Уступи дорогу скорой

5135
Галина Вологодская

Опасная работа

Неделю назад министр здравоохранения Алексей Цой выразил соболезнование родным урджарских медиков Болата Азилханова и Бейбита Габдуллина. Они погибли 3 февраля в дорожной аварии. Спецавтомобиль возвращался из Семея в Урджар после сопровождения тяжелой пациентки. В условиях непогоды, снега, гололеда водитель встречного грузовика не справился с управлением и врезался в карету скорой помощи. У дальнобойщика ни царапины. А вот район потерял двух опытнейших специалистов. Одному было 49 лет, другому – 42 года, мужчины в расцвете сил. Жены остались без мужей, дети – без отцов. Водитель скорой выжил, но находится в реанимации в тяжелом состоянии.

– Несмотря на погодные условия, большие нагрузки, усталость, медики остаются верны своей благородной профессии, – отметил глава Министерства здравоохранения. – Случившаяся трагедия заставляет в очередной раз задуматься о безопасности медицинских работников, о ценности каждого из них.

По факту смертельного ДТП начато досудебное расследование по части 4 статьи 345 УК РК – нарушение ПДД или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшее по не­осторожности смерть двух или более лиц.

Тяжело признавать, но аварии с участием автомобилей скорой помощи перестали быть чем-то из ряда вон выходящим. В Усть-Каменогорске и Семее полицейские ежегодно оформляют десятки протоколов по статье 598 Кодекса РК об административных правонарушениях за отказ водителей уступать дорогу машинам с медиками. Вот только самые резонансные случаи за последние годы.

Январь 2019-го: в Семее на улице Каржаубайулы в автомобиль скорой, двигавшийся с проблес­ковыми маячками, врезался вылетевший со второстепенной дороги грузовой микроавтобус. К счастью, обош­лось без травм. Декабрь того же года: в областном центре Восточного Казахстана на перекрестке улицы Жибек Жолы и проспекта Сатпаева скорую, спешившую со спецсигналом, ударил большегрузный автомобиль. От столкновения карету скорой занесло на площадку с пат­рульной полицейской машиной. Пострадали двое полицейских, двое медиков, а также пациент, которого врачи везли в больницу. Апрель 2018-го: в Семее нетрезвый водитель иномарки врезался в скорую, которая в экстренном порядке везла в больницу ребенка. Пострадали водитель спецавтомобиля и бригада медиков. Октябрь того же года: в Усть-Каменогорске на улице Потанина легковушка не пропустила автомобиль с медиками, выезжающий с маячком со двора. Врачи отделались стрессом. Июнь 2017-го: в Семее владелец иномарки избил водителя скорой за то, что медицинская машина заняла место во дворе…

Список можно продолжить. По данным областного департамента полиции, только в 2019 году произошло почти три десятка дорожно-транспортных происшествий с участием машин скорой помощи. Пострадали почти 20 человек. Можно спросить любого медработника – у каждого найдется история, как их машину не пропускали, блокировали, как оскорбляли водителя, показывали неприличные жесты.

– Раньше мы приезжали с опоз­данием, потому что был дефицит автомобилей, – дал комментарий врач кардиобригады Серик Дюсембинов. – Сейчас новые машины, техники хватает, проблем с этим нет. Но мы все равно можем опаздывать, потому что сложно быстро добраться, особенно в час пик. Водитель включает сирену, мигалку, большинство в потоке относится с пониманием, но встречаются и хамы. Им хоть как сигналь, они не уступают.

Одним из последних случаев поделился водитель усть-каменогорской станции скорой помощи, назвавшийся Женисом. Бригада везла по экстренному вызову мальчика дошкольного возрас­та в областной Центр матери и ребенка. Сначала автомобилю перекрыли выезд на кольцо перед мостом, затем не пропустили на перекрестке на проспекте Сатпаева. Пришлось рисковать, выезжать на встречную.

– Мы везли ребенка в тяжелом состоянии, нельзя было терять ни минуты, – заметил водитель. – Каждый слышал, что пропустить скорую – это святое. Ведь у всех дети, все могут оказаться в такой ситуации. Но почему-то некоторые, оказавшись за рулем, словно делают врачам одолжение.

Кнутом и пряником

В прошлом году в Усть-Каменогорске активисты проекта «Шығыс – адалдық аланы» вместе с полицейскими проверили местных автовладельцев на сознательность. Несколько часов они следовали за каретой скорой помощи по городским улицам. Задачи кого-то наказать не было. С нарушителями проводили исключительно разъяснительные беседы. И, как заверили общественники, результат был очевидным – с крутых лихачей быстро слетало хамство, особенно при виде сотрудников в форме. В проект­ном офисе и дальше намерены продолжить разъяснительные акции с широким освещением в СМИ и соцсетях. Здесь верят в воспитательную силу слова и положительных примеров.

