Святая к музыке любовь

8819
Марина Демченко

Отец и дочь

– Первые детские порывы, природную тягу моей мамы Газизы к музыке заметил и поддержал ее знаменитый отец, мой чуткий и заботливый дедушка Ахмет Жубанов, – вспоминает Дина Мамбетова, заслуженный деятель РК, профессор Казахского национального университета искусств. – С огромной теплотой мама рассказывала, как ее отец приезжал домой на летние каникулы в родной аул № 9.

Собирал всех жителей и устраи­вал настоящий концерт: играл сначала на всем знакомом и любимом казахами инструменте – домбре – кюи Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, а затем на скрипке исполнял незнакомую им европейскую музыку, пос­ле – снова казахские народные мелодии. Все слушали, затаив дыхание, виртуозную игру на инструментах и рассказы Ахмета об исполняемой музыке. Его дочь, не шелохнувшись, слушала и домбру, и скрипку, а когда все расходились, брала инструменты в руки и пробовала играть…

Трудные дни

В 1933 году Ахмет Жубанов приехал из Ленинграда в Алма-Ату, где стал заведующим учебной частью вновь открытого в городе музыкального техникума. Он открыл мастерскую по усовершенствованию казахских народных инструментов, кабинет по собиранию и записи богатейшего казахского музыкального фольклора и создал ансамбль казахских народных инструментов, который позднее стал всеми любимым оркестром им. Курмангазы.

О тех днях в жизни своего отца Газиза Жубанова вспоминала позднее так: «Исполнение им кюев народных классиков – выше просто профессионального уровня. Оно было стихийной силой, народной мощью, то скорбной, то драматически взволнованной песней бескрайней степи и белоснежных гор Алатау».

– Будучи ребенком, мама приходила на репетиции оркестра, – продолжает Дина. – Ахмет Жубанов, сам домбрист и знаток кюев, блестяще дирижировал ансамблем без нот. Ведь долгие века у казахов существовала только устная передача музыки – от учителя к ученику, и этот метод выработал отменный слух и хорошую память. Однако Ахмет понимал, что без знания и использования нот думать о дальнейшем успехе не приходится. Поэтому он лично обучал нотной грамоте своих музыкантов.

Репрессии 30-х годов не обошли стороной семью Жубановых. В кровавом 1937-м был расстрелян родной брат Ахмета, профессор Кудайберген Жубанов. На другой день после ареста брата Ахмета не пустили на работу. Он и вся семья жили в страхе: придут и заберут.

Ахмет Жубанов не отчаивался: продолжал сочинять и приступил к написанию книги «Жизнь и творчество казахских народных композиторов», которая в 1942 году вышла отдельным изданием. Успех первой монографии в казахской музыковедческой науке превзошел все ожидания. Она была мгновенно раскуплена.

В декабре 1944-го состоялась премьера оперы «Абай», а тремя годами позднее – оперы «Тулеген Тохтаров».

А тут дочь выросла и заявила уверенно: «Я буду композитором! И хочу учиться в Москве!» Отец поддержал Газизу, свою духовную наследницу, сказал, что нужно хорошо подготовиться.

Все лето 1945 года она много сочиняла, а осенью Ахмет Куанович показал ее Михаилу Гнесину. Тот прослушал первые сочинения Газизы – Сонатину для фортепиано, Пьесу для скрипки и фортепиано, романс «Не пугай меня бурей» и другие – и дал рекомендацию в музыкальное училище им. Гнесиных на композиторское отделение.

«У Газизы несомненный творческий дар. Она будет композитором!» – сказал в тот день Михаил Фабианович Ахмету Жубанову. «Возможно, это были просто бод­рящие слова, но я восприняла их почти мистически, как голос провидения», – говорила потом Газиза Жубанова.

Народный артист России, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, композитор Владислав Агафонников, который знал Газизу Ахметовну со студенческой скамьи, запомнил ее всегда очень активной, веселой, улыбчивой. Он вспоминал, что и училась Газиза легко. Порхала по консерватории, впитывала все, что ей давали педагоги, общалась с подающими надежды Родионом Щедриным и Андреем Эшпаем. Все делала с «моцартовской» легкостью. Лучезарная, светлая, она никогда не была угрюмой.

Моцарт был таким же светлым, ярким, отличался от многих других, даже от Бетховена, тем, что все делал легко, без напряжения. Талант был настолько ярок, настолько ощутим им самим, что он за короткое время мог написать и симфонию, и оперу, и любое другое сочинение… Он был, бе­зусловно, одаренный, гениальный человек, но в то же время, конечно, работал как зверь.

