​В русле мировых тенденций

636
Амерхан Рахимжанов, доктор политических наук, профессор

За 25 лет Независимости в Казахстане произошли большие изменения, затронувшие и сферу образования, которая всегда находилась и остается в поле особого внимания Главы государства. В первые, архитрудные для суверенного развития страны годы Президент Нурсултан Назарбаев учредил стипендию «Болашак». Не секрет, что эта инициатива была встречена поначалу скептически. Но жизнь подтвердила стратегический дар предвидения нашего Елбасы.

Сегодня более 8 000 выпускников этой программы, получивших высококлассное образование в ведущих вузах мира, вносят достойный вклад в экономику нашей страны. То же самое можно сказать и об инициативе Президента по информатизации. Вспомним: задача повсеместной компьютеризации ставилась на фоне веерных отключений электроэнергии. Сегодня же мы не можем представить свою жизнь без компьютеров, Интернета, информационных систем.

Совсем недавно, в преддверии нового учебного года, прошло республиканское августовское педагогическое совещание, на котором выступила заместитель Премьер-Министра РК Дарига Назарбаева. В своем выступлении она поделилась видением текущих трансформаций в системе образования страны. Спустя несколько дней в ряде республиканских изданий было опубликовано расширенное интервью с вице-премьером, в котором говорилось о главных преобразованиях в школах и вузах: 12-летнем обучении, развитии полиязычия, подготовке квалифицированных кадров. Эти вопросы сейчас широко обсуждаются в обществе. Есть и понимание того, что модернизация образования объективно необходима. Достижение амбициозной цели вхождения в 30 самых конкурентоспособных стран мира без качественно нового интеллектуального потенциала немыслимо.

Путь становления каждого профессионала начинается со школьной скамьи, продолжается в колледже и вузе. Развитие специалиста зависит от умений и навыков, которые он приобрел в период обучения. Одним из ключевых умений для успешной деятельности становится знание нескольких языков.

Вопрос полиязычия, правда, вызвал в стране большую полемику. С одной стороны, все понимают, что знание казахского, русского и английского – необходимость и преимущество. С другой – возникает много споров: возможно ли реализовать планы в сжатые сроки? Как освоить сразу несколько языков в рамках школьной и вузовской программы? Что необходимо изменить в методике преподавания, чтобы облегчить изучение языков?

Выступая на августовском совещании, Дарига Назарбаева пояснила, что внедрение программы будет осуществляться поэтапно. Начало положили более 5 000 преподавателей, которые в текущем году прошли 4–9-месячные языковые курсы, при этом их заработная плата и рабочее место сохраняются. Реформа будет проходить под постоянным контролем со стороны государства.

Степень готовности учителей к переходу на трехъязычное образование будет оценена в 2018 году. И только после этого, начиная с 2019-го, будет вводиться преподавание на трех языках. В первую очередь это коснется учеников 10 и 11 классов. Старшеклассники начнут изучать физику, химию, информатику и биологию на английском языке.

Работа по развитию языкового компонента будет проводиться также в колледжах и университетах. В интервью Дариги Назарбаевой озвучена важная мысль: «полиязычие – не наше желание, но наша данность». Страна находится в самом сердце материка, соединяя Восток и Запад. Знание языков поможет развивать экономические, культурные отношения с государствами ближнего и дальнего зарубежья и приведет к процветанию.

Если говорить о зарубежных странах, то многие из них в государственной политике делают большую ставку на знание языков. Но при этом ценят свои традиции и культуру. И мы должны двигаться по этому пути. Наша главная задача – сделать государственный язык востребованным и легко осваиваемым.

В этом году Казахстан празднует 25 лет со дня обретения Независимости. Преподавание казахского в школах и вузах велось всю четверть века. Но достигли ли мы должного уровня владения языком? Увы, в условиях новой информационно-коммуникационной среды старые учебники уже недостаточно эффективны. И теперь уже явно недостаточно механического заучивания и пересказа текстов, изучения правил и исключений. Пришло понимание: необходимы новые методики, дающие навыки практического применения языка.

