением времени, уже к середине 80-х годов в стране начали проявляться кризисные явления. Экономика, основанная на экстенсивной модели хозяйствования и уравниловке, тотальном присутствии государства, не справлялась с обеспечением многих потребностей людей. Товарный дефицит, породивший так называемый черный рынок с его торговлей из-под полы, был одной из заметных примет жизни советского общества.
В условиях «железного занавеса» и экономической автаркии отставание СССР от ведущих государств мира становилось все более очевидным. Тревожные тенденции нарастали во многих сферах, а административно-командная система в силу своих коренных недостатков начинала испытывать сбои. Безуспешной попыткой модернизировать Советский Союз, направить развитие на новые рельсы стала перестройка, инициированная Генсеком ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Она вызвала большие надежды и ожидания на лучшее во всей стране, в том числе и у нас, в Казахстане.
Однако размытость приоритетов, подмена реальной работы многословием и бумаготворчеством, а главное, отсутствие конкретной программы действий приводили к постоянному шараханью и непродуманным шагам. В череде подобных просчетов стоит упомянуть и пресловутую «антиалкогольную кампанию», и «борьбу с нетрудовыми доходами», и многие другие ошибки, дискредитировавшие саму суть предлагаемых реформ. Эти промахи обернулись впоследствии потерей управляемости, стремительным нарастанием хаоса и, как следствие, распадом государства.
Ратуя на словах за возврат к демократическим методам управления, на деле Центр поступал по-своему и руководствовался лишь своими интересами – все контролировать и добиваться безусловного подчинения. Одним из таких недальновидных решений стал известный «18-минутный пленум», состоявшийся 16 декабря 1986 года, в результате которого первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Динмухамед Кунаев был отправлен в отставку. Тогда Центр, навязав свою волю республике, назначил на его место Геннадия Колбина, первого секретаря Ульяновского обкома, который никогда не работал в Казахстане. Судя по всему, это было преднамеренным шагом.
Ведь для союзной партийной элиты индустриально-аграрный Казахстан, территорией превышающей площадь Западной Европы, представлял собой объект повышенного внимания. Мощная добывающая и аграрная промышленность, гиганты энергетики, черной и цветной металлургии – все эти отрасли и предприятия являлись стратегически важными звеньями, замкнутыми в единый хозяйственный механизм экономической системы страны. Важную роль играл Казахстан и в обеспечении продовольственной безопасности Советского Союза, будучи одной из главных зерновых житниц.
Следует также отметить еще один очень существенный фактор: на территории республики располагалось множество различных полигонов и испытательных площадок, находившихся в исключительном ведении могущественного союзного военно-промышленного комплекса.
Поэтому назначение Колбина в декабре 1986 года выглядело демонстрацией откровенного высокомерия Центра к мнению казахстанцев, окрыленных идеями гласности и перестройки. Было бы логичным и уместным в этих условиях привлечь к руководству достойных представителей из числа местных кадров. Ведь возглавлять такую большую и сложную республику, в которую входило 19 областей с самым многонациональным в СССР составом населения, являлось совсем непростой задачей. Однако Центр жестко подавил стихийные выступления студенческой молодежи, протестовавшей против этого произвола. Еще большим морально-психологическим потрясением стало принятое постановление ЦК КПСС «О работе Казахской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся», которое фактически обвиняло весь казахский народ в национализме.
Недолгое наместничество Колбина, которого недолюбливали в республике, не ознаменовалось чем-либо значимым и вскоре подошло к своему концу. Автор книги «Казахстан. Сюрпризы и стереотипы» Дж. Айткен так охарактеризовал этого деятеля: «Колбин стал символом возврата к старым временам». Подобные ему деятели, отличавшиеся беспрекословным исполнением приказов, и ускорили закат советской власти. Он был типичным «солдатом партии», от которого сложно было ожидать иного. В бытность нашей работы в Центральном комитете мы были поражены предложением Колбина выполнить план по производству мяса путем отстрела сайгаков и перелетных птиц.
