Туризм требует вложений

3710
Гульмира Капенова, учредитель центра образования и туризма BESTkz

Развитие инфраструктуры туристического сектора, о чем говорил Президент в Послании народу Казахстана, – одна из важнейших задач страны. И решать ее нужно не без участия государства.

Этот вопрос поднимался и ранее. Однако пока все безрезультатно. Возьмем, к примеру, установку тех же туалетов. Несколько лет назад я лично ездила по Костанайской области, искала наиболее популярные маршруты, чтобы установить там туалеты. Мы сделали расчеты и отправили их в национальную компанию Kazakh Tourism, но оттуда эти расчеты спустили в местный бюджет. На месте же их даже не стали рассматривать, поскольку стоимость одного туалета составляла пять миллионов тенге. И это только установка. А его же надо еще обслуживать! Представьте, у нас все районы субвенционные, у всех маленькие бюджеты, и, естественно, на эти туалеты просто нет денег. Поэтому это больше должна быть республиканская программа, когда финансирование выделяется из госказны.

Я только вернулась из Европы и посмотрела, как у них рабо­тают так называемые санитарные пос­ты. Так вот там каждая автозаправочная станция оборудована туалетами. В основном платными. На наши деньги это выходило в районе 200–300 тенге, в крупных городах доходило до 500 тенге. Но зато в них идеально чисто, сантехника на высшем уровне, все автоматизировано, везде салфетки, бумага, сушки для рук и так далее. И делается это за счет предпринимателей. Вот мы сколько это предлагали, но, по всей вероятности, те компании, которые строят у нас АЗС, не видят в этом смысла. Хотя они могут себя окупать, сделав вход в туалеты платным. И люди совершенно нормально будут к этому относиться.

Самое главное для туриста что? Это санитарные остановки, а также зоны для кемпинга, места, где люди могут просто вдоль трассы остановиться, поставить машину, перекусить и отдохнуть, не тратя деньги на гостиницу. У нас и этого нет. В других странах для кемпингового отдыха оборудовано очень много стоянок.

Еще один немаловажный момент – у нас нет тесной связи между наукой и практикой в туризме. Сегодня туризм в Казахстане – больше практикоориен­тированная отрасль: каждый предприниматель как сам себе придумает, так все и работает. Есть, конечно, определенные стандарты, нормы, но они не поз­воляют наполнить содержанием туристические маршруты.

К примеру, в Грузии и Турции все маршруты, которые продаются­ туристам, вначале рассматриваются учеными. То есть существуют целые институты, которые эти маршруты прорабатывают: какое количест­во саностановок должно быть, какой километраж пешком, какой на транспорте, даже тексты здесь все согласовывают с учеными, и только потом они подаются в бизнес на продажу. У нас же никто не контролирует, кто и какие легенды рассказывает, соответствуют ли они истории края или же гид придумал все сам. Именно содержание маршрута, на мой взгляд, должно координироваться государством.

То есть посыл, озвученный Президентом, на самом деле включает огромнейший пласт работы: науч­ной, методической, архитектурной, образовательной...

Другая проблема – отсутствие товаров для организации туризма отечественного производства. Когда два года назад мы начали ставить экоотель, то вдруг выяс­нилось, что у нас в стране для экотуризма ничего не производится: ни туристических стульев, ни палаток, ни спальных мешков. Элементарно – фонарики, веревки для турмаршрутов, туристичес­кие топорики, то есть абсолютно все без исключения – мы закупаем либо в РФ, либо в Китае, либо в Турции...

Все это те аспекты, на которые я бы обратила пристальное внимание. Чтобы появилась инфраструктура, государство должно вкладывать деньги не только в автопром или сельское хозяйство, но и в туризм, потому что это направление предполагает создание огромного количества рабочих мест, условий для занятости населения, самозанятости, для появления совершенно новых профессий.

Популярное

Все
Я – жертва и живой свидетель массового голода
На Капшагае током убило ребенка
«МММ» казахстанского разлива, или Кое-что о схемах «пирамидостроителей»
Чтобы ребенок не остался один
Итоги фотоконкурса подвели в Туркестане
Победителям – медали и звания
Диалог со зрителем на языке картин
Преступный бизнес на авто
Горожане простились с ветераном Ниной Мосуновой
Когда дается второй шанс
Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Кабинетом Министров Кыргызской Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций
Сложность натуры
Мир спасет добродетель
Паралимпийцы приняли участие в экоакции
Верховный суд разъяснил порядок
Казахско-французская школа появится в Астане
Соревнуются наставники
Сначала запланировали, потом недоосвоили...
Новоселов все больше
Каникулы с пользой
Филиал Челябинского государственного университета откроют в Костанае
Казахстан – Саудовская Аравия: новые вехи сотрудничества
Новая услуга стала доступной казахстанцам в eGov Mobile
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
Аффинажный завод в Астане выдал 30-тысячный слиток дорогого металла
От слесаря до начальника в газовой отрасли
Ферма, где роботы доят коров
Срезан склон холма, жди оползня…
Бадрисафа Байтурсынова, разыскивая мужа, дважды обращалась к жене Максима Горького
Музей космонавтики откроют в Байконыре
Новая услуга появилась в приложении eGov Mobile
ORDA: триумф во Франкфурте-на-Майне
ChatGPT стал плательщиком НДС в Казахстане
О чем говорил Президент на встрече с главой Бундесрата Германии
Токаев переговорил с Путиным
1,3 млрд тенге «увели» интернет-мошенники у карагандинцев
Туристический маршрут запустили между Казахстаном и Китаем
Таяние ледников – проблема всего человечества
Двое казахстанцев зачислены в университеты Лиги плюща
Казахстанская модель шахматного образования признана одной из лучших в мире
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Будущее – за цифровыми активами
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Семья – духовный код нации
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Жару сменят дожди в Казахстане
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана

Читайте также

Верховный суд разъяснил порядок
Паралимпийцы приняли участие в экоакции
Преступный бизнес на авто
Единовременную соцвыплату получат пенсионеры

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]