Сокурсники, преподаватели, коллеги художника по цеху пришли задолго до открытия выставки. Они одарили его не только добрыми словами, но и букетами цветов, поздравляя с представительной экспозицией и каталогом живописи, выпущенном к юбилею. Заместитель директора музея по научной работе Светлана Кобжанова и куратор выставки Шарбат Барбаро по достоинству оценили творчество Александра Ермоленко, подчеркнув, что традиции худграфа продолжаются.
Чем-то знакомым, родным веет от полотен художника. В «Садах Талгара», «Старой улочке в Верном», «Реке Или», «Хуторке в горах», «Суюнши» слышны легкие ностальгические нотки по юности. Его пейзажи глубоки, светлы и чисты, а натюрморты словно напоены дыханием старины: с бутонов еще капает утренняя роса, и ее пьют расторопные воробьишки. Или вот маленький котенок с клубочком примостился у цветочной корзинки. Но главное - пейзаж, безыскусный, свободный, с простором, глубиной, музыкой цвета.
- Я рассказываю о Семиречье, о тех уголках, о которых мало говорили художники или же вообще не говорили, - рассуждает автор. - Многие пишут пейзаж, но мало работают на пленэре, поэтому порой это выглядит поверхностно. А пленэр воспитывает, дает заряд позитивной энергии на всю зиму. Работы, написанные на природе, пахнут травой, землей, ветром, в них слышится шепот деревьев, ручья, пение птиц. Поэтому я люблю и степь, и горы, и поля...
Художника не привлекает «сильно зеленое» лето, ему ближе осень, поэтичное многоцветье зрелости природы с ее летящими паутинками и пряным теплом. Впервые Александр увидел, как из акварельных красок можно в два-три мазка «вытащить» яблоко или кружку и сделать их натурально блестящими, на уроках рисования в школе. Вспоминает, что во время учебы (худграф Казахского педагогического института им. Абая) педагоги Юрий Плотников, Владимир Власюк заложили молодому дарованию любовь к живописи и творческий подход к ремеслу, привили соответствующие умения и навыки. После службы в армии Александр работал художником при отделе культуры Талгара. В 1987 году создал художественную мастерскую, занимался дизайном и рекламой. Затем начал работать в живописи профессионально, преподавал академический рисунок в родном вузе, живопись и рисунок - в Ханьшанском педагогическом университете (КНР), где удостоился звания «Профессор живописи». Участник различных выставок, с прошлого года А. Ермоленко является членом Союза художников Казахстана.
- В первую очередь мы учим не рисовать, а иначе видеть мир, - продолжает мой собеседник. - Когда студент начинает видеть мир другими глазами, тогда и начинается художник. Если говорить о пейзажной живописи русской школы, хочется вспомнить Алексея Саврасова, с которого и начался подъем реалистической натурной пейзажной живописи. А перед гениальным Федором Васильевым, прожившим короткую, но яркую жизнь, я просто преклоняюсь. И конечно, Исаак Левитан. Эти три титана являются для меня ориентиром в пейзажной живописи.
Разноплановый художник владеет различными приемами живописи и графики, создавая наряду с портретами и натюрмортами композиции в стиле «ню» и абстрактные работы. Его полотна находятся в более чем 20 странах мира.
Наталья ВАЛУЙСКАЯ,
n.valuyskaya@kazpravda