– Актуальность «цифровой» темы обусловлена не только тем, что стремительное развитие технологий является одним из ключевых вызовов для бизнеса и государства в любой стране. Для нашей страны ставка на цифровизацию может стать реальной платформой сохранения конкурентоспособности в будущем. Именно поэтому ускоренная технологическая модернизация страны обозначена приоритетом номер один в январском Послании Президента. На данный момент концепция государственной программы «Цифровой Казахстан» готова, проект предварительно согласован со всеми государственными органами, а значит мы планомерно движемся в заданном направлении.
– Тем не менее, ведя речь о создании и становлении высокотехнологичной цифровой инфраструктуры в стране, не слишком ли поверхностно мы относимся к тому, что большая часть сельчан (их в стране 40–45%) фактически воспринимает возможности Интернета почти единственно как способ быстрых контактов либо в электронной почте, либо при помощи мессенджеров? – Это лишь отчасти верно. Высокоскоростной Интернет даст возможность предоставления качественных услуг здравоохранения и образования населению, которое проживает в отдаленных местах, более того, это станет платформой электронной торговли. Люди смогут продавать товары и услуги онлайн, а дистанции уже не будут барьером для предоставления услуг.
В качестве яркого примера приведу создание платформы Alibaba в Китае, которая связала международных покупателей с малым и средним бизнесом. Бизнес, который 15 лет назад размещался в квартире, способствовал созданию 100 миллионов рабочих мест и 10-миллионной армии предпринимателей! Сегодня Alibaba контролирует 80% китайского рынка e-commerce и генерирует 2% ВВП.
Цифровизация как мировой тренд вдохновляет и отечественный бизнес к созданию подобных аналогов. Казахстан имеет развитый агропромышленный комплекс, а в основе поставленной государством цели – увеличение валового выпуска сельхозпродукции на 30% – заложена идея последовательной цифровой трансформации отрасли.
Да, действительно, знакомство сельчан с цифровой техникой начиналось с мобильных телефонов и приложений. Но приход цифровизации на село все больше и больше вовлекает жителей села в овладение навыками IT. Захочешь торговать – заходи на виртуальную ярмарку! Тут ты можешь и продать произведенное, и купить то, что тебе нужно в хозяйстве.
А система капельного орошения, например, которая управляется из одного центра, будет способствовать кооперации сельчан, ведя к укрупнению хозяйств. В свою очередь крупное хозяйство – это и большие возможности для развития сельхозпроизводителей, и рост производительности труда, и удешевление продукции для конечного потребителя. Применительно к нашей ментальности можно сказать, что мы «долго запрягаем, но быстро ездим». То есть сама жизнь будет мотивировать сельчан к тому, чтобы смелее осваивать технологии, основанные на IT.
Элементарно, даже чтобы поставить небольшой птичник, сельчанин должен быть на «ты» с компьютером, поскольку процесс выведения цыплят полностью автоматизирован, и все регулируется нажатием кнопок. А если задуман проект, где полный цикл производства от выращивания до переработки, то без серьезных IT-навыков не обойтись!
Еще и поэтому в программе мы предусмотрели онлайн-платформы на базе ЦОНа и Казпочты для получения нашими гражданами базовых IT-навыков.
– Мы говорим о широкополосном доступе в Интернет в селах и аулах не первый год, а результат? Индикаторы программы также свидетельствуют: к окончанию ее действия доля пользователей сетью ожидается лишь на 81%. Ну и соответствующий процент цифровой грамотности. Почему так, отчего не каждый наш гражданин сможет воспользоваться Сетью? – Сегодня в наиболее активной части населения, в возрастной группе 6–74 лет, около 77% населения имеет доступ к Интернету. Когда же речь идет о 81% – это показатель прироста к количеству пользователей Сетью для этой возрастной группы. Безусловно, и государство, и бизнес, и домохозяйства – все заинтересованы в том, чтобы 100% охват случился уже «вчера». Цифровизация экономики как раз и будет способствовать ускоренному вовлечению населения в пользование Сетью.
– Кто станет финансировать программу и проекты, которые будут реализовываться в ее рамках? – Проекты в рамках программы буду финансироваться по механизму государственно-частного партнерства либо по сервисной модели информатизации. Принципы финансирования по ГЧП регламентирует Закон «О государственно-частном партнерстве». Сервисная же модель, о которой говорим мы, подразумевает централизованный подход в информатизации, основанный на оказании государственным органам информационно-коммуникационных услуг. Такие услуги предоставляет оператор ИК-инфраструктуры с привлечением IT-компаний. Подробности можно узнать на нашем сайте zerde.gov.kz.
