Почему усилия государства, направленные на стабилизацию рынка труда, не дают заявленного результата? Выяснить это попытались представители партии «Nur Otan», проанализировавшие ход реализации государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы «Еңбек». Об узких местах госпрограммы, в частности, шла речь на заседании Комитета партийного контроля.
Задачу стимулировать предпринимательство и обеспечить занятость населения для развития рынка труда перед Правительством поставил еще в 2016 году Первый Президент Казахстана. С этой целью была принята соответствующая госпрограмма, ориентированная на создание эффективной системы получения востребованных на рынке труда профессиональных навыков и квалификаций, развитие массового предпринимательства, создание эффективной модели трудового посредничества, включая поддержку социально уязвимых групп населения. В ее рамках осуществляется реализация комплексных мероприятий национального проекта «Жастар – ел тірегі».
В прошлом году программа «Еңбек» была дополнена положениями по организации краткосрочного профессионального обучения по заявкам работодателей, а также по вовлечению многодетных матерей в малый и микробизнес, в том числе на дому.
По словам члена комитета, депутата Мажилиса Парламента Алии Абсеметовой, на реализацию программы за последние 4 года из республиканского бюджета выделено порядка 600 млрд тенге, однако целевые ее индикаторы не только перекликаются, но и зачастую дублируют друг друга, что приводит к распылению бюджетных средств.
В Комитете партийного контроля далеко не во всем согласны с положительными отчетами, которые прежде озвучивались по отношению к программе «Еңбек». По информации партии «Nur Otan», госаудит показал: результативность программы обеспечена в том числе за счет завышения центрами занятости показателей трудоустройства, некорректного заполнения в информационных системах данных по рабочим местам, дублированию и одновременному учету в различных программах аналогичных мер и показателей.
Манипуляции с цифрами вполне могут дискредитировать усилия государства. Например, Комитет партийного контроля, ссылаясь на мониторинг Центра развития трудовых ресурсов, приводит такую информацию: в 2018 году зарегистрировано и трудоустроено 29,7 тыс. (или 7% от трудоустроенных) уже работающих граждан в свои же организации, из которых 3,4 тыс. – это действующие индивидуальные предприниматели и 26,3 тыс. – наемные работники.
Также были выявлены факты фиктивного трудоустройства граждан, когда центры занятости направляют последних в организации, в которых те фактически не работают. В таких случаях пенсионные отчисления не поступают от данных организаций. Таким образом, в 2019 году было выявлено 118,8 тыс. фиктивно трудоустроенных граждан, что составляет 31% от общего количества казахстанцев, направленных центрами занятости на постоянные рабочие места.
– Факты различного фиктивного трудоустройства отмечаются практически во всех регионах на протяжении всех четырех лет реализации программы, – говорит Алия Абсеметова. – При этом наиболее высокий показатель фиктивного трудоустройства в 2018–2019 годах был отмечен в Карагандинской (23,1 тыс. человек), Алматинской (14,8 тыс.), Восточно-Казахстанской (6,2 тыс.), Туркестанской (10,5 тыс.) областях, а также в городах Шымкенте (3,2 тыс.) и Алматы (2,9 тыс.).
В рамках реализации третьего направления программы «Еңбек» предусмотрена государственная поддержка в виде создания социальных рабочих мест. Однако, по данным прокуратуры, схемы фиктивного трудоустройства активно применяются и здесь. Одна из них – когда работник оформлялся на социальное рабочее место, но фактически не работал на нем, а предполагаемую субсидию за него получал работодатель.
Другой способ заключается в том, что работодатели увольняют своих работников и устраивают их же через центры занятости к себе же, но уже на социальные рабочие места. В результате люди продолжают работать, как и раньше, но государство субсидирует 35% от их заработка, тем самым снимая ответственность и затраты с работодателя.
К сожалению, до сих пор распространенной практикой является то, что в регионах каждый год на социальные рабочие места привлекаются одни и те же люди.
С развитием массового предпринимательства тоже не все гладко. По информации Комитета партийного контроля, органами прокуратуры установлен 341 факт необоснованной выдачи кредитов на 1,3 млрд тенге, 180 фактов нецелевого использования бюджетных кредитов на сумму 555,3 млн тенге.