Разрабатывается специальный учебник для изучения казахского. Методика будет ориентирована на использование языковых навыков в бытовых, жизненных ситуациях. Вообще, опыт изучения языков показывает, что около 400 правильно выбранных слов могут покрыть до 90% того словаря, который нужен вам для целей повсе­дневного общения – для разговора в магазине, общественном транспорте, чтобы ответить по телефону или спросить, как пройти куда-то.

За знанием лексики идет важный шаг – преодоление языкового барьера. Знаю, для многих это и есть переломный момент, когда ты без стеснения можешь заговорить на новом языке. Сам столкнулся с этим фактором, когда изучал английский. Но знание того, что тебя понимают, что ты можешь донести свою мысль до собеседника, стоит усилий. Вспомните, как меняется отношение к человеку, который старается хоть немного говорить на вашем родном языке – «здравствуйте», «спасибо». Начинаешь его уважать за приложенные усилия, стараешься поддержать.

Думаю, нам стоит оказать друг другу поддержку в изучении языка, быть более терпимыми к тем, кто делает первые шаги. Но это о нас, взрослых. Для нового поколения не должно быть никаких барьеров. Здесь я согласен с Даригой Нурсултановной: «малыши, которые через пару недель сядут за парты, выйдут из школы через 11 лет умными, открытыми, развитыми людьми, легко переходящими с русского на казахский, с казахского на английский. Это веление времени».

Своевременно выбран курс и на обучение английскому языку с раннего возраста. Он давно стал языком не только международного общения, но и науки, и нужен, чтобы войти в международное научное сообщество, быть в курсе последних достижений, публиковать статьи в зарубежных журналах. Современному специалисту жизненно важно постоянно совершенствовать знания, представлять широкой общественности результаты своего труда. Новые технологии, исследования и ресурсы становятся доступными благодаря владению английским.

Сегодня возможностей для изучения иностранных языков предостаточно. Наравне с изучением языка в школе, университете, на курсах, гигабайты качественной информации доступны в Интернете. Можно скачать словари и учебники, аудиоуроки, общаться с носителями языка на онлайн-ресурсах. Отличительная особенность многих из них (например, duolingvo.com или lingualeo.com) – ориентированность на бытовые ситуации и темы – семья, дом, магазин, прогулка, а также на постепенное усложнение уроков. С подобной программой язык становится более доступным, а его изучение – увлекательным. Такие уроки занимают немного времени. По таким же принципам должны быть разработаны и курсы для изучения казахского языка.

На сайтах learnenglishkids.britishcouncil.org, weekenglish.ru, englishforkids.ru и многих других ресурсах есть разработанные специально для детей обучающие мультипликационные фильмы и электронные учебники английского языка. Сейчас, в эпоху компьютеризации, когда ребенок уже с малых лет умеет пользоваться планшетом и играет в компьютерные игры, изучение языков может проходить в игровой форме.

Вообще, интересный факт: информатизация и технический прогресс полностью изменили привычный ход образовательного процесса. Если раньше всю информацию ученик получал от преподавателя, а затем шел домой и закреплял материал, то сегодня это часто происходит в обратной последовательности. Объем информации, который нужно было изучать 20 лет назад, в десятки раз уступает тому объему, что нужно знать учащемуся сейчас.

Новые информационные технологии открыли доступ к знаниям для всех желающих. К примеру, в «доинтернетную эпоху» с картинами Айвазовского или Рембрандта можно было ознакомиться, только посещая выставки или пролистывая страницы специальных изданий. А сегодня к искусству может приобщиться каждый интересующийся, независимо от того, проживает он в отдаленном поселке или в мегаполисе – был бы доступ к Всемирной сети. Информатизация и техническое оснащение школ, колледжей, вузов делает образование доступным для каждого.

Эра новых информационных технологий определяет условия и возможности для получения знаний. Сегодня мировым трендом в образовании становятся массовые открытые онлайн-курсы (MOOCs, Massive Open Online Courses). Их предлагают вузы с мировыми именами: университеты Мичигана, Гарварда и Принстона, Стэнфордский и Пенсильванский. В мире представлено несколько площадок, предлагающих массовые открытые онлайн-курсы. Наиболее известные из них – EdX (Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт), Udacity (Стэнфордский университет), Coursera (тоже основанный преподавателями Стэнфордского университета). В Германии популярен Iversity, в Великобритании – Open Univercity, Crypt4you – в Испании, образовательные организации Европейского союза создали OpenupEd, в Индии работает EduKart.

