За нерушимость государства

1630

Казахстанцы и мировое сообщество стали свидетелями небывалых событий, которые нарушили покой миллионов граждан одного из самых мирных государств планеты. Акты терроризма, вандализма, мародерства повлекли невосполнимые людские потери и нанесли серьезный материальный урон. Об уроках этой трагедии мы попросили высказаться известного эксперта по исследованию протестных настроений, экстремизма и терроризма, доктора исторических наук, профессора, академика Саттара Мажитова.

– Мирное празднование 30-летия Независимости Казахстана сменилось испытанием эпохального масштаба. Протестные митинги по поводу цен на сжиженный газ и восстановления социальной справедливости по ряду социально-экономических вопросов были мирными, и все ждали их справедливого разрешения.

Но эта картина была нарушена в одночасье, когда на северо-западе Алматы и в других регионах стали собираться толпы. Никто не мог предположить, что за всем этим стояли экстремистские сценарии, которые привели в действие террористы и бандиты, вставшие во главе протестов, как это прозвучало в обращении Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева к народу страны.

Попытки государственного переворота и сопровождающие их последствия породили синдром известной сцены из фильма «Свадьба в Малиновке», когда герой невольно проявлял признаки социальной мимикрии. Такое состояние вполне закономерно и исторически оправдано. Но в противовес этому есть испытанные временем и жизнью исторические ценности предыдущих и ныне живущих поколений. Ориентир на них подобен путеводной звезде, который всегда выводил людей на путь истины.

В эти дни и минуты в головах не только алматинцев, но и всех казахстанцев, тех, кто сочувствует нам и является патриотом Казахстана, происходит переосмысление произошедшего, и ценностей в том числе. Особенно молодежь в эти дни проявляет уверенность, что день завтрашний будет совершенно другим. Это уже не состояние постпандемического мира, когда пошатнулась вера в планетарную будущность, а уверенность в прокладывании основ новой мостовой человечества. Прошло время прожигать дарованную нам жизнь в иллюзиях и удовлетворении сиюминутных потребностей.

Оказалось, во имя мира можно жить без Интернета и отравляющих природу человека негативом социальных сетей. Более того, нужно иметь в себе силы попросить по-человечески поднявшего руки на чью-либо собственность не делать этого. В период беспорядков на одном бутике заметил надпись: «Я сама открыла этот бизнес. Мне 24 года. Амина. БІЗ БІРГЕМІЗ». После таких слов, если кто-то бросится обирать бутик Амины, то он станет ни кем другим, как террористом и бандитом, о чем говорил Президент.

Облик современного мира уже немыслим вне процессов глобализации и интернационализации не только мирохозяйственных, а прежде всего коммуникации межличностных связей. Другое дело, что порождаемые ими политические, социально-экономичес­кие, культурные и иные последствия дают знать о себе по-разному во всех частях света. И порой далеко не сразу. Говорю об этом не случайно, поскольку
на протяжении многих лет занимаюсь теорией и историей протестных настроений, проблем экстремизма, терроризма и их последствий.

Листая документы в личном архиве, обнаружил, что еще в 2013 году мною был предложен проект прикладного исследования на тему «Факторы социальной напряженности и протестности в Казахстане: опыт истории и современность». В качестве основной цели исследования было определено: обеспечение руководства страны достоверной информацией и рекомендациями по основным факторам социальной напряженности и протестности в казахстанском обществе с акцентом на прогнозирование особенностей их проявления в регионах в условиях современности. Документ был отправлен в важный государственный орган и там задержался. Пишу об этом потому, что голоса экспертов должны быть услышаны своевременно.

В то же время то, что в эти дни происходит в Казахстане, показывает, насколько остро стоит проблема негативов глобализации в виде различных форм протеста в странах, где стоит вопрос о национальной тождественности, и в обществах, которые находятся в поисках созидательной национальной идеи. Порождаемые глобализацией кризисные ситуации требуют своего теоретичес­кого осмысления в целях избегания крайних форм протеста. Хотя набирающие темпы процессы глобализации дают знать о себе через многообразные явления и механизмы, что и показали январские события в Алматы.