Следует заметить, что наш Елбасы, в отличие от некоторых ерничавших над стилем работы назначенца из Центра, никогда не позволял себе пренебрежительно отзываться о нем, проявляя свою порядочность и такт.
Тем не менее, касаясь этой темы, Михаил Горбачев, слова которого приводит Айткен, признавал: «Требовалось исправить ошибку, которую мы сделали с Колбиным. Это стало нашей первой крупной ошибкой в сфере межэтнических отношений, и я был решительно настроен не повторять ее. Мы все пришли к выводу, что казахи должны сами управлять своей республикой, и дали им право решить, кто станет их новым руководителем».
К тому же времена начали серьезно меняться. Пробуксовка реформ и неэффективность руководства вызывали все большее недовольство, а то и возмущение людей, впервые вышедших на массовые митинги и забастовки. Усугубляющиеся противоречия между Центром и республиками также не находили действенных решений. Поэтому 1989 год стал для Советского Союза годом начала «парада суверенитетов», подъема митинговой и забастовочной стихии, обострения межнациональных отношений, вылившихся затем в ожесточенные кровопролития и конфликты.
В отношении же Казахстана Центр, пытаясь избежать негативных повторов, старался теперь подобрать на пост главы республиканской партийной организации кандидатуру из числа местных руководителей.
Уже тогда имя Нурсултана Назарбаева было широко на слуху в республике, и не только. Выходец из рабочей среды, он как никто другой понимал нужды простых людей, начав свой трудовой путь с «огненной» профессии металлурга.
Активный, постоянно стремящийся к новым знаниям, неравнодушный ко всему, что его окружало, будь то вопросы производства или социальных условий, Назарбаев был в самой гуще общественной жизни.
Пройдя все ступени комсомольской и партийной работы, он к моменту описываемых событий за своими плечами имел серьезный руководящий опыт на постах второго секретаря Карагандинского обкома партии, секретаря ЦК Компартии Казахстана по промышленности, транспорту и связи, а также председателя Совета Министров Казахской ССР. Иными словами, досконально разбирался во всех аспектах социально-экономической жизни республики, знал положение дел в каждой области и на каждом конкретном предприятии. В то же время, обладая стратегическим видением, представлял картину экономического развития как республики, так и страны в целом. Как подчеркивали многие, его отличали деловой стиль руководства, конкретика и стремление всегда помочь в решении проблем.
При всем этом он не боялся, в отличие от большинства деятелей того времени, ставить острые вопросы перед вышестоящим начальством и мог аргументированно отстаивать свою позицию. Об этих принципиальных качествах, компетентности и смелости Назарбаева еще ранее, с 70-х годов, знали и в Москве, где ему доводилось убеждать высших партийных деятелей уделять должное внимание развитию промышленного потенциала республики, созданию нормальных условий для жизни и работы людей.
Однако союзный Центр искал кандидатов и среди других. Перебрали многих функционеров. Впервые прямо на улицах был проведен устный опрос граждан – жителей Алматы. Лишь после этого остановились на Назарбаеве.
Именно Нурсултан Назарбаев явился тем кандидатом, чей интеллектуальный потенциал, жизненный и профессиональный опыт в сочетании с мощными лидерскими качествами как нельзя полно соответствовали духу нового времени. Как показывает история, на разных этапах развития в обществе возникает глубинный запрос на определенный тип государственного лидера. Для Казахстана как воздух нужен был руководитель нового поколения, для которого были бы превыше всего общественные интересы, искренне болеющий за дело, способный увлечь и вести за собой.
Однако не все было так однозначно. Были и те, кого Назарбаев не устраивал своей принципиальностью и требовательностью, кто просто не хотел дальнейшего продвижения председателя Совмина республики. В таких случаях в ход пускались подметные письма, которые потом проверялись.