Такой была и Газиза. Ее отец, Ахмет Куанович, много трудился сам и приучал к труду своих детей и студентов, заставлял заниматься. Недостаточно просто сесть и что-то писать, творчество – это не только фантазия, это еще и огромные усилия, каждодневная работа.

В те годы Газиза сильно переживала за судьбу отца, от которого снова многие отвернулись. Кампанию по космополитизму в 1948-м он как-то пережил. В 1951 году началась кампания по обвинению интеллигенции в национализме, и тут-то недруги припомнили Ахмету все: и реп­рессированного брата, и книгу «Жизнь и творчество казахских народных композиторов», где была помещена нотная запись народных мелодий о Кенесары Касымове, «душителе» народов, потомке хана Абылая.

Начались разгромные собрания в консерватории, в Союзе композиторов, в Академии наук. Выступали коммунисты, комсомольцы. Обвиняли. Злорадствовали.

Жубанов-старший уехал в Моск­ву, поближе к детям, которые тогда там учились. Занялся переводами. Сам учился. А в 1953-м, когда жизнь стала налаживаться, вернулся в Алма-Ату, восстановился на работе и в консерватории, и в академии.

Центр притяжения

– Мама… Она была харизматичной личностью, настоящая звезда, которая притягивала к себе людей. Человек, для которого музыка была центром Вселенной, без нее она просто не могла существовать. Вдохновение обычно приходило ночами, когда весь большой дом спал, и в тишине рождались звуки, невероятное количество звуков, которые волшебным образом приобретали мелодичные, красивые очертания сначала в романсах, музыке к спектаклям папы – Азербайжана Мамбетова, затем укрупнялись в симфониях, монументальных операх и трагических балетах. Ее творчество опередило время, и сейчас, в XXI веке, прекрасная, часто трагическая и рвущая душу музыка покоряет исполнителей и слушателей, – убеждена Дина Мамбетова.

Сейчас Дина Мамбетова – известный музыкант со сложившимся собственным стилем, первый исполнитель и яркий интерпретатор произведений Газизы Жубановой, уже сама бабушка – размышляет о судьбе своих родителей.

Азербайжан Мамбетов учился в Институте театра и кино им. Луначарского, Газиза Ахметовна – в Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Они познакомились в 1957 году на праздновании Нового года в Москве. Азербайжана поразила своей эрудицией нежная голубоглазая девушка. А Газиза в свою очередь, конечно же, не могла не влюбиться в жгучего романтичного, темпераментного брюнета.

Оба талантливы. Их семейный союз начался с первого творчес­кого успеха: Газиза написала музыку к дипломному спектаклю Азербайжана, назывался он «На берегу Иртыша». Считается, что два гения не уживаются друг с другом, но не в этом случае. Азербайжан и Газиза стали единомышленниками, соавторами многих известных, любимых зрителями творческих работ. Им были интересны и хореография, и театр, и кино...

– Мама писала музыку к спектак­лям папы. Папа ставил ее оперы и балеты. Они были счастливы в своей духовной близости. На нашей небольшой кухоньке родители любили вечерами сидеть вместе, пить чай и разговаривать обо всем на свете. Делились творческими планами, горячо обсуждали новые идеи. Происходило волшебство, рождались их гениальные произведения, – вспоминает Дина Мамбетова.

Творить счастье

Азербайжан Мадиевич с детства мечтал о большой семье. Так и вышло. У них было пятеро детей, но младший, Аханчик, скончался от воспаления легких в возрасте трех с половиной лет.

Супруги знали, что в каждом ребенке заложено свое творчес­кое зерно. Поэтому Дина, Алия и Алиби получили музыкальное образование. Адай, самый младший, также посещал 7-летнюю школу им. С. Прокофьева, но в дальнейшем окончил филологический факультет КазНУ им. аль-Фараби.

Удивительно, как Газизе Ахметовне и Азербайжану Мадиевичу удавалось совмещать, казалось бы, несовместимые вещи: воспитание детей, домашние обязанности и в то же время огромную творческую и общественную деятельность. Газиза Жубанова многие годы была ректором Алма-Атинской консерватории им. Курмангазы, ночами до раннего утра сочиняла музыку в своем кабинете. Азербайжан Мамбетов руководил Театром драмы им. М. Ауэзова.

