В городе успешно опробован и заработал новый способ регулирования продовольственного рынка за счет регионального стабилизационного фонда. Участником этого пилотного проекта начиная с декабря минувшего года стал один из влиятельных не только в Алматы, но и во всей стране ритейлеров.
По условиям договора с АО «НК «Социально-предпринимательская корпорация «Алматы» – оператором программы формирования и использования стабфонда – торговая компания обязалась вплоть до наступления лета реализовывать в своих магазинах 3 наименования сельхозпродукции по фиксированным ценам.
В итоге все получилось: для покупателей стоимость лука, картофеля и моркови в период межсезонья, с января по май, оставалась неизменной и ниже рыночной. 500 млн тенге, направленные на закуп и хранение этих овощей, продавец своевременно вернул. Всего в своих магазинах он смог сбыть почти 9,6 тыс. тонн продукции суммарно по всем трем позициям и выручить чуть больше 1 млрд тенге.
Идею сочли успешной обе стороны, и уже по соглашению текущего года торговая компания получила очередные 500 млн тенге для закупочной интервенции все тех же овощей. Цену на них установила рабочая комиссия при акимате после анализа оптовых цен на новый урожай. Так что с февраля по апрель 2019 года в торговых точках самой крупной сети мегаполиса лук, морковь и картофель будут продаваться по самому низкому стоимостному курсу нынешней осени. Впрочем, сроки действия этих договорных отношений уже в скором времени могут быть пересмотрены.
– Мы подумали, почему люди должны сегодня покупать важнейшие в рационе большинства семей овощи по высоким ценам, если их можно снизить за счет стабилизационного фонда, не дожидаясь февраля? – задается вопросом Нурлан Ауесбаев, генеральный директор ТОО «Алматы Азық». – Мы предлагаем увеличить финансирование программы еще на 250 миллионов тенге и установить фиксированные цены на 3 ближайших месяца начиная с ноября. В итоге 750 миллионов тенге будут направлены на закладку и оперативную продажу овощной продукции социальной группы, а цены на них сохранятся в течение полугода.
ТОО «Алматы Азық» – дочерняя организация СПК «Алматы» – непосредственно занимается вопросами закупа, хранения и реализации социально значимых продовольственных товаров. Из всех ранее используемых схем влияния на ценообразование наиболее эффективной и безопасной в ТОО считают как раз ту, что опробована нынче.
– До сих пор нам приходилось искать поставщиков в хозяйствах среди фермеров, то есть фактически вкладывать деньги «в поле», не будучи уверенными, что они вернутся в полном объеме, – объясняет Нурлан Макенович. – В отношениях с торговым сетевым бизнесом мы никаких рисков не несем – наши партнеры предоставляют банковские гарантии на возврат средств стабфонда и полностью обеспечивают все этапы движения товара от производителя к покупателю.
И, наконец, вспомним наиважнейший социальный аспект. Торговую сеть упомянутого ритейлера в Алматы ежемесячно посещают от 500 до 700 тыс. человек, значит, каждый из них имеет возможность получить свою долю государственной поддержки по программе сдерживания цен на социально значимое продовольствие.
Нурлан Ауесбаев считает стабфонд вполне успешным инструментом регуляторного воздействия на продуктовый бизнес. Но поскольку дело это сравнительно новое, развивается оно небыстро и со сложностями. Нужно вносить изменения в правила деятельности стабилизационного фонда и дорабатывать механизмы взаимодействия участников рынка. Кстати, алматинским опытом заинтересовались в других регионах, и он, вероятно, послужит поводом для поправок в государственную Программу формирования и использования регионального стабилизационного фонда.
Но совершенно очевидно, что воспринимать стабфонд как всесильный регулятор рыночной торговли ошибочно, поскольку таких целей перед ним и не ставится. Последний ценовой скачок на сахар этой осенью заставил выбросить в продажу из городского стабфонда около 100 тонн сахара, реализовывался он на социальных ярмарках по 195 тенге за кило, когда в среднем его стоимость выросла до 220 тенге.
Вернуть цены сладкого продукта на досентябрьский уровень такой «вброс», конечно же, не смог. И любой другой объем интервенций стабфонда не обеспечил бы всей потребности рынка, это резерв другого назначения – защита социально уязвимых слоев населения в периоды колебания цен и возникновения дефицита. Продовольствие из стабфонда, которое периодически пускается в оборот, продают в 27 павильонах «Алматы Азық» и на ярмарках выходного дня. Большинство алматинцев отлично знают эти торговые точки и охотно пользуются их услугами.
Сегодня резервный фонд Алматы содержит на ответственном хранении больше 3,2 тыс. тонн продовольствия по пяти товарным позициям: мука, масло растительное, гречневая крупа, сахар-песок и макаронные изделия. В прошлом году запасов было на 2 наименования больше. А вообще в правилах стабфонда упоминается 19 товаров социального значения.
Выбор, чего и сколько хранить, остается за местной властью, которая определяет эти потребности по рыночной конъюнктуре. В ТОО «Алматы Азық» считают, что резервный список можно будет увеличивать, вводить в него новые группы товаров и наращивать их количество, если партнерские отношения с сетевой торговлей получат свое развитие.