Согласно различным источникам, за последний год в мире было зарегистрировано более 4 000 онлайн-курсов, к которым имеет доступ любой желающий. При этом почти 2 000 разработаны и реализуются европейскими университетами. Онлайн-курсы могут дополнять основные дисциплины, а также составлять самостоятельный отдельный курс. Многие MOOCs за отдельную плату предлагают сертификат для тех, кто завершил обучение. Coursera, например, включает в себя более 500 открытых курсов. В их составе – текстовые материалы (учебные пособия, упражнения, проверочные задания), аудио- и видеолекции.

Академическую поддержку Coursera оказывают 33 крупнейших североамериканских университета (в том числе элитные Принстонский и Стэнфордский университеты, Калифорнийский технологический институт, Эдинбургский, Торонтский, Колумбийский и Пенсильванский университеты). Под академической поддержкой понимаются не только учебные дидактические материалы, разработанные вузом, но и непосредственное участие преподавательского состава в учебном процессе. Считаю, что в будущем использование таких курсов войдет в обычную практику университетов, школ и колледжей.

В перспективе использование возможностей онлайн-обучения позволит снизить нагрузку на бюджет университетов, ведь осваивать дисциплины дистанционно всегда дешевле. А еще такие курсы предоставляют отличную возможность для обучения на протяжении всей жизни.

Конечно, вместе с активным ростом количества онлайн-курсов актуальным становится признание результатов обучения. Встает вопрос, как доказать работодателю, что твое образование действительно качественное? Один из вариантов решения – использование системы кредитов для курсов по типу той, что используется сегодня в казахстанских вузах (а она, в свою очередь, разработана на основе европейской системы трансфера и перезачета кредитов ECTS). В связи с этим в Европе уже сегодня говорят о необходимости создания рамочного документа, который гармонизирует интернет-образование и образование в интерактивном и автономном режимах.

Процессы информатизации, которые происходили в нашей стране в непростых условиях перемен, в условиях упадка энергетической сферы, неразвитости компьютерных технологий, неготовности учителей использовать их, сегодня можно назвать успешными. Материально-техническая база школ, колледжей и вузов постепенно обновляется. В вузах доступны онлайн-лекции и веб-конференции. Функционируют отечественные порталы по изучению казахского языка: soyle.kz, uchim.kz, kaz-tili.kz. В скором будущем наши вузы по опыту зарубежных начнут разрабатывать и внедрять свои обучающие курсы онлайн.

Кроме развития трехъязычия, ожидается преобразование самой структуры обучения, что также вызывает немало споров. Речь идет о введении 12-летнего цикла обучения. Такая образовательная модель успешно реализуется более чем в 130 странах мира. В США, Японии, Германии, Франции дети уже с раннего возраста получают возможность открывать для себя мир новых знаний. При этом нагрузка увеличивается постепенно, что максимально эффективно подготавливает их к предстоящему обучению в школе.

Безусловно, найдутся критики 12-летней модели обучения. По мнению многих, ребенок должен больше играть и отдыхать, а поучиться еще успеет. Но при огромных потоках постоянно обновляющейся информации человеку просто необходимо получать как можно больше знаний в более короткие сроки. Привитые с самого раннего возраста образовательные навыки в дальнейшем облегчат обучение специалиста.

Переход на новую систему призван подготовить детей к активной и успешной жизни в обществе. Особенностью новой системы станет модель обучения «0+11». Ребенок уже с шести лет начинает развивать способности и навыки, необходимые в современном мире. Такая система сделает переход от среднего образования к высшему более гармоничным и позволит более эффективно сориентировать выпускника школы в выборе его перспектив.