Во многих казахстанских городах помощниками правоохранительных органов в борьбе с дорожным хамством стали общественные объединения. Например, в Алматы активисты известного сообщества автомобилистов первыми стали на постоянной основе выставлять в Сеть видео с нарушителями, блокирующими движение спецтранспорта. Следом инициативу подхватили в столице и практически во всех областных центрах. И пока никто не возражал. Все понимают: любая помощь полицейским в борьбе с дорожными хамами работает как профилактика.

В этом же сообществе автомобилистов на основе статистики ДТП со скорыми подготовили свои предложения по изменению наказания для нарушителей. Например, сейчас по статье 598 КоАП РК за отказ предоставить преимущество в движении транспорта оперативных и специальных служб с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами предусмотрен штраф 10 МРП, или 29 170 тенге. В случае повторного нарушения в течение года – 15 МРП, или 43 755 тенге плюс проверка знаний ПДД. Активисты предлагают поднять сумму штрафа до 50 МРП.

– Название службы – скорая помощь – говорит само за себя, – высказал мнение один из членов объединения автомобилистов под ником Almat. – Человека нужно экстренно доставить в больницу. Если кто-то специально не пропускает, нужно штрафовать на сумму больше 100 тысяч тенге. Ведь действует такое наказание, если ты оставил свою машину на парковке для инвалидов. Должны быть жесткие штрафные санкции, только тогда ситуация изменится.

Кроме того, общественники предложили оснастить все скорые качественными видеорегистраторами, чтобы иметь четкую картинку, кто, где, как и когда не пропустил и тем более подрезал медицинский автомобиль. Дальше видео передаются в полицию для оформления административных протоколов.

– Проблема еще в том, что нигде не объясняют и не обучают, как именно водителям следует уступить дорогу, – поделился мнением общественник Almat. – Такие обучающие курсы остро необходимы в крупных городах с напряженным движением. Например, в Алматы большинство дорог с 4 полосами. Возможно, с помощью записей тех же видеорегистраторов стоит искать положительные примеры и выкладывать в Сеть, чтобы наглядно показывать, как перестроиться в плотном потоке и освободить полосу для медиков.

Для человека в остром состоянии любое промедление может закончиться плачевно. Успеет ли медицинский автомобиль быстро и безопасно доставить пациента в больницу? Это зависит от каждого участника дорожного движения.

Популярное

Все
В Астане презентовали 10-томное собрание трудов Каныша Сатпаева
На острие волны – соломенные тюки
Два ангела-хранителя
В Астане за нахождение вне жилища после 23.00 задержано более тысячи несовершеннолетних
Промышленные роботы ускорят автосборку
Пылят, грохочут, загрязняют реки…
Горизонты глубокой переработки
Полевые работы в интерьере проблем
80 лет подвигу Рахимжана Кошкарбаева
Начался прием заявок на соискание премий, грантов и благодарностей Президента в области СМИ
Литературная память о войне
Будем жить «по-умному»
Экосистема «Адал азамат» станет основой новой молодежной политики
Он Победу застал в Кенигсберге...
Новые имена выставки «Весенний салон-2025»
Программа «Алматы жастары» помогает молодым жителям мегаполиса приобрести собственное жилье
Ономастика и бюрократия несовместимы
SARAP на острие проблем
Birgemiz объединяет неравнодушных
Всегда на линии огня
Полководец. Писатель. Патриот
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Государство и бизнес создадут «цифровой путь» туриста
Серик Сапиев возглавил Национальный сурдлимпийский комитет РК
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Для лесхозов Восточного Казахстана закупят больше 100 единиц техники
Будет ли в столице новый сквер?
География инвестиций расширяется
Фестиваль тюльпанов провели в ЗКО
Заморозки снова придут в Казахстан
Комплексные меры приносят эффект
Укрепляя международные спортивные связи
Взрыв в Иране: Токаев выразил соболезнования
Рыбакина: «Я всё ещё не в лучшей форме»
Токаев произвел кадровое назначение
Гвардейцы обеспечивают порядок в зоне подтопления в СКО
Свыше 200 тысяч мешкотар заготовлено силами военнослужащих Нацгвардии в СКО
Законопроект «Об искусственном интеллекте» обсудили на заседании Общественной палаты
Корифей творческого духа
В Иране назвали причину взрыва в порту в Бендер-Аббасе
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Педагоги из СКО достойно представили регион на республиканской олимпиаде
Формула успеха для Казахстана
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
Бойцы Нацгвардии задержали около 5 000 правонарушителей
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В Талдыкоргане дан старт празднованию 100-летия Нургисы Тлендиева
В каких районах Астаны появятся новые школы
Трамп поднял размер пошлин на импорт из Казахстана до 27 процентов
Аким области Абай проконтролировал ситуацию в селе Красный Яр
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге

Читайте также

​​​​​​​Служба вместе, пенсия – врозь?
...А где-то угоняют табунами
Сертификаты обещают продлить
Мыльные пузыри

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]