Обладая критическим мышлением, Назарбаев осознавал несоответствие изживших себя форм и методов управления в стране, видел перекосы и неэффективность советской экономической модели, не отвечавшей потребностям развития. Вместе с тем было бы совершенно неверным сказать, что круг его забот и интересов ограничивался лишь вопросами экономики. Будучи плоть от плоти своего народа, он также был в курсе самых злободневных аспектов общественно-политической жизни республики, настроений граждан. Реалист и прагматик, Назарбаев тонко чувствовал в той общественной атмосфере ожидание подспудно назревающих перемен и понимал их жизненную необходимость.
Уникальными свидетельствами духа того переломного времени и веры в ориентиры, обозначенные Елбасы, являются письма и обращения, которые поступали ему со всех уголков Казахстана и других республик в период 1989–1990 годов. Они были порой эмоциональными и резкими, но вместе с тем выражали искреннее доверие и надежду на перемены. Документы, истребованные из Архива Первого Президента – Елбасы для подготовки данной статьи, являются тому ярким свидетельством. Можно понять, почему особенно много таких писем было из Семипалатинского региона. Ведь именно здесь проблемы экологии, здоровья населения, вызванные испытаниями на Семипалатинском ядерном полигоне, были особенно актуальными. Криком души можно назвать эти послания, которые, отзываясь болью в сердце, побуждали помочь своему народу, пострадавшему от этого страшного зла. Так, жители Абайского района Семипалатинской области Т. Слямбеков, Х. Битербаев писали: «Поднимая темы ответственности тех должностных лиц и ведомств за преступные эксперименты над людьми, компенсаций за утраченное здоровье... мы, еще остающиеся в живых никому не нужные больные старики, обращались во многие инстанции, вплоть до М. С. Горбачева. Но и поныне остаемся наедине со своей трагедией. Помогите!»
Лейтмотивом многих обращений было возрождение языка и культуры, духовных потребностей народа, которые на протяжении десятилетий подавлялись и не находили своей полноценной реализации. Эти письма отражали процесс динамичного развития национального самосознания, поиска национальной идентичности. Так, мыслями о наболевшем делились Б. Аймагамбетов, Н. Наурызгалиев, Ж. Куткужиев из Гурьева (современный Атырау): «Телевидение и радио по-прежнему очень мало вещают на казахском языке. Крайне низок объем и уровень пропаганды культуры родной речи». По их мнению, казахскому языку должен быть присвоен статус государственного в Казахстане.
Высказывались мысли о том, чтобы наладить связи с соотечественниками, оказавшимися волею судьбы за пределами родной земли, оказать поддержку тем из них, кто хочет вернуться в Казахстан. Эти слова звучали и в письме, написанном студентами и представителями рабочей молодежи Семипалатинска (современный Семей), которые также недоумевали по поводу отсутствия героев-казахов в советских фильмах на военную тематику, малого количества газет на казахском языке на значительной территории республики, просили о реабилитации деятелей Алаш-Орды.
Обеспокоенные нарастанием межнациональной напряженности в стране граждане выступали также за сохранение и укрепление мира и единства в своем доме – Казахстане. Так, побывавший в отпуске в родном Гурьеве солдат-десантник Игорь Коваленко писал следующее: «Я родился и вырос в Казахстане. И с тех пор куда бы я ни уезжал с Родины, меня всегда тянуло на казахскую землю. Нурсултан Абишевич, Вас искренне уважают в народе, я лично очень симпатизирую Вам. Прошу Вас сделать все, чтобы десантникам никогда не пришлось вывозить мою мать с Родины. Прошу Вас как отца своих детей, как старшего брата, взрослого человека. Это письмо адресовано лично Вам, и я прошу не пускать его по инстанциям».
