За легкой промышленностью большое будущее

5828
Лаура Тусупбекова
специальный корреспондент

Сегодня мировой объем мирового текстильного рынка оценивается в 960 млрд долларов. Казахстан, обладающий большим потенциалом, может стать одним из важных игроков в этой сфере. Что для этого нужно сделать? Об этом в нашем интервью с президентом Ассоциации предприятий легкой промышленности (АПЛП) РК Салтанат Абдикаримовой.

коллаж Павла Цедилина

– Салтанат Джаксылыковна, нес­колько лет назад дела в легкой промышленности обстояли не лучшим образом. Только одна цифра – мы импортировали в 17 раз больше, чем экспортировали. Как дело обстоит сегодня?

– По уровню потребления продукция легкой промышленности стоит на втором месте после продовольственных товаров, что определяет ее значимость. Для успешного развития легкой промышленности в Казахстане имеется ряд конкурентных преимуществ – благоприятный климат для выращивания хлопкового волокна, возможности для производства шерсти и кожевенного сырья, выгодное геополитическое расположение, наличие транспортной инфраструктуры. Тем не менее сегодня легкая промышленность Казахстана испытывает ряд серьезных проблем, ее доля в ВВП страны занимает 0,11%, в промышленном производстве – 0,43%, в обрабатывающей промышленности – 0,93% (январь – май 2024 года).

В 2010–2014 годах была реализована Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010–2014 годы, в рамках которой легкая промышленность была включена в перечень приоритетных отраслей экономики. Однако в следующих программах индустриализации приоритеты были иными. Как результат, с 2000 по 2024 год доля легкой промышленности в структуре промышленности республики снизилась с 2,0 до 0,5%. Численность производственного персонала за этот период сократилась с 25,6 до 13,0 тысячи человек. За период 2015–2024 годов более 40% предприятий легкой промышленности приостановили свою деятельность или находились в состоянии ликвидации. В легкой промышленности самая низкая заработная плата – около 180–200 тысяч тенге.

По данным на 1 января 2023 года, в отрасли действуют 1 420 предприятий, из них 97% – малые.

За январь – апрель 2024 года объем рынка легкой промышленности РК составил 1 358,3 миллиона долларов США (457,8 миллиарда тенге), где на долю казахстанских производителей приходится 6,4%. При этом для обеспечения экономической безопасности эта доля должна быть как минимум на уровне 30%.

Наиболее экспортируемыми товарами являются сырье и полуфабрикаты (хлопковое волокно и хлопчатобумажная пряжа). Тогда как импортируется готовая продукция с высокой добавленной стоимостью. Стране угрожает риск навсегда остаться сырьевым придатком развитых стран.

При этом легкая промышленность может стать приоритетной для диверсификации экономики. Она обеспечивает высокую занятость населения, в основном среди женщин. Для реализации этого потенциала нужен комплекс мер, принятие которых зависит от большого количества стейкхолдеров.

– Но достаточно ли своего сырья для того, чтобы отрасль чувствовала себя комфортно?

– В Казахстане имеются кожевенные предприятия, при этом все они работают с низкой загрузкой из-за необес­печенности сырьем, что в принципе решаемо: нужны только внимание и заинтересованность государственных органов.

Основная причина недозагрузки перерабатывающих предприятий – отсутствие системы заготовки сырья. 80% заготовки шкур приходится на частных лиц, работающих в «серой зоне».

Отсутствует инструмент субсидирования на сдачу шкур отечественным производителям, не исполняются требования закона «О ветеринарии» (по забою и формальной выдаче ветеринарного сертификата), высокая налоговая нагрузка ввиду закупа шкур у неплательщиков НДС, высокая конкуренция со стороны участников теневого рынка шкур, высокая кредитная нагрузка кожевенных предприя­тий, высокая стоимость химикатов.

Потенциал переработки три миллиона шкур КРС используется только на 13%, остальное экспортируется. Для обеспечения кожевенных заводов сырьем был введен запрет на вывоз шкур в необработанном виде. Однако не приняты комплексные меры, направленные на реализацию потенциала запрета.