Смена модели обучения кос­нется не только тех, кто будет учиться, но и тех, кто должен учить. В связи с этим встает вопрос о подготовке педагогических кадров, отвеча­ющих высоким требованиям и способных постоянно совершенствоваться. Усиленное внимание государство уделяет подготовке учителей нового формата. Действительно, в свете перехода на 12-летнее обучение, преподавания на трех языках, постепенной трансформации систем управления в вузах роль учителя приобретает максимальную значимость. Но обучить преподавателей «учить по-новому» – нелегкий вопрос. Он потребует значительных усилий со стороны как государства, так и самих учителей.

Международный опыт показывает, что в системах с высокими показателями в сфере образования подготовка педагогов стала национальным приоритетом. Преподавание воспринимается как привлекательная профессия, отбор в педвузы – интеллектуально-требовательный. Педагогическое образование имеет научно-исследовательский характер, с упором на практическую подготовку. Многие страны (Финляндия, Сингапур, Великобритания и другие) используют поэтапную систему отбора выпускников, желающих стать учителями. Отбор проходят только лучшие студенты, действительно готовые связать свою жизнь с преподаванием. Но конечно, большую роль здесь играет престижность профессии, сравнительно высокая заработная плата.

В Государственной программе развития образования и науки РК предусмотрена реализация мероприятий по модернизации педагогического образования. В ближайшее время осуществятся и внедрение новой системы отбора абитуриентов, и языковая подготовка преподавателей, и обучение новым технологиям преподавания.

Очевидно, что качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, нового отношения к ученику. Обновление педагогического образования должно стать комплексным и широкомасштабным мероприятием. Грядущее поколение казахстанцев будет иметь все возможности для развития в соответствии с лучшими мировыми тенденциями. 

Популярное

Все
О четвероногих друзьях заботятся жители Петропавловска
Когда руки не для скуки, а для чистоты города
Наши гребцы завоевали еще три лицензина летние Олимпийские игры
Фиктивные детские сады
В Кызылорде открыли международный автовокзал
Мы все преодолеем!
Любящим родителям нечего бояться
Не пролететь «фанерой» над Алтаем
Модернизация Алматинской ТЭЦ-3 завершится в 2026 году
Одни и те же грабли
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
На суде Байжанов выкрикнул в адрес Бишимбаева: «Он убийца!»
Лишь 7% территории Казахстана покрыто снегом
АПК: в Казахстане очищены 200 км ирригационных сетей
Ашимбаев выступил на семинаре по использованию Big Data в аналитике
Защитник Бишимбаева проявил неуважение к суду
Умер знаменитый итальянский модельер Роберто Кавалли
Спецпоказ полнометражного фильма «Каныш» прошел в Астане
Президент соболезнует в связи с кончиной композитора Абдимомына Желдибаева
«Қаныштай бол! Стань как Каныш!» Такое напутствие получили молодые ученые
Уральск: уровень реки может подняться в любой момент
Более 180 тыс. казахстанцев приняли участие в акции «Таза Қазақстан»
Восстановлено электроснабжение в крупных населенных пунктах Костанайской области
Первые э-бланки разрешения выдали автоперевозчикам Казахстан и Узбекистан
Около 7 тыс. голов сельскохозяйственных животных погибло в результате паводков
Токаев отменил международный форум Астана в связи с паводками в стране
Почти на 600 млн тенге оштрафован Национальный центр экспертизы и сертификации
Десятки фактов дезинформации о паводке выявили в РК
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Не только веселиться, но и наполнять нравственным содержанием
Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
И жент, и курт «оделись» в шоколад
В Алматинской области высажено свыше 17 тыс. саженцев
Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
В Казахстане проживают 1 472 человека с именем Наурыз
Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Елена Рыбакина вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Майами
Полицейские поздравили детей из приюта с праздником Наурыз в Костанае
В нашем ауле праздник ждали с нетерпением
В Москве неизвестные открыли стрельбу из автоматов в торговом центре
Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
Спикер Мажилиса поздравил с Наурыз мейрамы
Маулен Ашимбаев поздравил казахстанцев с праздником Наурыз

Читайте также

Свыше 5,8 тыс. семей получили поддержку государства
Караулы Нацгвардии из-за подтоплений перевезли более 1 700 …
В Аркалыке вручены ключи от новых квартир
Угроза задержки посевной снята

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]