– «Развитие человеческого капитала» – словосочетание, вошедшее в нашу отчетность, но не вошедшее в жизнь. У нас до сих пор нет полноценного дистанционного школьного обучения и вузовского образования онлайн, нет электронных учебников, невозможно получить дополнительные знания, пользуясь цифровизацией, нет каталогизации видеолекций, поскольку отсутствует практика видеолекториев. Какова ваша позиция на этот счет? – Вы поднимаете очень актуальную тему. Сегодня во всем мире активно дискутируется тема образования, его качества и парадигма его развития. Многолетний мировой тренд – «массовизация образования» на основе его доступности. Этот тренд и задает основные параметры будущего образования, становится драйвером развития альтернативного дополнительного образования в Казахстане.
С нынешнего года общественным фондом WikiBilim при поддержке вузов РК запущен проект «Открытый университет Казахстана» (аналог известного Coursera). Образовательная платформа предлагает бесплатный доступ к онлайн-курсам от ведущих преподавателей вузов страны.
По сути, этот проект является «гринфилдом» – проектом с нуля, где весь контент казахстанский. Более 80% курсов представлено на государственном языке. Любой желающий может без ограничений осваивать онлайн-курсы, размещенные на платформе, когда и где ему это удобно. Данный проект исключительно социальный, не коммерческий. Мы обсуждаем с ОФ WikiBilim возможность реализации проекта по повышению цифровой грамотности населения.
Конечно, на сегодня дистанционное образование в Казахстане несовершенно, но положительные аспекты налицо. Дистанционное обучение практикуется уже не один год. Как государственные, так и частные вузы предоставляют инструменты обучения онлайн для студентов других регионов. Некоторые вузы предоставляют возможность получать двойной диплом, по одному из которых студент может обучаться дистанционно. Выпускникам дистанционного обучения выдаются дипломы государственного образца, в которых не указывается форма обучения (дистанционная⁄заочная). Однако возможность пройти обучение в вузе дистанционно есть только у людей, которые уже имеют диплом о среднем профессиональном или высшем образовании.
– Зачем сейчас повышать квалификацию специалистов в области информационно-коммуникационных технологий, если можно привлекать супер-специалистов для работы на удаленном доступе? – Позволю себе повториться. В январском Послании народу Казахстана Глава государства определил приоритет № 1 – курс на ускоренную технологическую модернизацию экономики. А трансформация экономики напрямую связана с IT-технологиями.
Да, наша экономика давно испытывает «кадровый голод». Но это касается не только Казахстана. Одна только экономика США ежегодно будет иметь до 50 000 вакансий для IT-специалистов. В соответствии с глобальным исследованием Manpower Talent Shortage Survey за 2016 год, в котором приняли участие 42 000 работодателей из 43 стран, IT-специалисты по уровню востребованности находятся на втором месте. В остром дефиците – разработчики, программисты, архитекторы, специалисты по данным, кибербезопасности, IT-лидеры и управленцы. Это значит, что надеяться на внешний рынок для привлечения специалистов мы не можем, да и не должны!
Проблема «кадрового голода» имеет и негативную сторону: отсутствие конкуренции в среде специалистов в любой отрасли приводит к снижению конкуренции, а значит, и к снижению продуктивности в работе востребованных специалистов. Поэтому пока мы не решим проблему с «взращиванием» своих собственных талантов для IT-отрасли и не поставим это на «поток», до тех пор этот вопрос будет серьезным препятствием для развития бизнеса и производства в стране.
– Как холдинг участвует в решении этой проблемы? – Среди прочего мы создаем и внедряем систему квалификации в области IT. Система должна изменить взаимоотношения всех сторон, представленных на рынке квалифицированного труда: образования, специалистов, бизнеса.
Мы уже разработали отраслевую рамку квалификации, которая позволила провести инвентаризацию областей профессиональной деятельности с целью установления квалификационных уровней в отрасли IT. Также разработаны профессиональные стандарты, основной функцией которых является установка требований к качеству труда, знаниям и умениям. На их основе будут выстраиваться образовательные стандарты в вузах. По сути, профессиональные стандарты – это запрос рынка труда в подготовке тех IT-кадров, которые будут востребованы в отраслях экономики.