Униформизация мира стала реальной опасностью. Лишь обращение к истокам народов и наций, анализ и постоянное присутствие их цивилизационной сущности могут стать выходом из создавшейся ситуации. Говоря же о цивилизации, мы должны иметь в виду прежде всего проблемы общих корней народов, их историческое прошлое, традиции политической борьбы и государственности.

Актуализация темы социальной напряженности и протестности тесно связана с приоритетами развития современного казахстанского общества, население которого имеет аграрное прошлое. В истории народного протеста резче всего проявляются особенности феномена восприятия и мышления. Это позволяет сделать объективные заключения по поводу менталитета как всей нации, так и ее будущего. Как отмечал известный философ XX века Уильям Джеймс: «...всякая вещь становится хорошей или дурной только благодаря вашей собственной мысли о ней», и поэтому «основной вашей задачей оказывается власть над своими мыслями».

Своевременный анализ всей исторической ретроспективы эволюции сознания, особенно в периоды социально-политических и экономичес­ких потрясений и кризисов, призван выработать правильные механизмы путей установления социального мира и согласия в обществе. С другой стороны, глобальные вызовы человечества, происходящие в современном мире, во многом могут быть предотвращены через установление диалога с внутренним миром человека.

Общеизвестно, что отцы, деды, прадеды и прапрадеды нынешнего поколения совершали мучительно трудные шаги в свое будущее – наше настоящее. Их социальная биография может многое объяснить по вопросам современных достижений и понимания проблем хрупкого мира.

Главный урок казахстанской трагедии состоит в том, что наступил конец истории строительства храмов на песке. Суть состоит в том, что человечество должно строить единый дом, в котором нет места бесчеловечности, победе над здравым смыслом, вторжению в личное пространство отдельно взятого человека, диким последствиям рынка и рыночных отношений, страху перед человеком. В нем будет каждый обеспечивать безопасность каждого и ответственность всех.

Популярное

Все
И дольше века газетный день
Карасайское послание из прошлого
Ее часто спрашивают: «Руың кiм?»
Мост для межэтнического общения
Турар Рыскулов и деятели «Алаш»
История Карлага оживает в Бильбао: будущий хит Netflix
Любовь к родной земле
Первопроходцы стальной магистрали
Счастливый ли билет?
Зимняя сказка на юге
Ряды Международного Панфиловского движения пополнили школьники Байконыра
«Один я не справился бы»
С заботой о земле
Призвание и признание Алии Ахетовой
Бесславный конец «Тайфуна»
Научные перспективы страны
На благо людей
Сельский меценат построил комфортабельные дома односельчанам
Указ Главы государства
Указ Главы государства
Производство шоколада может прекратиться
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Жамбылские школьники показали лучшие знания по республике
В Тбилиси спецназ разогнал протестующих водометами
Вдохновлять собственным примером
Торговые ограничения в отношении Казахстана не имеют смысла – Даррен Спинк
Гибридную электростанцию построят в Мангистау
Прорыв в дорожной сфере
Пять представительниц Казахстана по боксу пробились в финал чемпионата Азии
Токаев: «ООН нуждается в реформировании»
«Котико» для котиков с улицы
«Айсулу»: о времени, о людях, о себе
Постепенное повышение температуры пообещали синоптики на этой неделе
Пассажирский автобус перевернулся на трассе Алматы–Ташкент
Ограничено движение транспорта в Алматинской области
В Казахстане по основным видам продтоваров обеспеченность составляет 80-100%
Камеры Sergek появятся в Алматинской области
Развитие предпринимательства – основа успешной экономики
Тренер по боксу Ерик Маржикпаев отстранен от участия в соревнованиях по боксу на два года
Создавать живое позитивное искусство
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
В Кызылординской области открылась первая «Комфортная школа»
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Будем здесь учиться на хорошо и отлично
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Кызылординский рис: от поля до стола
Грустные думки аграрные
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
Глава государства посетил выставку сельхозтоваропроизводителей
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Токаев побеседовал с казахстанскими студентами в Будапеште

Читайте также

Не верить фейкам, свернуть репитеры
Сносят самострой
Ошибка арбитров повлияла на результат
Земельный вопрос

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]