Такие же слова с пожеланиями хранить мир и спокойствие в республике Нурсултану Назарбаеву адресовали Агжан Кумарова, Майра Ахметова из Восточно-Казахстанской области. «Нам не нужна межнациональная вражда, потому что мы знаем, к чему она приводит. Расценивая проводимую Вами политику как единственно правильную из всех возможных, мы надеемся на то, что и Вы поймете нас правильно», – подчеркивали они.
В своем письме из столицы Украины Киева Московкина Антонина с благодарностью вспоминала о том, как простые казахи помогали ее семье и ей самой в военные годы: «Уважаемый Нурсултан Абишевич, я написала это письмо в память о тех замечательных людях, о нашей жизни в трудные годы. Верю, что никому не удастся посеять вражду между людьми разных национальностей. Құрметті Нұрсұлтан Әбішұлы, хош-сау болыңыз, көп-көп денсаулық тілеймін!».
Авторы посланий связывали с именем Нурсултана Назарбаева свои помыслы о подъеме республики, верили, что он приведет Казахстан к новому процветанию и прогрессу. Эта мысль звучала в письме И. Шокбарбаева из Шевченко (современный Актау): «За последние 30 лет у казахов появился лидер, который снискал в Союзе и республике авторитет, влияние деятеля, имеющего возможность защищать наш язык, культуру, искусство, историю, а значит, Родину – тех людей, которые живут в стране от границ Китая до Каспия». Как и другие авторы, он обращался к Елбасы с просьбой «решить наши национальные вопросы без человеческих жертв и гражданских войн».
Как я уже говорил, такая широкая известность, перспективность Назарбаева нравились далеко не всем. Как правило, сильная личность всегда идет вперед, и на этом пути неизбежно возникают препоны, создаваемые недоброжелателями. Так и активная деятельность Назарбаева шла вразрез со стремлением консерваторов и откровенных ретроградов, коих было немало в центральном аппарате партии, отсидеться в тиши или, выступая с громкими трафаретными лозунгами, сломя голову бежать вверх по карьерной лестнице, не имея на это ни должных качеств, ни профессионального опыта. Назарбаев им явно мешал, он был не из их породы, не вписывался в привычные стандарты и модели.
Эти разные силы плели интриги, стремясь «отстрелять» с дальней позиции кандидатуру Назарбаева. Они организовали целую кампанию, целью которой было одно: очернить, дискредитировать, сломить Елбасы. Среди общего потока писем в республиканский ЦК имелись и такие, которые содержали разные небылицы и откровенную ложь. Сидя в кабинетах, эти функционеры прекрасно знали, откуда идет эта дезинформация. Одна за другой собирались комиссии и проверки, которые искали любой повод, чтобы зацепиться и срезать Назарбаева. Но тщетно, ни одна из них не нашла малейшего негативного факта или пятна в его жизни и работе. Однако скольких нервов и душевных переживаний все это стоило. Назарбаев находился под постоянным психологическим прессингом, испытывал моральное давление.
Мы, в то время сотрудники аппарата Центрального комитета, понимали и знали, насколько ему трудно, глубоко переживали за него. Ведь было очевидно, что лишь Назарбаев наиболее подходит на пост первого руководителя республики.
К большой нашей радости, он проявил настоящие бойцовские качества, силу характера и достойно выдержал напор судьбы. Он вышел из этого испытания еще более сильным, морально окрепшим, готовым к любым новым вызовам.
Необходимо отметить, что Назарбаев к тому моменту перерос уже уровень руководителя экономической сферы одной из республик, представляя собой политическую фигуру с мышлением общесоюзного масштаба. Об этом свидетельствует его четкая идейно-политическая программа, с которой он энергично и убедительно выступил в мае того же 1989 года на I съезде народных депутатов СССР.
Она состояла из взаимосвязанных 12 позиций, охватывающих экономический и общественно-политический блоки. Все эти положения имели обоснованный и актуальный характер, исходили из коренных интересов республики, нужд и чаяний граждан Казахстана.