Важно и сотрудничество с зарубежными партнерами. Так, в апреле 2017 года в ходе рабочей поездки Премьер-министра РК Бакытжана Сагинтаева в США было подписано соглашение между Cisco International Limited и АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде». Одним из направлений сотрудничества названа подготовка и переподготовка кадров для работы в «цифровых» условиях. При поддержке казахстанских институтов и университетов к участию в программе к 2020 году будет привлечено 10 тысяч студентов.
– Проактивное государство – это тоже одна из целей программы, о которой ведем речь. Что стоит за этим? Что мы, граждане, станем получать при «цифровом правительстве», какие удобства и неудобства нас ждут? – Граждане, чтобы принять то или иное решение, все в большей мере ждут тех услуг от государства, которые персонализированы и предвосхищают события или известные даты из его жизни. Государство может напомнить ему о том, что пора обновить удостоверение личности или паспорт, либо о наступлении срока уплаты налога, или о том, что пора записать ребенка в школу или детский сад.
Государство является хранителем баз данных граждан страны. С развитием технологий все данные были оцифрованы, то есть по каждому гражданину хранятся определенные данные и сведения. Сейчас мы можем анализировать и предполагать, в какой именно жизненной ситуации находится тот или иной гражданин.
Например, при рождении ребенка государство само готовит свидетельство о рождении, предварительную регистрацию в детский сад, поликлинику, школу без обращения гражданина.
То есть наступает момент, когда мы должны принять подход, при котором государство само предлагает и по согласию гражданина инициирует процесс оказания госуслуги. Это и является основным принципом «проактивных» услуг, или «умного государства».
Мы хотим, чтобы заявления от граждан формировались автоматически в государственных информационных системах. Это можно обеспечить за счет улучшения прогнозирования обращений граждан, выявления жизненных ситуаций и автоматического оказания услуг без подачи заявок.
Как пример можно рассмотреть жизненную ситуацию – выход на пенсию. Так, при достижении человеком пенсионного возраста в государственных информационных системах формируется уведомление для подтверждения данной жизненной ситуации. При получении одобрения от гражданина запускается процесс по оформлению пенсионных отчислений, открытию банковского счета, формированию сегментированных предложений по досугу, а также оформлению льгот для пенсионеров.
По итогам достигнутых результатов в рамках жизненных ситуаций возможно построение успешных моделей по концепции «другим было полезно» или «мы думаем, что вам может быть полезно».
Проактивность государства создаст эффект не только для населения, но и для самого государства. Государственные органы будут знать и понимать структуру населения, которое они обслуживают, и смогут адаптировать разработку услуг и инвестиции соответствующим образом.
– «Развитие национальной инфраструктуры пространственных данных» – так в программе. Если предстоит развитие, значит, сама ИПД уже есть? Кто в Казахстане основной производитель географической информации? А ее потребители? Накоплена ли у нас критическая масса цифровых географических данных о стране, чтобы именно в рамках означенной программы заниматься этой проблемой? – Проект национальной инфраструктуры пространственных данных (НИПД) является инициативой НК «Казахстан Гарыш Сапары». Как проект НИПД не существует, а только инициирован.
Есть два понимания проекта, из-за чего часто возникает путаница. Первое: НИПД – инфраструктура, которая объединяет ресурсы, технологии, кадры и так далее, то есть должна включать в себя все компоненты для работы с пространственными данными – дата-центры для хранения, шлюзы для передачи, людей и технологии для обработки, софт, в том числе НГИС (Национальная геоинформационная система) и все кадастры. Второе: НИПД – проект, который предоставляет космоснимки, а также частично аэроснимки для других информационных систем.
Фактически вся необходимая инфраструктура уже давно имеется: есть Национальный картографо-геодезический фонд, где хранятся все карты; функционирует Комитет по управлению земельными ресурсами, который управляет и отвечает за отрасль; наличествуют государственные дата-центры у НИТ; имеются или создаются различные кадастры для хранения слоев по отраслям; а также создается НГИС для оказания услуг, где нужны карты.
Таким образом, НИПД всеми рассматривается по второму варианту как поставщик данных по космоснимкам. То есть аналогично другим отраслевым системам, как, например, геологи по недрам, земельщики по земле и так далее.
