Елена Брусиловская
Сквозь пространство и время
Народному писателю Казахстана, лауреату Президентской премии мира и духовного согласия, Литературной премии им. Абая, номинанту международного ПЕН-клуба на Нобелевскую премию по литературе была посвящена встреча в Национальной библиотеке в Алматы. Так, как сообщил руководитель ассоциации еврейских национальных организаций РК «Мицва», член Совета Ассамблеи народа Казахстана Александр Барон, решили отметить 93-ю годовщину со дня рождения Мориса Симашко (1924–2000) – одного из основателей школы нового исторического романа в Центральной Азии. Симашко – автор 20 книг, изданных рекордными тиражами более чем на 40 языках, по его сценариям поставлено около 10 фильмов.
– Морис Симашко был и остается выдающимся прозаиком, который, по словам Мурата Ауэзова, умел проникать в иные миры, – отметила, выступая на встрече, автор книги о писателе, заведующая отделом аналитики и внешних литературных связей Института литературы и искусства им. М. Ауэзова Светлана Ананьева. – Мировые цивилизации, древние, но в то же время остро современные, сошлись в его ярких художественных произведениях, публицистической прозе «Дорога на святую землю», книге, которая родилась из поездок с нашим Президентом. В ней Морис Давидович размышляет о вечных вопросах, о проблемах, которые актуальны и в ХХI веке. Одной из основных тем его творчества была идея евразийства.
– Симашко был знаковой фигурой в литературе Казахстана, его хорошо знали далеко за пределами республики, – сказала член Союза писателей РК поэтесса Любовь Шашкова. – Морис Давидович – первый казахстанский автор, опубликовавшийся в самом солидном и популярном советском литературном журнале «Новый мир». Он был самым переводимым казахстанским писателем и на Западе, не случайно во Франции его называли «Морис Симашко, открывший Восток». Он действительно открыл Восток, и не только Западу, но и нам. Мне доводилось брать у него интервью в начале 90-х годов, когда рушились империи, и помню, он говорил, что его интерес к истории не случаен: истории свойственно повторяться, поэтому люди должны знать ее и извлекать из нее уроки. Его маленькая повесть о султане Бейбарсе – это пример огромной любви к своей стране. Помните знаменитые слова Бейбарса о том, что лучше быть подошвой горы у себя на родине, чем горой на чужбине? Эти пророческие слова Симашко подтвердил своей судьбой: по семейным обстоятельствам он вынужден был уехать в Израиль, где вскоре и умер, потому что не смог жить без своей родины, без Казахстана, с которым был связан всеми корнями.
Дружба на всю жизнь
Один из близких друзей Мориса Давидовича, участник Великой Отечественной войны, член Ассамблеи народа Казахстана Леонид Гирш рассказал, как судьба свела их, двух вчерашних фронтовиков, в далеком послевоенном 1947 году в небольшом туркменском городке Мары. Морис Давидович получил сюда назначение после учебы на факультете журналистики КазГУ им. С. Кирова, а до этого он окончил еще и Одесский учительский институт. В Марах Симашко работал корреспондентом областной газеты и преподавал историю древнего мира и средних веков в пединституте. А 22-летний лейтенант Леонид Гирш оказался в этом городке вместе со своим 5-м гвардейским механизированным корпусом, где он служил во время войны и который после победы был передислоцирован в Туркестанский военный округ.
Причем познакомились они при довольно необычных обстоятельствах. Леонид Гирш решил приобрести гражданскую профессию и поступил в Марах на заочное отделение исторического факультета пединститута.
– Учебу приходилось совмещать с довольно напряженной службой, и у меня образовалась задолженность как раз по истории древнего мира и средних веков. Спрашиваю в деканате: «Кому сдавать?» Отвечают: «Есть у нас такой преподаватель Шамис, вот ему». (Симашко – писательский псевдоним Мориса Давидовича. Он перевернул свою фамилию – Шамис, добавив к ней окончание -ко). Захожу в аудиторию – сидит за столом худенький молодой человек в линялой гимнастерочке, перетянутой ремнем, причем гимнастерка явно военного образца. Мы разговорились, забыли даже про зачеты, которые он мне в итоге автоматом поставил. С Морисом мы были одногодками. Стали дружить, позже и семьями, – вспоминал Леонид Юзефович.