Он обладал невероятным магнетизмом и обаянием, а главное – редким режиссерским талантом. Гениальные постановки – «Материнское поле», «Кровь и пот», «И дольше века длится день», «Дядя Ваня» – захватывали зрителя настолько, что все уходили после спектаклей потрясенные. Спектакль «И дольше века длится день», который Мамбетов поставил в Москве в Театре им. Е. Вахтангова с гениальным Михаилом Ульяновым в главной роли, в 80-е годы взволновал всю Москву.

– Наша мама… Великий композитор, очень добрая, мягкая, мудрая женщина. Она своей душевной теплотой сглаживала острые углы, которые, может быть, иногда создавал папа. А он восхищался ею как супругой, женщиной, творцом, композитором! Поражался ее таланту и трудоспособности. Она сама оркестровала свои произведения, и папа с восхищением говорил, как вообще можно написать такое количество музыки. Как можно все это записать – огромные кипы нот, партитур…

Мама, несмотря на свою невероятную занятость, всегда помогала и папе, и нам, и вообще всем, кто нуждался в помощи. Она была удивительным человеком! – говорит Дина Азербайжановна.

Газиза Ахметовна и Азербайжан Мадиевич поддерживали и помогали друг другу. Эта взаимная забота создавала в доме атмосферу любви и доброты, которую до сих пор помнят их дети и внуки.

…Кажется, Газиза Жубанова никогда не расставалась с партитурой. Даже во все поездки на отдых непременно брала с собой кипу партитурной бумаги, огромную линейку для расчерчивания нотных тактов, карандаши и ластики.

Была поистине человеком мира, ее волновали общечеловеческие проблемы. Победе в Великой Отечественной войне она посвятила оперу «Двадцать восемь», которая с огромным успехом шла в Московском театре им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Газиза написала балет «Хиросима». «Она, казашка, держала руку на пульсе всей планеты», – говорил народный артист СССР Анатолий Молодов.

Она всегда ходила неспешно, благородно, прислушиваясь к звукам природы. Могла долго созерцать небо, звезды, смотреть на листву деревьев, слушать щебет птиц. Газиза Жубанова создала яркие, известные сейчас многим ценителям музыки произведения: оперу «Енлик – Кебек», балет «Карагоз», 3 симфонии и многие другие.

Продолжение династии

Дети Газизы и Азербайжана выросли, стали самостоятельными, порядочными людьми, каждый нашел свой путь в жизни.

Старшая дочь, Дина, – пианистка, выпускница московской консерватории, заслуженный деятель Казахстана, профессор КазНУИ – воспитала целую плеяду молодых исполнителей, лауреатов престижных международных конкурсов. Всю жизнь она хранит и пропагандирует великое наследие своих родителей и деда.

Средняя дочь, Алия, тоже пианистка, преподает многие годы.

Сын Алиби – композитор, продолжатель династии, лауреат Евразийской премии за 2017 год. Он был неординарен в творческом поиске, применял совершенно разные технологии, как того требовал замысел. Автор симфонических и камерных произведений – Трио памяти родителей, Поэмы для виолончели и струнного оркестра, двух квартетов, а также около 30 музыкальных работ для таких разных по жанру и стилю спектаклей, как «Дядя Ваня», «Чайка», «Дос бедел дос», «И дольше века длится день». Три спектакля с его музыкой – «Үзілген бесік жыры», «Актриса» и «Махамбет» – отмечены наградами. Алиби также писал музыку к кинофильмам.

Младший сын, Адай, сейчас возглавляет музей Ахмета и Газизы Жубановых, созданный по инициативе Азербайжана Мамбетова в Алматы.

Мечта Азербайжана о большой семье сбылась. Внуки Газизы Ахметовны и Азербайжана Мадие­вича – Анара, Камилла, Лейла, Алем, Алихан, Айганым, Карина, Адильжан – разносторонне одаренные, есть уже 5 правнуков: Дамир, Делия, Айдан, Алан, Мансур. Творчество живет в этой семье.

Анара Нусупова и Камилла Мамбетова были одними из первых исполнительниц сочинений из фортепианного сборника Газизы Ахметовны «Двенадцать пьес для детей и юношества». Анара играла произведения бабушки и прадеда. Еще в школьные годы Камилла участвовала в конкурсе юных пианистов и в программе второго тура исполняла «Таджикский танец» прадеда Ахмета Жубанова.

Это произведение стало своего рода благословением предка: на том конкурсе Камилла заняла 1-е место и в полной мере ощутила зрительский восторг! А позже она на одном дыхании выучила 3 прелюдии, цикл «Миражи» и Сонату-фантазию, аккомпанировала ряду камерных и вокальных произведений своей бабушки Газизы.