Безусловно, практически все исполнители программы сидят на местах, и, как видно из партийного отчета, нарушения допускаются там же, и потому логично, что действовать для изменения ситуации необходимо в первую очередь региональным властям. А вот центральному органу в лице Минтруда необходимо систематизировать контроль и предлагать такие формы работы, чтобы не возникало возможностей для манипуляций цифрами.
– К сожалению, нарушения при реализации программы существуют. Их основная причина связана с тем, что пока недостаточно широко внедрены цифровые инструменты и все еще отсутствует должный контроль за работой центров занятости со стороны местных исполнительных органов, – считает вице-министр труда и социальной защиты Ержан Биржанов. – Эффективность и контроль за мерами госпрограммы «Еңбек» мы намерены повышать с помощью цифровизации процессов.
В планах ведомства – развитие цифровой экосистемы занятости на базе Электронной биржи труда. На смену традиционным центрам занятости придут цифровые, где решения будут приниматься автоматически и без участия специалистов, транспарентно и в соответствии с правилами.
Еще в мае по всему Казахстану был запущен механизм регистрации безработных граждан через портал «Электронная биржа труда». По заверениям Минтруда, в таком случае решение о постановке на учет принимает система, исключаются человеческий фактор и возможность манипуляции с регистрацией безработных со стороны центров занятости. Посредством ЭБТ зарегистрированы 58 тыс. безработных.
– На портале имеется также возможность подать заявку на получение социальной выплаты на случай потери работы, данным инструментом воспользовались почти 10 тысяч человек, – продолжает Ержан Биржанов. – Мы уже перенесли ряд мер на электронную площадку. Это – социальные рабочие места, молодежная практика и общественные работы. Так, трудоустроились на субсидируемые государством рабочие места посредством ЭБТ 12 тысяч казахстанцев. Осенью планируем реализовать возможность трудоустройства в рамках инструментов «Первое рабочее место» и «Контракт поколений».
В ведомстве обещают оцифровать полный процесс реализации временных рабочих мест – от подачи заявок до предоставления табелей по работающим – к концу нынешнего года, что позволит минимизировать погрешности центров занятости и повысить прозрачность отбора работодателей.
Еще одно слабое место в реализации программы, на котором заострили внимание представители Комитета партийного контроля, – это смещение акцентов с постоянной занятости на временную, тогда как основной целью принятия программы были структурные преобразования рынка труда на долгосрочную перспективу.
За 3 года реализации госпрограммы средний показатель трудоустройства на постоянные рабочие места после участия в мерах содействия занятости составил 39%. Такие данные приводят партийцы и задают Минтруда резонный вопрос: «Почему подавляющее большинство рабочих мест, создаваемых в рамках реализации программы «Еңбек», временные?»
В министерстве же считают, что вклад программы в постоянную занятость значителен и позволяет избежать социальной напряженности, сохранить стабильную ситуацию на рынке труда и предотвратить рост уровня безработицы.
– Всего по итогам 2020 года в рамках программы «Еңбек» были оказаны соответствующие услуги по трудоустройству 532 тысяч граждан, при этом значительная их часть (60%) получила далеко не временную работу. Так, 319 тысяч человек были трудоустроены на постоянную наемную работу, при этом почти 58 тысяч граждан получили гранты и кредиты, что мы также не относим к временной занятости. Кроме того, после предоставления временных рабочих мест были трудоустроены на постоянную работу 64 тысячи человек из 201 тысячи, – пояснил Ержан Биржанов.
Чтобы сделать госпрограмму максимально эффективной, представители партии «Nur Otan» рекомендуют разработать методику ее оценки, провести обсуждение в экспертных и научных кругах, а также обеспечить ежегодную публикацию результатов. При этом важно исходить не из абсолютных чисел, а из эффективности каждого мероприятия.
Также Министерству труда и социальной защиты населения совместно с Министерством национальной экономики необходимо усовершенствовать инструменты прогнозирования перетоков высвобождаемых трудовых ресурсов и возможных дисбалансов для повышения своевременности и эффективности реагирования на запросы рынка труда.