Связь науки с производством

801
Асет КАЛЫМОВ, Алматы
Фото автора
В последние годы ученые института КаздорНИИ провели ряд лабораторных исследований, благодаря которым планируется улучшить качество асфальта и ремонта дорожного покрытия. Всего изучено 19 видов полимеров как зарубежного, так и отечественного производства. Для апробирования этих технологий построено более 50 опытно-экспериментальных участков на автодорогах в Алматы, Астане, Алматинской, Акмолинской, Костанайской и Павлодарской областях.

Как сообщил президент АО «КаздорНИИ» Багдат Телтаев, опытные участки находятся под постоянным мониторингом специалистов. Здесь испытывают не только полимеры, но и различные добавки, герметик, геосинтетические материалы. Исследуется состояние трасс весной, летом и осенью, какие дефекты на них появляются после зимы. И только получив положительный результат, эксперты рекомендуют полимерасфальтобетон для массового применения.

К примеру, одна из новинок, которая будет внедряться при прокладке дорог в Казахстане, – технология тонкого защитного слоя, который наносится поверх дорожного полотна и предотвращает его разрушение в течение 7–8 лет. Это ноу-хау уже используется в развитых странах, где периодически обновляют лишь тонкий защитный слой, а вся остальная конструкция остается в целости и сохранности. Другим новшеством станет теплый асфальтобетон, применение которого также улучшает эксплуатационные свойства и увеличивает срок службы автодорог.

По словам Б. Телтаева, климатические условия в регионах республики существенно отличаются друг от друга. Если, к примеру, на жарком юге не подобрать состав асфальтобетона должным образом, то летом на дорожном покрытии появится колея, и новую трассу придется капитально ремонтировать. А в холодных северных регионах нельзя укладывать слишком жесткое дорожное полотно, которое приводит к возникновению температурных трещин. Все эти особенности необходимо учитывать еще на стадии проектирования, чтобы построенная дорога в течение расчетного срока службы обеспечивала бесперебойный проезд машин. Применение полимеров как раз дает возможность учитывать климатические особенности регионов, увеличивает прочностные показатели асфальтобетона, то есть продлевает срок службы дорог и уменьшает ремонтные затраты.

На различных участках автобана Астана – Бурабай и магистрали Западная Европа – Западный Китай сотрудники института, пробурив дорожное покрытие до глубины 3 метров, уложили датчики температуры и влажности. Благодаря этим устройствам каждый час на компьютере появляются данные о погодно-климатических условиях. Кроме того, сооружаются специальные дорожные арки, оснащенные электронными видеокамерами и датчиками веса. С помощью них контролируется механическое воздействие на дорогу от автомашин, интенсивность движения.

По оценкам ученых, система мониторинга транспортных нагрузок позволяет на ранней стадии обнаружить дорожные дефекты и своевременно их устранить. В результате меньше бюджетных расходов уйдет на ремонт дороги. До конца следующего года в республике планируется построить 80 дорожных арок.
 

Популярное

Все
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Стипендии повысили студентам в Казахстане
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
В тройке лидеров
Автоледи получила 1 год лишения свободы за нетрезвую езду в Конаеве
Охотничьи испытания казахского тазы провели в Алматинской области
Президент Ирана прибыл в Акорду
В Бенине военные захватили власть
Костанайские предприниматели просят отложить запрет на эксплуатацию трехосных самосвалов на 3 года
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях
Избран новый президент Федерации борьбы Казахстана
Мечта, ставшая реальностью благодаря Президенту Касым-Жомарту Токаеву
Водителя груженого бензовоза заподозрили в нетрезвом вождении
Нацбанк предупредил казахстанцев о новой схеме мошенничества
«Адал азамат»: внимание к каждому ученику
Мы третьи в мире!
Итоги большого общественного пути
Когда призраки прошлого оживают в семейном доме
Фигуристка Самоделкина завоевала «бронзу» на турнире в Хорватии
Месси установил новый рекорд по числу трофеев в футболе
Началось строительство сталелитейного завода
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Из казармы в кампус
Ключевой ориентир – человекоцентричность
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]