Другая внучка, Карина Измаи­лова, музыку своей Большой Мамы (так называли Газизу Ахметовну внуки) слышала и знала с самого раннего детства. Уже в младших классах она играла детские пьесы бабушки. Позже, обучаясь в Московской консерватории, исполняла более сложные сочинения Газизы Жубановой – EVA, Мелодию для скрипки и фортепиано, романсы.

Конечно же, она играла и музыку Ахмета Жубанова, в том числе Арию для скрипки и фортепиано, Романс для виолончели и фортепиано. А в сентябре 2016 года впервые исполнила Концерт для фортепиано Газизы Жубановой с оркестром столичной Государственной академической филармонии.

Звучат во всем мире

Очень емко о семье Жубановых-Мамбетовых говорил Владислав Агафонников. По его словам, прародителем культурного взлета, который сейчас наблюдается в Казахстане, является, конечно, Жубанов-старший. И то, что потомки возвращаются к его творчеству, заново переосмысливают, преподносят современному слушателю, важно для развития музыкальной культуры Казахстана.

Дело в том, что Карина Измаилова во время учебы в Московской консерватории по классу фортепиа­но, посещая факультатив в классе Агафонникова по композиции, написала концертную транскрипцию – «Фантазию» на тему очень популярной в Казахстане песни Ахмета Жубанова «Карлыгаш».

Как считает учитель, это свидетельство того, что музыка Ахмета Жубанова жива, продолжает радовать слушателей. Карина трепетно относится к творческому наследию родственников, думает о развитии национальной культуры и памяти о тех, кто ее создавал.

Детям и внукам Газизы Жубановой посчастливилось присутствовать вместе с ней на многих ее концертах, творческих вечерах, премьерах. Авторские концерты не только в Казахстане, но и в Большом и Малом залах Московской консерватории проходили с аншлагами. Семья искренне радовалась успеху гениальных балетов «Карагоз» и «Мадам Баттерфляй». А сейчас счастлива, что через столько лет балет «Карагоз» возродился на сцене нового Теат­ра Astana Opera.

Произведения Ахмета и Газизы Жубановых непременно включают в свой репертуар знаменитые музыканты, и они продолжают звучать во всем мире.

Популярное

Все
Лица старого Уральска
Коммунальная перезагрузка
Хендмейд «с душой» стоит дорого, но ценится еще выше
В столице начали выпускать макароны без глютена
Супермаркеты Караганды завышали цены
Посредников станет меньше
Обращаясь к истокам
Инвестиции в здоровье людей
Тарифы поссорили предпринимателей с монополистами
«Умные» огни современного города
От идеи к воплощению
Танец в «западне»
Подведены итоги олимпиады для учащихся сельских школ
Тогызкумалак в Латинской Америке
Героический эпос в новом прочтении
Сказка про люрекс
Широкий спектр услуг предоставит Молодежный ресурсный центр села Баканас
В поисках Шерлока Холмса
Где купить соғым в Астане
Кузница музыкальных кадров
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Трудов высокая оценка
Казахстан и Россия: новые горизонты стратегического партнерства
«Мост дружбы»: казахстанская художница рассказала о подаренной Владимиру Путину картине
Владимир Путин прилетел в Астану
Сегодня начинается государственный визит Президента России в Казахстан
Разбивавших машины и остановки вандалов наказали в Астане
Регионы развивают связи и наращивают взаимодействие
В Караганде запустили новый казахстанский маркетплейс
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок
Сохраняя беспристрастность и объективность
Мы – из Казахстана!
Опреснительный завод начали строить в Мангистау
Казахстан – Россия: стратегическое партнерство, обращенное в будущее
Ветер перемен на рынке кровельных материалов: Казахстан делает ставку на шифер
Какая погода будет в Казахстане в ближайшие дни
В Испании снимают фильм о Карлаге
Совместное заявление президентов РК и РФ об углублении партнерства в условиях нового глобального порядка
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
До золота рукой подать
Больничный теперь не подделаешь
Адлет Барменкулов покидает пост президента КФФ
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Фуры двинулись в обход мегаполиса
Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
На трассе Балхаш – Сарышаган задержали военного с крупной партией наркотиков
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
Шесть рейсов не могут вылететь из аэропорта Астаны
Нацбанк сообщил о переходе на международный стандарт ISO 20022
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
В Египте перевернулся автобус с туристами из Казахстана

Читайте также

Делегация Росгвардии посетила Национальную гвардию МВД Каза…
Нацгвардия МВД РК организовала пресс-тур для журналистов в …
Президент Казахстана: Водная безопасность – моральный импер…
100 тысяч тонн успеха

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]