В их числе преодоление товарного дефицита и роста цен, борьба с разбалансированностью финансовой системы страны, совершенствование моделей хозрасчета, прекращение диктата союзных министерств и ведомств, решение проблем, связанных с экологической катастрофой Арала и Семипалатинска. Кроме того, Нурсултан Назарбаев озвучил необходимость отказа от системы несправедливого распределения прибылей между союзным и республиканским бюджетами, призвал к отходу от порочной практики дискриминации союзными ведомствами местного населения на общесоюзных стратегических объектах, выступил за реформу местного самоуправления. Программа также содержала тезисы о важности предотвращения опасности дестабилизации, сохранения дружбы народов, расширения полномочий республик, снятия официальных обвинений казахского народа в национализме после декабрьских событий 1986 года.
Таким образом, дальнейшее развитие Казахстана наш Лидер видел в решении неотложных задач в экономике, предоставлении широкого суверенитета и сохранении стабильности в республике, восстановлении доброго имени своего народа. Большинство из перечисленного вызывало явное недовольство у тогда еще всемогущего советского руководства. На фоне всей этой обстановки Назарбаев в отличие от других ярко выделялся своим масштабным видением, свободным от устаревших шаблонов и стереотипов, уверенностью, стремлением мыслить и действовать по-новому, выходя за рамки закосневших догм и правил. Его мощная энергетика, харизма и уверенность передавались всей аудитории. Назарбаев становился политиком союзного уровня, которого внимательно слушали и поддерживали. Мы помним, как в ходе проходящих тогда съездов народных депутатов СССР его предлагали на высшие посты в советском руководстве.
Кандидатура Нурсултана Назарбаева наиболее соответствовала тому времени, которое требовало от руководителей компетентности, инициативы, железной воли и умения работать с людьми.
Поэтому состоявшийся 22 июня 1989 года XV Пленум Центрального комитета Компартии Казахстана можно считать поворотным этапом в жизни Нурсултана Назарбаева и всей республики. Тогда на пленумах рассматривались наиболее важные вопросы внутрипартийной работы, политические и экономические проблемы.
В этот раз участникам пленума предстояло выбрать первого секретаря ЦК Компартии республики, в современном смысле – нового лидера Казахстана. В начале заседания Г. В. Колбин был освобожден от обязанностей первого секретаря и члена Бюро ЦК Компартии Казахстана в связи с избранием председателем Комитета народного контроля СССР.
Из слов выступившего первым члена Политбюро ЦК КПСС, секретаря ЦК КПСС В. М. Чебрикова стало очевидно, что Центр извлек нужный урок из прошлого, посчитавшись теперь с точкой зрения местных партийцев. Отметив большой опыт работы на разных должностях, отличное знание местных проблем, он попросил поддержать рекомендацию об избрании первым секретарем ЦК Компартии Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева.
Затем начались прения, в ходе которых выступили партийные работники, руководители предприятий, рабочие и аграрии. Каждый из них, конечно, по-своему характеризовал личность будущего главы Казахстана, выделяя присущие ему особые деловые качества и организаторские навыки, а главное, его высокие человеческие достоинства.
Так, министр местной промышленности Казахской ССР И. Б. Едильбаев подчеркнул объективность, конструктивность и высокую профессиональную компетентность Назарбаева, в котором, по его словам, «проявилась мудрость руководителя, главы Правительства».
Производственники – директор Лениногорского полиметаллического комбината И. И. Думанов, председатель агрофирмы «40 лет Октября» Талды-Курганской области Н. Н. Головацкий говорили о доброжелательности, а также о той поддержке, которую оказывает председатель Совета Министров инициативам по увеличению выпуска продукции, его оперативности в решении вопросов экономики. Пророческими стали слова того же Думанова, что Назарбаев «это тот лидер, который сегодня поведет корабль Казахстана с его богатствами, трудолюбивым народом по правильному пути в решении всех задач на благо и процветание нашей Родины».