Однажды Морис Симашко сказал своему другу Леониду Гиршу, что написал пьесу «На крайнем юге». Ведь именно в этих краях когда-то проходило войско Александра Македонского, более того, в Мерве (так тогда назывались Мары) была стоянка великого полководца. Симашко отдал свою пьесу в Министерство культуры в Ашхабаде, и ее сразу приняли к постановке в Марыйском областном драматическом театре. Премьера прошла с большим успехом, пьеса получила высокую оценку на республиканском конкурсе. Симашко заметили, пригласили в Ашхабад, и он стал работать в республиканской русскоязычной газете «Туркменская искра», активно занялся и литературой.
Два десятка романов и повестей, написанные Морисом Давидовичем, можно сравнить с древними степными курганами, под которыми, как он был уверен, таятся истоки всех сегодняшних социальных процессов. Например, в романе «Маздак» прослеживается природа нынешних катаклизмов Востока, в романе «Емшан» впервые поднимается тема манкуртства, в «Искушении Фраги» вскрывается суть отношений творца с абсолютной властью...
Порой не только история, но и жизнь самого Мориса Давидовича становилась сюжетом его произведений. Пронзительные рассказы «Писание по Бондарю» и «Бербека» связаны с детскими впечатлениями, а повесть «Гу-га» появилась после встречи с бывшим однополчанином. Вспоминая о товарищах по военно-авиационной школе, Морис пишет о том, как он воевал в штрафбате. И что примечательно, повесть эта была первой в советской литературе книгой о штрафных батальонах. Позже она была экранизирована на Одесской киностудии.
Но больше всего, конечно, Мориса Давидовича волновали судьбы Востока, способы государственного устройства, отношения политики и культуры, идея всечеловеческого братства и страшное зло всех времен – терроризм. Темы эти присутствуют едва ли не в каждом его произведении. Ими пронизан и «Четвертый Рим», начатая в Алматы и законченная в Израиле книга, в которой Морис Симашко как бы подытожил свою жизнь. Это – книга-исповедь, книга-завещание.
«Четвертый Рим»
Судьба этой книги оказалась непростой. Морис Давидович ушел из жизни, не успев ее издать. Уже будучи в Израиле, он прислал рукопись Леониду Гиршу, усилиями которого она и вышла в свет. Первые главы книги с подачи классика казахской литературы Абди-Жамила Нурпеисова были напечатаны в журнале казахстанского ПЕН-клуба «Тан-Шолпан» в 2002 году с прекрасным предисловием писателя Герольда Бельгера. Что же касается полного издания «Четвертого Рима», то вот что рассказал руководитель киностудии «ИКС-Б» заслуженный деятель искусств РК Александр Головинский, фильм которого «Миры Мориса Симашко» был показан участникам встречи:
– Когда я решил снимать фильм о Морисе Симашко, эта его книга, вернее, рукопись, и стала тем стержнем, на базе которого мой московский друг, сценарист Сережа Русаков написал сценарий. Тогда же возникла идея – к 90-летнему юбилею Симашко издать «Четвертый Рим». К процессу подключился полковник, боевой человек Леонид Гирш. Он провел колоссальную работу: вышел на Ассамблею народа Казахстана, которая поддержала идею издания книги, потом обратился в Министерство культуры, добился, чтобы были выделены деньги. После смерти Мориса Симашко у него осталась дочь, которая живет в Израиле, и по закону ей принадлежат авторские права на издание книг, поэтому необходимо было получить ее согласие. Леонид Юзефович провел переговоры с Израилем, занимался оформлением большого количества документов. Все это требовало не только много времени, но и сил. В результате книга была издана. Я считаю, что со стороны полковника Гирша это был очередной подвиг, но теперь уже гражданский, который он совершил в память об ушедшем друге.
…В 1999 году Морис Симашко уехал в Израиль к детям и внуку. Ему было 75 лет, но прожил он на земле обетованной всего год.
– Он очень скучал по Казахстану, – подчеркнул Леонид Гирш, – и умер накануне нового XXI века.
Когда из жизни уходит большой человек, а тем более писатель такого масштаба, как Морис Симашко, с ним уходит и его Мир. Но нам остаются его книги и память о нем.