Производство изделий из шерсти – не только приоритетная задача легкой промышленности, но и крупная проблема для экономики, которую необходимо решать в ближайшее время.

Шерсть тонкая и полутонкая продавалась за бесценок контрафакт­ным путем. Сумма экспорта, если это можно назвать экспортом, сос­тавляет около 900 тысяч долларов США. Свыше 25 тысяч тонн шерсти, которая произведена в основном в личных подсобных хозяйствах, из-за отсутствия системы сбора и заготовки уничтожается.

В стране не производятся пряжа для трикотажного производства, суконные и камвольные ткани из шерсти. В результате швейные предприятия вынуж­дены закупать практически 100% дорогих шерстяных тканей из-за рубежа.

Предприятия первичной переработки шерсти (ПОШ) практически простаивают. Некоторые находятся на грани банкротства. Добавьте сюда износ оборудования и морально устаревшую технику.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо создать сервисно-заготовительные центры сбора шерсти на территории республики, модернизировать ПОШ, оснастить их современным оборудованием, позволяющим комплексно перерабатывать шерсть. Требуется селекционная работа в овцеводстве для осветления грубой и полугрубой шерсти.

Потенциал переработки существует в части выпуска камвольной пряжи и тканей, а также суконных тканей, которые сегодня на 100% импортируются.

– А что с кадрами, достаточно ли специалистов?

– Несмотря на то что в стране достаточно учебных заведений, готовящих специалистов для этой сферы, многие выпускники не хотят связывать свою карьеру с производством, учитывая тяжелые условия труда и низкую заработную плату при высокой трудоемкости и ответственности на предприятиях легкой промышленности.

Существуют высокая текучесть кадров и дефицит не только рабочих, швей, портных, но и технических работников высшего и среднего звеньев. Из-за нехватки квалифицированных кадров некоторые предприятия вынуждены обучать специалистов на производстве своими (собственными) силами, затрачивая на это дополнительное время и финансовые ресурсы.

Сейчас легкая промышленность в Казахстане во многом поддерживается ведомствен­ными госзаказами, за счет которых швейные предприя­тия пока еще находятся на плаву. Но в государственных закупках участвует большое количество поставщиков. И надо признать, что, даже выиграв конкурсы на поставку продукции легкой промышленности, экономически целесообразнее размес­тить производство товаров за рубежом, чем производить их в стране! Этот факт должен быть рассмотрен очень внимательно, и необходимо принять меры для недопущения оттока средств за рубеж. В связи с этим нужно предусмотреть возможность долгосрочных партнерских отношений заказчика и поставщика (например, как долгосрочные отношения мировых спортивных команд и производителей спортивной одежды и обуви).

Предприятия легкой промышленности часто ожидают так называемые отложенные убытки. Это когда компании заключают договоры, а сырье покупают по «новым» ценам, но корректировки цен в госзаказах из-за подорожания сырья и комплектующих не происходит.

– Какие меры поддержки отрасли оказывает государство? И почему эта помощь не меняет ситуацию?

– Меры поддержки, конечно, сущест­вуют, и необходимо отметить, что благодаря им легкая промышленность еще выживает. Однако их недостаточно, и они не учитывают особенностей подотраслей. Каждая подотрасль требует своего отдельного комплекса инструментов поддержки. К сожалению, в настоящее время Правительством принимаются те или иные меры поддержки, распространяемые на все отрасли, а вот насколько они приемлемы для каждой подот­расли, выясняется намного позже. Было бы целесо­образнее перейти на более узкие отраслевые меры господдержки и синхронизацию их между собой.

Легкая промышленность в год платит всего около 16 млрд тенге налогов, но не имеет налоговых льгот, при этом машиностроение имеет льгот на 180 млрд тенге в год. И дело не в том, что кто-то специально не предоставляет налоговые льготы для предприятий легкой промышленности, а в том, что правила их получения написаны так, что предприятия легкой промышленности не соответствуют требованиям или критериям получения этих льгот.

– В чем вы видите решение проб­лем?