Для присутствующих было важно убедиться, что новый глава партийной организации республики имеет соответствующий опыт и потенциал. В связи с этим первый секретарь Карагандинского обкома В. И. Локотунин подчеркнул значимые вехи трудовой деятельности Нурсултана Назарбаева, начавшейся на Карагандинском металлургическом комбинате и продолжившейся в Центральном комитете Компартии Казахстана, а затем в Совете Министров республики.
Как я уже отмечал, открытость новым идеям, активный настрой на их реализацию особо присущи Нурсултану Назарбаеву, и этим он был широко известен в республике. Поэтому не случайно первый секретарь Джамбулского обкома С. М. Байжанов назвал его «одним из авторов перестройки в Казахстане».
Запомнилось выступление старшего вальцовщика листопрокатного цеха Карагандинского металлургического комбината С. В. Дрожжина, который рассказал, как по-человечески внимательно, заботливо относился Елбасы к рабочему человеку в бытность его секретарем партийного комитета Казахстанской Магнитки.
А слушатель Алма-Атинской высшей партийной школы Н. Е. Руснак, признав, что лично не знает Назарбаева, рассказал об одном эпизоде, который показал, как чутко реагировал он на запросы партийцев. Руснак вспомнил, как во время пленума ЦК в 1987 году Назарбаев сразу же ответил на его вопросы, которые в дальнейшем нашли свое решение.
Выступившие доярка племзавода «Каменский» Алма-Атинской области В. А. Кузьменко и первый секретарь Павлодарского обкома Ю. А. Мещеряков также подчеркивали равное отношение Назарбаева к представителям всех народов Казахстана. И это было справедливо, учитывая, что Первый Президент еще в молодости впитал в себя ценности дружбы, уважения к разным культурам и этносам, сформировался и реализовывал себя в многонациональных коллективах.
Уместным будет остановиться на выступлении первого секретаря Кзыл-Ординского обкома Е. Н. Ауельбекова. Тогда предполагалось, что он также будет выдвиженцем. В определенной мере Центр делал ставку на нескольких партийных руководителей, в том числе и на Ауельбекова. Однако делалось это келейно, путем посулов и обещаний, что порождало нездоровое соперничество и недоверие между местными партийцами. И эти отголоски недовольства, сложного личного отношения все-таки прозвучали в его словах: «Я, если вы помните, неоднократно выступал, критиковал по старшинству, но должен сказать, что Нурсултан Абишевич делает правильные выводы из критики.
За последние годы у нас не было ни одного разногласия, мы во всех вопросах сходились, а остальное – это все разговоры».
Возможно, он ранее недооценивал мощный потенциал личностного и профессионального роста Елбасы, но на том пленуме он признал его уже в качестве «политического руководителя», который «многие вопросы охватывает всесторонне: и экономики, и культуры». По словам Ауельбекова, в выступлениях Назарбаева «чувствуется масштабность».
То есть даже такой сложный человек, хотя и был в душе против, все же согласился с решением, отметив, что выбор Назарбаева в качестве первого секретаря ЦК Компартии является верным. Замечу, что Елбасы всегда в своей работе руководствуется профессиональными интересами, не придавая приоритета личным отношениям. Впоследствии Ауельбеков некоторое время работал советником у Первого Президента.
В целом все оценки и мнения, прозвучавшие на пленуме в адрес кандидатуры Нурсултана Назарбаева, не были потоком пустых славословий и откровенного елея, нередких для партийных форумов той эпохи. Откровенные и объективные, подкрепленные личным опытом совместной работы, взаимодействия в решении проблемных вопросов, они шли от души, от сердца. Все выступавшие сходились в одном: альтернативы кандидатуре Назарбаева не существует.
По прошествии лет Елбасы напишет: «Мне кажется, что именно на этом пленуме произошла консолидация кадров республиканской парторганизации. Получил я поддержку и тех, кого натравливали на меня еще год назад. Глубокую мою благодарность вызывает то, что в условиях полной свободы выбора эта поддержка была искренней».