Тем не менее основного производителя географической информации в стране нет. Каждый делает карты в своей компетенции или по своей территории.
– Согласно программе предстоят цифровые преобразования в отраслях экономики. В каком ее секторе работы непочатый край, а в каком, на ваш взгляд, предстоит лишь «шлифовка»? – Считаю, что нужно начать комплексную цифровизацию отраслей: промышленность (переход на Индустрию 4.0), сельское хозяйство, транспорт, здравоохранение и образование. Особенно хочу отметить, что финансовый сектор требует ускоренного развития в области финансовых технологий.
– Что в целом получит казахстанский бизнес от цифровой реальности? Что предложили бы вы лично? – Я думаю, все компании должны задуматься уже сейчас, как с помощью новых технологий они смогут повысить производительность труда, сократить расходы и оптимизировать внутренние процессы, вплоть до пересмотра модели ведения бизнеса.
Считаю, что в Казахстане очень много талантливых специалистов в IT. Более 1 500 выпускников президентской программы «Болашак» обучались в лучших вузах мира по IT-специальностям и влились в экономику республики. Новые технологии, к которым они привержены, наполнят энергией стартап-культуру Казахстана. Думаю, созданная критическая масса талантливых специалистов продолжит тенденцию зарождения и становления новых отечественных стартап-решений.
Это мое личное отношение. Личные идеи пока таковыми останутся, возможно, придет время для того, чтобы они стали общим достоянием.
– Можно несколько личных вопросов? Почему вы для себя выбрали эту сферу – IT? Понимаю, современно, привлекает, заставляет быть в тонусе и в теме одновременно… А еще какие причины? – На выбор мною профессии повлияло несколько факторов. Я окончила Республиканскую физико-математическую школу имени Жаутыкова. Любимыми предметами всегда были математика, физика и компьютерные науки. А также впитывала наставления родителей о том, что, по сути, человек должен в жизни принять два основных решения: «Кем быть?» и «С кем быть?», от которых и зависит, как сложится наша жизнь. Поэтому к выбору профессионального пути я подходила взвешенно.
Немаловажным фактором было и то, что IT-специальность – это профессия будущего. А значит высокая востребованность и большие возможности для саморазвития через участие в больших проектах. Кроме того, мне всегда был важен не только процесс, но и результат. Компьютерные науки имеют прикладную направленность, когда ты можешь видеть реальный результат и продукт. Наверное, это и было окончательным критерием выбора.
Я уверена, что совсем скоро дети на вопрос родителей «Балам, кім болғын келеди?» будут гордо отвечать: «Айтишник боламын!» Это всего лишь вопрос времени.
– Вы – молодой руководитель. Придя в холдинг год назад, что вы сделали за столь короткий, в сопоставлении с грандиозностью задач, срок? – В связи с новым законом об информатизации перед холдингом были поставлены конкретные задачи, которые потребовали определенной реструктуризации. Помимо прежних функций, с апреля 2016 года «Зерде» впервые стал «Сервисным интегратором» государственных органов. А в ноябре 2016 года получил статус Национального института развития в области IT.
Менее чем за год нам удалось нарастить компетенции и знания по разработке Enterprise-архитектуры, управлению проектами и программами, внедрению сервисной модели информатизации, управлению проектами ГЧП в области IT.
В прошлом году была завершена разработка Enterprise-архитектур в четырех государственных органах – Министерстве здравоохранения и социального развития, Министерстве образования, Министерстве информации и коммуникаций и Министерстве энергетики.
В нынешнем году начали разработку Enteprise-архитектур Канцелярии Премьер-министра, Генеральной прокуратуры, Министерства культуры и спорта и акимата Астаны. Также полностью сформирована новая целевая архитектура электронного правительства.
У нас сложилась, видимо, одна из наиболее крупных команд архитекторов в Казахстане, сертифицированных по стандарту TOGAF.
Из опыта работы в банковском секторе, который, как правило, является наиболее продвинутым в части IT среди всех секторов, могу сказать, что внедрение архитектурного подхода в государственном секторе сегодня на порядок ушло вперед.
В части развития IT-отрасли на базе холдинга «Зерде» начал функционировать экспертный совет. Инициирована тесная работа с рынком и IT-ассоциациями. Пользуясь случаем, выражаю огромную благодарность за активную работу и поддержку со стороны IT-ассоциаций, совместно с которыми сформирован общий план по развитию IT-отрасли нашей страны.