– Мы предлагаем следующие меры для развития легкой промышленности. Необходима передача функций и полномочий Министерства промышленности и строительства в части развития сырья (хлопок-волокно, кожа, шерсть) в Министерство сельского хозяйства. Также нужно вводить стимулирование глубокой переработки шерсти, конопли, хлопка через внедрение субсидий на готовую продукцию и химреактивы по аналогии с сельским хозяйством.

Необходимо активное продвижение готовой продукции на внутреннем и внешних рынках путем определения квоты на представленность отечественных товаропроизводителей во всех объектах торговли или выделения средств и создания дистрибьюторских сетей в каждом регионе путем покупки продукции легкой промышленности.

Крайне важна защита внутреннего рынка от импортной экспансии. Здесь мы предлагаем внедрение обязательной маркировки всех ввозимых товаров легкой промышленности, повышение таможенных пошлин на люксовые и премиум-класса бренды. Необходимо также принятие эффективных долго­срочных комплексных мер государственной поддержки (не менее пяти лет), начиная от обеспечения предприятий сырьем на всех этапах.

Мы предлагаем компенсацию затрат на инвестиции, оборудование, персонал и консультационные услуги для развития компетенций в размере минимум 70–80% или предоставление льготных длинных оборотных средств, а также стимулирование экспорта товаров из натурального местного сырья.

Кроме того, мы просим на пополнение оборотных средств предоставлять компаниям сроком на пять лет дополнительные финансовые ресурсы по ставке 0% в размере оплаченных налогов за предыдущий год.

Есть и предложения по проекту нового Налогового кодекса в части установления пониженной ставки корпоративного подоходного налога (КПН) для обрабатывающей промышленности.

Наша ассоциация предлагает рассмотреть вопрос предоставления временной меры поддержки для произ­водителей товаров собственного производства сферы легкой промышленности сроком на пять лет посредством уменьшения суммы исчисленного КПН на 100% при определении суммы КПН, подлежащей уплате в бюджет.

Также мы предлагаем рассмотреть вопрос предоставления временной меры поддержки для производителей товаров собственного производства сферы легкой промышленности сроком на пять лет посредством освобождения от НДС оборотов по реализации товаров собственного производства.

Принимая во внимание географическое расположение Казахстана и соседство со странами, где поддерж­ка сектора легкой промышленности представлена более эффективно, чем в Казахстане, предлагается рассмотреть примеры наиболее приемлемой международной практики стран СНГ, а также меры поддержки, применяемые в европейских странах.

Популярное

Все
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
Рахмет от звезд: как прошел концерт Backstreet Boys в Астане
Должникам теперь не скрыться
Токаев провел ряд встреч и переговоров в Нью-Йорке
Супертайфун «Рагаса» идет на Вьетнам
Сел за решетку на всю жизнь
Какие участки дорог перекроют в Астане
Казахстан играет ключевую роль в качестве логистического хаба – Глава государства
Четыре страны признали палестинское государство
Президент высказался о восстановлении надежной архитектуры безопасности в мире
Касым-Жомарт Токаев выступил на Генеральной Ассамблее ООН
Минфин внедряет цифровой контроль господдержки
Лучших операторов беспилотников определили в Жамбылской области
Олимпиады в цифровом формате: платформу SMART Daryn разработали в Казахстане
В алматинском акимате придумали способ повысить вдвое зарплату дворникам
Касым-Жомарт Токаев обозначил экономические приоритеты Казахстана
Цифровизация и ИИ стали национальным приоритетом в Казахстане - Глава государства
Первая в Центральной Азии Академия ФИФА
В Москве объявлен победитель «Интервидения»
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Началось возведение энергоблока
Кубок Senat Open разыграли в Астане
Началось строительство плодоконсервного завода
Цифровая трансформация судебной системы
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Генпрокуратура начала расследование в отношении Кайрата Кожамжарова

Читайте также

Меры господдержки производителей и экспортеров зерна продли…
В Жамбылской области дан старт строительству завода мощност…
От обогатительной фабрики до цементного завода
Названы сроки запуска завода по производству снеков в Алмат…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]