На этом прения были завершены. За Нурсултана Назарбаева проголосовали за – 154, против – 4. Таким образом, абсолютным большинством голосов Назарбаев был избран первым секретарем ЦК Компартии Казахстана. Следует отметить, что впервые голосование проходило тайно.
В свою очередь Геннадий Колбин, которому было предоставлено слово, поздравил вновь избранного первого секретаря. В своем выступлении он признал, что хотя и были несовпадения во мнениях, но, по его словам, «мы находили всегда общие подходы». Поблагодарив за совместную работу, он высказал надежду: «Думаю, что мы еще будем вместе работать, находясь, может быть, и на разных точках территории нашей страны».
В завершение работы пленума выступил Назарбаев. Высказав признательность партийцам за высокое доверие и поддержку, он выразил уверенность в дальнейшей слаженной работе. Его речь была проникнута четким осознанием всей важности момента, в который он приходит к руководству республикой. Отмечая необходимость решения социально-экономических, межнациональных вопросов, которые прежде приуменьшались или замалчивались, он сказал: «Моя позиция в этих вопросах вам, товарищи, известна. Она ясно была сформулирована в выступлении на I съезде народных депутатов СССР. Я постарался выразить интересы казахстанцев, и это было общей платформой депутатов от нашей республики. Хочу заверить вас, что стану твердо проводить линию на претворение этой программы в жизнь».
Он подчеркнул, что руководители должны прежде всего исходить из интересов родной республики и своего народа. Елбасы так же, как и все мы, верил, что грядущее время позволит реализовать суверенитет Казахстана. Это были слова настоящего патриота, искренне переживавшего за сохранение культуры и языка своего народа, его истории и духовного богатства: «Мы уверены в том, что перестройка наполнит суверенитет республики правовым и практическим смыслом, позволит поднять экономику, создаст условия для возрождения древней истории, культуры казахского народа, обеспечит полнокровную жизнь его родного языка, конечно, без ущемления прав всех других языков».
Известно, что наш Лидер относится к тем политикам, которые созидают, обеспечивают стабильное и эволюционное развитие общества. И этот посыл уже тогда прозвучал в его выступлении: «Наше благополучие создается трудом каждого при организованности, дисциплине и строгом соблюдении законов. Надо помнить, что разжигание страстей, дестабилизация на руку тем, кто хочет помешать делу революционного обновления, и мы должны давать решительный отпор таким явлениям».
Как он отметил, выполнение этих задач возможно лишь при консолидации, налаживании диалога с обществом и поддержке всех социальных групп населения.
Таким содержательным, емким по смыслу, настраивающим на конкретную работу было выступление Нурсултана Назарбаева на посту нового руководителя Казахстана.
* * *
Сегодня, спустя эти 30 лет, вновь пересматривая те памятные письма, я могу с полным правом сказать: Первый Президент – Елбасы Нурсултан Назарбаев сполна осуществил все то, о чем мечтали тогда казахстанцы.
Нужно было обладать огромной смелостью и внутренним мужеством, чтобы бросить вызов советской военной машине и закрыть Семипалатинский ядерный полигон. Нурсултан Назарбаев выполнил эту архитрудную задачу, заслужив благодарность соотечественников и признание всего мирового сообщества.
Внес значимый вклад в возрождение родного языка, культуры, сохранение и продвижение духовного богатства народа в XXI веке.
Добился справедливости, восстановив права участников декабрьских событий.
Главное, стал отцом-основателем независимого Казахстана – страны с растущим благосостоянием и устремленной в будущее. В которой межнациональный и религиозный мир, взаимное уважение и дружба являются ключевыми ценностями, краеугольными основами государственной политики.
Это и есть триумф жизнеутверждающей воли Первого Президента – Елбасы, открывшего новые горизонты развития Казахстана.